г. Москва |
|
22 октября 2009 г. |
Дело N А40-62722/09-80-381 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Крекотнева С.Н
судей: Кольцовой Н.Н., Хвощенко А.Р.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Крекотневым С.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России N 47 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2009 г.
по делу N А40-62722/09-80-381, принятое судьей Юршевой Г.Ю.
по иску (заявлению) Иностранной организации "Омьер Трэйдинг Лимитед" (Британские Виргинские острова)
к Межрегиональной ИФНС России N 47 по г. Москве
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (заинтересованного лица): Васильев А.Г. по доверенности N 05/088 от 31.12.2009г.;
УСТАНОВИЛ:
Иностранная организация "Омьер Трэйдинг Лимитед" (Британские Виргинские острова) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС России N 47 по г. Москве от 12.03.2009г. N 33 "Об отказе в возмещении (зачете) суммы налога на добавленную стоимость".
Решением суда от 05.08.2009г. требование Иностранной организации "Омьер Трэйдинг Лимитед" (Британские Виргинские острова) удовлетворено. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, нарушает права налогоплательщика.
МИ ФНС России N 47 по г. Москве не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения судом норм материального права, в удовлетворении требования Иностранной организации "Омьер Трэйдинг Лимитед" (Британские Виргинские острова) отказать, утверждая о законности решения от 12.03.2009г. N 33.
Иностранная организация "Омьер Трэйдинг Лимитед" (Британские Виргинские острова) представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленных заявителем уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2006 года и предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации документов, Инспекцией составлен акт от 30.12.2008г. N 719 и с учетом возражений налогоплательщика 12.03.2009г. вынесены решения: N 137 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; N 33 об отказе в возмещении (зачете) суммы налога на добавленную стоимость.
Оспариваемым решением налогоплательщику уменьшен исчисленный в завышенном размере налог на добавленную стоимость, подлежащий уменьшению (возмещению) за сентябрь 2006 г. на сумму 827 016, 60 руб., взыскан неуплаченный налог на добавленную стоимость за сентябрь 2006 г. в размере 566 605 руб. и пени, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.26).
Указанные решения оставлены без изменения и признаны вступившими в законную силу Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве (т.1 л.д.39).
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Из материалов дела следует, что иностранная организация на территории Российской Федерации осуществляет инвестиционную деятельность в строительство, а также получает доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося у неё на праве собственности в соответствии с нормами законодательства России.
Постановка на учет заявителя в налоговых органах на территории Российской Федерации осуществлялась в следующем порядке.
Свидетельством об учете в налоговом органе выданным 02.11.2005 года Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве подтвержден учет в налоговом органе иностранной организации ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД в целях открытия счета в банке (серия 77 N 006964286). Код иностранной организации 18939; Код причины постановки на учет 775087001 (т. 1 л.д. 19).
На основании Договора купли-продажи незавершенного строительством объекта и земельного участка от 24.11.2005 года, зарегистрированным 05.12.2005 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД выданы свидетельства о государственной регистрации права (Серия 36-АБ 402026; Серия 36-АБ 402027), подтверждающие право собственности Компании на незавершенный строительством объект и земельный участок, расположенные по адресу: город Воронеж, Ленинский район, улица Промышленная, дом 4.
Свидетельством о постановке на налоговый учет в налоговом органе подтверждена постановка на учет в Инспекции ФНС России по Ленинскому району города Воронежа, в связи с постановкой на учет недвижимого имущества (серия 36 N 001520281). Дата постановки на учет 26.01.2006 года. Присвоен идентификационный номер налогоплательщика 9909189399 с кодом причины постановки на учет 366470001 (т. 1, л.д.20).
На основании договора о внесении имущества в уставный капитал от 01.06.2006 года; решения Корпорации Голденарк Холдингс Лимитед от 01.06.2006 года; акта приема-передачи имущества от 19.06.2006 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Москве 17.08.2006 года ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД выдано свидетельство о государственной регистрации права (Серия 77 АГ 453713), подтверждающее право собственности на нежилое помещение площадью 2 423, 2 кв.м., расположенное по адресу: город Москва, улица Б. Полянка, дом 54, строение 1.
Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, выданным Межрайонной инспекцией ФНС России N 47 по г. Москве, подтверждена постановка на учет в МИ ФНС России N 47 по г. Москве в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации (серия 77 N 0423743). Дата постановки на учет 16.11.2006 года, идентификационный номер налогоплательщика 9903189399, ранее присвоенный Инспекцией ФНС России по Ленинскому району города Воронежа и присвоен код причины постановки на налоговый учет 774751001 (т. 1, л.д. 21).
