г. Самара |
|
08 октября 2009 г. |
Дело N А49-5338/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парафарм"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 августа 2009 года по делу N А49-5338/2009 (судья Жулькина Н.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парафарм", г. Пенза,
к Управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы, г. Пенза,
о признании недействительным ненормативного акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парафарм" (далее - заявитель, ООО "Парафарм") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы о признании недействительными пунктов 2.4 и 2.5 приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы от 29 мая 2009 г. N 285 "Об утверждении условий приватизации нежилого помещения площадью 406, 7 кв.м по ул. Калинина, 116 А" и обязании ответчика внести изменения в указанные пункты приказа в соответствии с отчетом ООО "Тарханы-REALTY" от 18 июня 2009 г. N 1076 об определении рыночной стоимости нежилого помещения.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 12 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ издан в пределах полномочий ответчика, соответствует нормам Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной стоимости субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности субъектов Российской Федерации и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), процедура, предусмотренная данным Законом по предложению заключения договора купли-продажи, соблюдена.
Оспариваемый приказ является офертой одной из сторон договора по его заключению и содержит предложение этой стороны с указанием существенных условий такого договора, то есть как по предмету договора, так и по его цене.
Оспаривая оферту в административном, а не гражданском порядке, заявитель избрал неверный способ защиты своего права.
Закон N 159-ФЗ не предусматривает определение рыночной цены реализуемого имущества на основании оценки, произведенной арендатором.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Парафарм" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда сделаны в результате неверного толкования положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной стоимости субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности субъектов Российской Федерации и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданского кодекса РФ.
Из буквального толкования положений ст. 4 Закона N 159-ФЗ следует однозначный вывод, что решение о приватизации и оферта (предложение заключить договор купли-продажи арендуемого имущества) являются различными юридическими действиями, причем решение является необходимой правовой предпосылкой для направления соответствующему субъекту оферты и копия данного решения прикладывается к оферте.
Применительно к настоящему делу, решение уполномоченного органа местного самоуправления о приватизации арендуемого имущества и о соответствии субъекта малого предпринимательства установленным требованиям было принято в форме оспариваемого приказа N 285.
Направленное заявителю КУМИ г. Пензы письмо от 02 июня 2009 г. N 14/1701 озаглавлено отправителем как предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества, что, согласно п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), является аналогом термина оферта. В качестве приложений данная оферта содержит проекты соответствующих договоров и копию приказа N 285. Поэтому, именно указанное письмо N 14/1701, а не приказ N 285, является офертой.
Таким образом, оспариваемый в настоящем деле приказ N 285 по своей сути является ненормативным правовым актом, содержащим решение органа местного самоуправления, оспаривание которого допускается в порядке, предусмотренном АПК РФ для дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности Российской Федерации и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы 29 мая 2009 г. был издан приказ N 285 "Об утверждении условий приватизации нежилого помещения площадью 406,7 кв.м. по ул. Калинина, 116А". Приказ был опубликован в газете "Наша Пенза" от 04 июня 2009 г.
Пунктом 2.4 оспариваемого приказа закреплена нормативная цена имущества -6461000 руб. и п. 2.5 приказа определена в том же размере цена продажи данного имущества.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными пунктов 2.4 и 2.5 приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы от 29 мая 2009 г. N 285 суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы от 29 мая 2009 г. N 285 "Об утверждении условий приватизации нежилого помещения площадью 406, 7 кв.м по ул. Калинина, 116А" был издан в пределах полномочий ответчика в соответствии с п. 4 Закона N 159-ФЗ и Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, утв. Постановлением администрации г. Пензы от 25 июня 2008 г. N 994.
В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ органом местного самоуправления была определена цена реализуемого имущества на основании отчета об оценке рыночной стоимости недвижимости N049 от 21 мая 2009 г., произведенной независимым оценщиком-ООО "Актив".
02 июня 2009 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы письмом N 14/1701 направил заявителю предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества (л.д. 11-12, т. 1), проект договора купли-продажи и проект договора залога (л.д. 22-30, т.1), полученные заявителем 08 июня 2009 г.
05 июня 2009 г. Комитет по управлению муниципальным имущество г. Пензы письмом N 14/3445 направил ООО "Парафарм" копию отчета ООО "Актив" об оценке рыночной стоимости данного имущества от 21 мая 2009 года N 049 (л.д. 13-41, т.1).
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ издан в пределах полномочий ответчика, соответствует нормам Закона N 159-ФЗ, процедура, предусмотренная данным Законом по предложению заключения договора купли-продажи соблюдена.
Суд правомерно отклонил доводы заявителя о неправильном определении рыночной цены на предлагаемое к приватизации имущество в связи со следующим.
По своей правовой природе приватизация нежилых помещений, предусмотренная Законом N 159-ФЗ, является сделкой по купле-продаже арендуемого имущества между органом местного самоуправления и субъектом, отвечающим признакам, установленным ст.3 данного Закона. Данная сделка должна производится в соответствии с гражданским законодательством. Существенным условием сделки купли-продажи является цена.
Судом верно отмечено, что оспариваемый приказ является офертой одной из сторон договора по его заключению и содержит предложение этой стороны с указанием существенных условий такого договора, то есть как по предмету договора, так и по его цене (ст. ст. 432, 435, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае несогласия с ценой договора, сторона вправе направить разногласия для разрешения их в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Именно в таком порядке заявитель вправе оспаривать цену имущества, предложенного к приватизации (продаже). Таким образом, суд правильно сделал вывод о том, что, оспаривая оферту в административном, а не в гражданском порядке, заявитель избрал неверный способ защиты своего права, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.
В решении суд верно указал, что Закон N 159-ФЗ не предусматривает определение рыночной цены реализуемого имущества на основании оценки, произведенной арендатором, в связи с чем сделал правильный вывод, что отсутствуют основания для удовлетворения требования об обязании ответчика определить рыночную стоимость нежилого помещения в соответствии с отчетом ООО "Тарханы- REALTY".
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные ООО "Парафарм" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 августа 2009 года по делу N А49-5338/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5338/2009
Истец: ООО "Парафарм"
Ответчик: Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г.Пензы
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8150/2009