г. Москва |
|
21 октября 2009 г. |
Дело N А41-10342/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Бархатова В.Ю., Слесарева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кожакина Л.Н., доверенность от 01.09.2009 N 32д,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве: не явились, извещены надлежащим образом; от Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 19.08.2009 по делу N А41-10342/09,
принятое судьей Козловым Р.П.,
по заявлению Комитета по управлению имуществом города Долгопрудный Московской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области о признании незаконным отказа от 18.12.2008 N 42/021/2008-368 в государственной регистрации права собственности, при участии в качестве третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Долгопрудный Московской области (далее - заявитель, Комитет по управлению имуществом) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа от 18.12.2008 N 42/021/2008-368 Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - управление) в государственной регистрации права собственности муниципального образования города Долгопрудного Московской области на объект недвижимого имущества - водопроводную сеть, расположенный по адресу: Московская область, город Долгопрудный, улица Павлова, дом 14, протяженностью - 47,5 метра и об обязании зарегистрировать право собственности муниципального образования города Долгопрудного Московской области на указанный объект недвижимости.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.08.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (том 2, л.д. 38-40).
В судебное заседание не явились представители управления, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Министерства обороны Российской Федерации, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении.
Представитель Комитета по управлению имуществом против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу. По мнению комитета по управлению имуществом, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба управления - необоснованной. Комитет по управлению имуществом ссылается, что в данном случае управлению следовало применить норму, установленную абзацем 2 пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, комитет по управлению имуществом обратился 19.08.2008 в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - водопроводную сеть, расположенную по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Павлова, д. 14.
Уведомлением управления от 14.10.2008 N 42/021/2008-368 сообщено о приостановлении государственной регистрации на один месяца до 13.11.2008 на основании заявления муниципального образования города Долгопрудный от 14.10.2008 вх. N 42/018/2008-346 для подтверждения полномочий казенного предприятия по распоряжению имуществом (том 1, л.д. 87).
Уведомлением от 13.09.2008 N 42/021/2008-368 управление сообщило Комитету по управлению имуществом о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц до 12.10.2008 в связи с необходимостью представления заявителем дополнительных доказательств (сведений, документов) наличия оснований для проведения государственной регистрации (том 1, л.д. 91-92).
По результатам рассмотрения заявления Комитета по управлению имуществом от 19.08.2008 вх. N 42/021/2008-368, управлением отказано в государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимого имущества и в адрес заявителя направлено сообщение от 18.12.2008 N 42/021/2008-368 об отказе в государственной регистрации. При этом управлением указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в техническом паспорте линейного сооружения от 21.03.2006, отсутствуют сведения о государственной регистрации права оперативного управления Ленинградской квартирно-эксплуатационной части района Московского военного округа на указанный объект недвижимого имущества в связи с чем, у казенного предприятия отсутствует правомочие по распоряжению объектом недвижимого имущества - водопроводной сетью, расположенным по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Павлова, д. 14, путем его передачи в собственность Муниципального образования город Долгопрудный Московской области (том 1, л.д. 6).
Не согласившись с отказом управления от 18.12.2008 N 42/021/2008-368, Комитет по управлению имуществом обратился с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у управления правовых оснований для приятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности на рассматриваемый объект недвижимости, поскольку комитетом по управлению имуществом представлены в управление надлежащие правоустанавливающие документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 17, 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также иные документы, которые в соответствии с действующим законодательством подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Судом установлено, что Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом издано распоряжение от 27.08.2007 N 1404 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в Федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Ленинградская квартирно-эксплутационная часть района Московского военного округа", в собственность муниципального образования "Город Долгопрудный Московской области", муниципального образования "Люберецкий район Московской области", муниципального образования "Истринский район Московской области" (том 1, л.д. 7-16).
