Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 16 октября 2009 г. N 11АП-8471/2009
г. Самара |
|
16 октября 2009 г. |
Дело N А55-10517/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Усановой М.П.,
с участием:
от заявителя - Станотина О.И., доверенность от 01.06.2009 г.,
от ответчика - Зарифов И.Р., доверенность от 22.09.2009 г. N 12-3710,
от третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2009 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 года по делу
N А55-10517/2009 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кайрос", г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области,
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области,
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды по Самарской области,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесных участков от 25.08.2008 г. N 320/12,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кайрос" (далее - заявитель, ООО "Кайрос") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесных участков от 25.08.2008 г. N 320/12, и об обязании ответчика зарегистрировать договор аренды лесных участков от 25.08.2008 г. N 320/12.
Решением суда первой инстанции от 14 августа 2009 года требования заявителя удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствуют требованиям ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию лесных участков.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, УФРС по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Кайрос", ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о том, что спорные лесные участки не входят в состав лесного фонда, является несостоятельным, необоснованным и не соответствует материалам дела. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.01.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после регистрации права собственности на них. В соответствии с п. 1 ст. 3.1 названного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся также иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В силу прямого указания п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Однако согласно сведениям ЕГРП право федеральной собственности на данные лесные участки не зарегистрировано. Более того, государственная регистрация права собственности на спорные объекты недвижимости была прекращена по заявлению Российской Федерации.
Считает, что судом первой инстанции неверно истолкованы обстоятельства по делу, дана неправильная оценка юридически значимым обстоятельствам по делу, что привело к неправильной квалификации позиции УФРС по Самарской области.
Указывает также, что вывод суда о том, что уполномоченным органом по сдаче в аренду таких объектов является Департамент лесного хозяйства Самарской области со ссылкой на торги, которые не были оспорены и признаны недействительными, не может быть принят во внимание, поскольку договор аренды в данном случае не был зарегистрирован, соответственно, к нему должны применяться нормы действующего законодательства.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "Кайрос" и Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (ранее - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды по Самарской области), считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель УФРС по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Общества и Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 18.11.2008 г. ООО "Кайрос" обратилось в УФРС по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 25.08.2008 г. N 320/12 на объекты недвижимого имущества - лесные участки с кадастровыми номерами 63:01:0319003:502 и 63:01:0321005:506, расположенные по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал N 93 (л.д. 55-56).
02.03.2009 г. УФРС по Самарской области сообщением N 01/273/2008-346 отказало в государственной регистрации указанного договора аренды на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (л.д. 20-23).
Основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие регистрации первичного права собственности Российской Федерации на арендуемые лесные участки.
Считая отказ УФРС по Самарской области в государственной регистрации незаконным, ООО "Кайрос" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела также следует, что право аренды ООО "Кайрос" на спорные земельные участки было приобретено на основании приказа руководителя Агентства лесного хозяйства от 02.11.2005 г. N 192 "О проведении конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда".
На основании протокола о результатах лесного конкурса от 27.12.2005 г. между ФГУ "Самарский лесхоз" Агентства лесного хозяйства Самарской области и ООО "Кайрос" был заключен договор аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 г. N 320, произведена его передача по акту приема-передачи от 10.01.2006 г. (л.д. 12).
В соответствии с п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорного участка является момент проведения конкурса на заключение договоров аренды.
На указанный момент действовал Лесной кодекс РФ 1997 г., в соответствии со ст. 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Поскольку таковой закон принят не был, правами по распоряжению указанными объектами обладало Агентство лесного хозяйства по Самарской области.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 г.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 г. N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 г. N 9, Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
11.02.2008 г. Департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора аренды участков лесного фонда.
25.08.2008 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО "Кайрос" заключен по установленной форме договор аренды лесных участков N 320/12, который затем представлен заявителем на государственную регистрацию в УФРС по Самарской области.
Довод УФРС по Самарской области о том, что представленный на государственную регистрацию договор аренды лесных участков заключен неуполномоченным лицом - Департаментом лесного хозяйства Самарской области, подлежит отклонению.
В рассматриваемом случае заключение договора аренды Департаментом лесного хозяйства Самарской области с ООО "Кайрос" 25.08.2009 г. N 320/12 не является актом нового предоставления земельных участков, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда, а также актов государственных органов недействительными в установленном порядке.
Основанием для отказа в государственной регистрации права аренды послужило отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки.
Материалами дела подтверждается, что 07.08.2008 г. на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 1176,00 га по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Самарское участковое лесничество, кварталы 74, 80-82, 89-91, 93-95, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АВ N 638506.
В нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ регистрирующий орган не представил доказательств отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки с кадастровыми номерами 63:01:0319003:502 и 63:01:0321005:506 площадью 48425 кв.м. и 62075 кв.м., расположенные в том же 93 квартале Самарского лесничества Самарской области, на момент вынесения оспариваемого отказа в государственной регистрации договора аренды лесных участков (02.03.2009 г.).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствуют требованиям ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию лесных участков, и признал его незаконным.
Доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционных жалоб не усматривается.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 года по делу N А55-10517/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10517/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Кайрос"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство имущественных отношений Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8471/2009