г. Москва |
|
28 октября 2009 г. |
Дело N А41-24171/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Слесарева А.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кузнецова А.М.,
при ведении протокола судебного заседания Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве
на решение Арбитражного суда Московской области от 03.09.2009 г.
по делу N А41-24171/09,
принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кроношпан" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2009 г. N 453-09/2884М,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кроношпан" (далее - ООО "Кроношпан" , общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2009 г. N 453-09/2884М о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 120144 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.09.2009 г. заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, административный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в связи с тем, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Административный орган указал на доказанность вины в действиях ООО "Кроношпан".
ООО "Кроношпан" представлен отзыв на апелляционную жалобу , в котором ссылается на отсутствие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным органом не учтен тот факт, что общество предприняло все возможные меры для побуждения ООО "Украинская логистическая компания" к перечислению денежных средств на счет заявителя в уполномоченном банке в установленный контрактом срок.
В судебное заседание апелляционного суда представители общества и Управления не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Кроношпан" (резидент Российской Федерации) и обществом с ограниченной ответственностью "Украинская логистическая компания" (Украина, деле - ООО "Украинская логистическая компания") заключен торговый договор (далее - контракт) от 19.08.2005 г. N 2005146 на поставку товара, платежной валютой по которому является евро.
31.08.2005 г. на основании указанного контракта заявителем в уполномоченном банке (закрытом акционерном обществе "РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ") оформлен паспорт сделки N 05080069/3292/0000/1/0.
Согласно дополнительному соглашению от 27.10.2009 г. N 173 к контракту от 19.08.2005 отсрочка перечисления денежных средств на расчетный счет общества составляет 14 календарных дней с момента выставления счета-фактуры.
29.10.2008 г. Обществом выставлена счет-фактура N 70960 в адрес ООО "Украинская логистическая компания".30.10.2008 г. в соответствии с грузовой таможенной декларацией N 10126010/301008/0012442 по контракту от 19.08.2005 г. N 2005146 общество осуществило экспорт товара на сумму 11513,77 евро Согласно ведомости банковского контроля от 13.02.2009 г. фактически денежные средства от ООО "Украинская логистическая компания" на расчетный счет общества в уполномоченном банке поступили двумя платежами: 11.11.2008 г. в сумме 6861,22 евро и 17.11.2008 г. в сумме 4652,55 евро (161126,65 рублей по курсу ЦБ РФ на 13.11.2008 г.)
Уполномоченным лицом Ногинской таможни отдела валютного контроля проведена документальная проверка соблюдения обществом актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в ходе которой установлено нарушение обществом требований части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", выразившееся в несвоевременном получении обществом в соответствии с условиями контракта от 19.08.2005 N 2005146 на свой банковский счет в уполномоченном банке денежных средств, причитающихся за товары, переданные ООО "Украинская логистическая компания" по грузовой таможенной декларации N 10126010/301008/0012442 в сумме 11513,77 евро.
В связи с обнаружением факта нарушения валютного законодательства при реализации внешнеторговых договоров административным органом в адрес общества направлена телеграмма от 13.05.2009 г. N Т-772 с указанием даты, времени и места составления протокола об административном правонарушении.
В ответ на телеграмму от 13.05.2009 г. N Т-772 заявителем в адрес административного органа направлено письмо от 18.05.2009 г. N 01-500/09, в котором генеральный директор общества просит составить протокол об административном правонарушении в его отсутствии.
18 мая 2009 года главным инспектором отдела валютного контроля Ногинской таможни, в отсутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N 10126000-365/2009, в соответствии с которым обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении.
Копия протокола от 18.05.2009 г. N 10126000-365/2009 направлена обществу сопроводительным письмом от 19.05.2009 г. N 13-35/6861 по почте и получена обществом согласно подписи на уведомлении 02.06.2009 г.
Определением административного органа от 03.06.2009 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.06.2009 г. в 12.00 , о чем заявителю сообщено телеграммой.
10.06.2009 г. состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесено постановление N 453-09/2884М о привлечении общества к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере трех четвертых суммы денежных средств, не зачисленных в срок, предусмотренный контрактом от 19.08.2005 г. N 2005146, на счет общества в уполномоченном банке, что составляет 120144,99 руб. Копия указанного постановления направлена заявителю по почте сопроводительным письмом от 10.06.2009 г. N 73-08-119/386 и получена обществом согласно подписи на уведомлении 23.06.2009 г.
Не согласившись с постановлением административного органа от 10.06.2009 г. N 453-09/2884М, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им предприняты зависящие от него меры по получению выручки за поставленный товар в срок, предусмотренный контрактом от 19.08.2005 г. N 2005146.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно условиям контракта от 19.08.2005г. N 2005146 ООО "Украинская логистическая компания" осуществляет оплату каждой партии товара путем перечисления денежных средств на расчетный счет общества в течение 14 календарных дней с даты выставления счета-фактуры.