В соответствии с названным распоряжением недвижимое имущество согласно перечню (том 1, л.д. 10-16) передается муниципальным образованиям.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03.10.2007 N 1584 в распоряжение от 27.08.2007 N 1404 внесены изменения (том 1, л.д. 17-25) относительно передачи в собственность муниципального образования "Город Долгопрудный Московской области" следующих объектов недвижимости: жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Павлова, д. 14 в/г 65; тепловой магистрали к указанному жилому дому, протяженностью 52 метра; канализационных сетей к указанному жилому дому, протяженностью 71,6 метра; водопроводной сети к указанному жилому, протяженностью 47,5 метра.
Акт о приеме-передаче объекта основных средств, а именно водопроводной сети к жилому дому, расположенному по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Павлова, д. 14 в/г 65, от 14.11.2007 N 3, утвержден начальником Ленинградской квартирно-эксплуатационной части района Московского военного округа, исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Росимущества по г. Москве, Главой г. Долгопрудный Московской области (том 1, л.д. 109-111).
Постановлением Главы города Долгопрудный Московской области от 11.04.2008 N 272-пг "О приеме в муниципальную стоимость города Долгопрудный федерального имущества - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Павлова, д. 14 в/г 65 и инженерных сетей к данному жилому дому, переданных Ленинградской квартирно-эксплуатационной части района Московского военного округа" в муниципальную собственность города Долгопрудный приняты жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Павлова, д. 14 в/г 65 и инженерные сети к данному жилому дому (том 1, л.д. 106-107).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу названного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным законом.
Следовательно лицо, ставшее собственником недвижимого имущества до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, вправе реализовывать свои полномочия независимо от государственной регистрации его прав в порядке, установленным названным законом. Отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права на недвижимое имущество не свидетельствует о незаконности сделки по отчуждению этого имущества, соответственно, такая сделка порождает правовые последствия, на которые была направлена, независимо от наличия государственной регистрации такого права.
Судом установлено, что Комитетом по управлению имуществом для государственной регистрации права собственности представлено в управление постановление Главы города Долгопрудный Московской области от 11.04.2008 N 272-пг "О приеме в муниципальную стоимость города Долгопрудный федерального имущества - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Павлова, д. 14 в/г 65 и инженерных сетей к данному жилому дому, переданных Ленинградской квартирно-эксплуатационной части района Московского военного округа".
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по городу Москве от 27.08.2007 N 1404 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Ленинградская квартирно-эксплутационная часть района Московского военного округа", в собственность муниципального образования "Город Долгопрудный Московской области", муниципального образования "Люберецкий район Московской области", муниципального образования "Истринский район Московской области" и распоряжения Территориального управления Федерального агентства по распоряжению федеральным имуществом по городу Москве от 03.10.2007 N 1584 "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве от 27.08.2007 N 1404" (том 1, л.д. 17-18), распоряжение имуществом осуществлено уполномоченным органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом и Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве, утвержденным Приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37.
Доводы управления сводятся к тому, что у Ленинградской квартирно-эксплуатационной части района Московского военного округа не зарегистрировано право оперативного управления на объекты недвижимого имущества, и, следовательно, у казенного предприятия отсутствуют правомочия по распоряжению объектами недвижимого имущества путем их передачи в собственность Муниципального образования город Долгопрудный Московской области.
Однако представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие законных оснований у Комитета по управлению имуществом на обращение в управление с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - водопроводная сеть, расположенная по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Павлова, д. 14.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При этом обоснованность включения в указанный реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом при наличии спора о праве собственности на объект недвижимости.
Исходя из смысла указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вопрос об обоснованности включения в указанный реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.
В данном случае какого-либо спора о праве не имеется, что подтверждено. При этом волеизъявление государственного органа, наделенного полномочиями по управлению Федеральной собственностью подтверждается распоряжениями от 03.10.2007 N 1584 и от 27.08.2007 N 1404, которые представлены в числе других документов и на государственную регистрацию.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значения для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.08.2009 по делу N А41-10342/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10342/09
Истец: Комитет по управлению имуществом г. Долгопрудный Московской области
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества по г. Москве, Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4825/2009