Согласно пункту 3 статьи 144 Налогового кодекса Российской Федерации иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории РФ подразделений иностранной организации.
Из пунктов 2 и 3 статьи 144 Кодекса следует, что налог должен уплачиваться по операциям только тех подразделений иностранной организации, которые состоят на налоговом учете по НДС в порядке пункта 2 статьи 144 Кодекса. По операциям иных обособленных подразделений НДС должен уплачиваться налоговыми агентами.
Следовательно, в случае наличия нескольких зарегистрированных в порядке пункта 2 статьи 144 Кодекса подразделений иностранной организации, данный налогоплательщик должен выбрать подразделение, по месту регистрации которого будет сдаваться общая налоговая декларация и уплачиваться НДС.
При этом, от добровольной постановки организаций на налоговый учет по НДС в порядке статьи 144 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо отличать обязательную постановку в порядке статьи 83 Кодекса.
Порядок постановки на учет иностранных организаций в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлен в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций утвержденный Приказом МНС РФ от 07.04.2000 года N АП-3-06/124.
Следовательно, исходя из положений указанных документов, обязательная постановка на налоговый учет иностранных организаций осуществляется не в связи с уплатой НДС, а в связи с выполнением налоговой обязанности по налогу на прибыль, налогу на имущество и других налогов. Налоговым кодексом Российской Федерации специальной постановки на учет налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено.
Статья 144 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает форму уведомления, которое иностранная организация должна направить в налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, и данной нормой не предусматривается право налоговых органов утверждать такую форму. Уведомить налоговые органы о выборе подразделения, по месту нахождения которого будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться налог, иностранная организация может в любое время, поскольку срок представления уведомления статьей 144 Кодекса не установлен.
Как пояснил заявитель, уведомление налогоплательщиком в налоговый орган направлено в форме налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 144 Налогового кодекса Российской Федерации, иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех подразделений иностранной организации, находящихся на территории Российской Федерации.
Плательщиком налога на добавленную стоимость на территории Российской Федерации признается иностранная организация по месту осуществления ею деятельности, в результате которой возникают облагаемые данным налогом обороты и определяется размер налоговых обязательств.
Оспариваемое решение не содержит норм права, которые нарушены налогоплательщиком при включении им в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость сумм налога на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налоговые вычеты производятся при соблюдении следующих условий: наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав; при наличии соответствующих первичных документов.
В обоснование правомерности применения налоговых вычетов налогоплательщиком к проверке представлены: договоры, книга покупок за сентябрь 2006 г., полученные счета-фактуры; акты выполненных работ; платежные поручения, подтверждающие оплату товаров, работ, услуг за сентябрь 2006 г., книга продаж; выписки из лицевого счета, что отражено в оспариваемом решении.
Налоговым органом не установлено нарушений требований статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а также инспекция не имеет претензий к оформлению представленных документов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, право на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику (заказчику) подрядчиком, зависит от порядка принятия на учет выполненных работ, а не от ввода в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию здания. Также данное право на налоговый вычет у налогоплательщика возникает с момента постановки на налоговый учет вне зависимости от оснований такой постановки.
Довод инспекции о неверном заполнении налоговой декларации за рассматриваемый период отклоняется апелляционным судом, поскольку заявителем подана уточненная налоговая декларация, в которой Раздел 3 заполнен. В соответствии с положениями пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию, а налоговый орган обязан принять такую декларацию. Кроме того, налоговый орган не уведомил налогоплательщика о неверном заполнении первоначально поданной декларации, что является нарушением ст. 88 Кодекса.
Довод заинтересованного лица об отсутствии у иностранной организации деятельности, направленной на извлечение прибыли, является несостоятельным, поскольку в августе 2006 г. заявителем приобретено имущество на территории г.Москвы, которое сдавалось в аренду, что инспекцией не опровергнуто. Кроме того, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов.
Довод инспекции о подписании договоров и счетов-фактур по деятельности в г.Воронеже лицами, работающими в Московском представительстве и указании в счетах-фактурах КПП Московского представительства, также не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов, не свидетельствует о нарушении статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в оформлении счета-фактуры.
Указание в счете-фактуре КПП в силу п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации не является обязательным. Лица, подписавшие договоры, действовали от имени иностранной организации ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД на основании доверенностей, что указано в договорах и не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2009 г. по делу N А40-62722/09-80-381 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62722/09-80-381
Истец: Омьер Трейдинг Лимитед
Ответчик: МИФНС РФ N 47 по г. Москве
Третье лицо: МИ ФНС РФ N 47 по г Москве
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19108/2009