В соответствии с грузовой таможенной декларацией N 10126010/301008/0012442 общество 30.10.2008 г. осуществило экспорт товара на сумму 11513,77 евро, о чем свидетельствует штамп таможенного органа. Счет-фактура N 72383 выставлена в адрес ООО "Украинская логистическая компания" 29.10.2008 г. Таким образом, экспортная выручка по указанной поставке согласно условиям контракта, должна быть зачислена на счет общества в уполномоченный банк не позднее 12.11.2008 г.
Согласно ведомости банковского контроля от 13.02.2009 г. фактически денежные средства от ООО "Украинская логистическая компания" поступили на расчетный счет общества в уполномоченном банке 17.11.2008 г., то есть с нарушением на 2 дня срока, предусмотренного контрактом от 19.08.2005 г. N 2005146.
В силу части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное, то есть совершенное умышленно или по неосторожности, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 16, 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела усматривается, что отношения, связанные с поставкой товара, возникли между заявителем и ООО "Украинская логистическая компания" в 2005 году. Согласно дополнительным соглашениям к контракту от 19.08.2005г. N 2005146 общество в течение нескольких лет осуществляет поставку товара в адрес ООО "Украинская логистическая компания" в заранее обговоренном объеме. ООО "Украинская логистическая компания" в свою очередь производит оплату за поставленный товар в полном объеме и в настоящий момент задолженности перед обществом не имеет, что подтверждается информационным письмом директора ООО "Украинская логистическая компания" от 06.07.2009 г. N 12.
Таким образом, сложившиеся между обществом и ООО "Украинская логистическая компания" отношения по поставке товаров и получению за них денежных средств, носят долговременный характер.
Дополнительным соглашением от 07.08.2006 г. к контракту от 19.08.2005 N 2005146 предусмотрено, что в случае задержки оплаты, покупатель обязан выплатить неустойку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Задержка оплаты имеет последствия в виде потери всех видов скидок, бонусов, кроме того, поставщик приостанавливает отгрузку товара.
Следовательно, еще до осуществления поставки товара по грузовой таможенной декларации N 10126010/301008/0012442 стороны предусмотрели ответственность ООО "Украинская логистическая компания" за нарушение сроков оплаты товара, а также возможность продавца приостановить отгрузку товара в случае полной или частичной неоплаты поставленного товара.
Данные обстоятельства свидетельствуют о принятии обществом мер, направленных на обеспечение получения на свой банковский счет в срок, предусмотренный контрактом, денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями контракта от 19.08.2005 г. N 2005146 и дополнительных соглашений к нему.
Предупреждением от 14.11.2008 г. N 10538 заявитель сообщил ООО "Украинская логистическая компания" о необходимости произвести оплату просроченной на 2 дня дебиторской задолженности по счету-фактуре от 29.10.2008 г. N 70960.
ООО "Украинская логистическая компания" в информационном письме от 06.07.2009 г. N 12 подтверждает получение от заявителя предупреждений о просрочке оплаты, в том числе предупреждения от 14.11.2008 г., а также указывает, что оплата за поставленный товар произведена в полном объеме, задолженности перед обществом не имеет.
Довод Управления о направлении предупреждения от 14.11.2008 г. о необходимости произвести оплату просроченной дебиторской задолженности в адрес ООО "Украинская логистическая компания" после истечения срока оплаты, установленного дополнительным соглашением N 173, сам по себе не может свидетельствовать о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эффективность принятых заявителем мер на стадии заключения контракта от 19.08.2005 г.N 2005146, а также заключение им с ООО "Украинская логистическая компания" дополнительного соглашения от 07.08.2006 г. подтверждается поступлением валютной выручки за поставленный товар на счет общества в уполномоченном банке с минимальной просрочкой.
Направление претензии на 2 дня позже установленной в контракте даты поступления денежных средств не может свидетельствовать о наличии вины в действиях заявителя при установленных апелляционным судом обстоятельствах, связанных с принятием обществом необходимых мер по обеспечению получения денежных средств на свой счет в уполномоченном банке в срок, предусмотренный контрактом от 19.08.2005 г. N 2005146.
Апелляционный суд учитывает, что на момент вынесения постановления о назначении административного наказания органом валютного контроля вся сумма валютной выручки, причитающаяся за переданные нерезиденту товары, была получена заявителем на свои банковские счета в уполномоченном банке до обнаружения административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.
Так, протокол N 10126000-365/2009 об административном правонарушении составлен 18.05.2009 г., в то время как задолженность погашена 17.11.2008 г., то есть через 3 дня со дня предупреждения, что свидетельствует о результативности принятых резидентом мер по обеспечению возврата валюты независимо от действий административного органа по пресечению нарушения требований валютного законодательства.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд установил недоказанность наличия вины в действиях общества, в связи с чем оснований для привлечения общества к административной ответственности на основании пункта 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемого ненормативного акта и удовлетворил заявленные требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2009 года по делу N А41-24171/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Слесарев |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24171/09
Истец: ООО "Кроношпан"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5019/2009