Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 октября 2006 г. N КА-А40/10133-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2006 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2007 г. N КА-А40/9034-07
ООО "Лестер 2001" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 24 по г. Москве о признании недействительным письма N 07/7213 от 14.03.2006 и обязании произвести зачет исчисленных и уплаченных квартальных авансовых платежей по единому налогу за 2003 г. и 2004 г. в счет уплаты минимального налога по итогам указанных налоговых периодов в размере 44619, 20 руб. и отменить образовавшиеся суммы пени.
Решением суда от 03.05.2006, оставленным без изменения постановлением от 25.07.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования частично удовлетворены на основании положений ст.ст. 346.18; 346.21, 346.22 Бюджетного кодекса РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст.ст. 346.18, 346.21, 346.22 НК РФ
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе ИФНС России N 24 по г. Москве, в которой налоговый орган просит решение и постановление в части удовлетворенных требований отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель отзыв не представил; представитель заявителя в выступлении в заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился, считая, что суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, и выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление в обжалуемой части подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы на основании ч. 3 ст. 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч.ч. 1, 2 ст. 288 АПК РФ, поскольку выводы суда о применении нормы права не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Таким образом, положения ст. 78 НК РФ предусматривают возможность зачета излишне уплаченной суммы налога в счет текущих платежей или в счет недоимки по налогам (сборам) только в том случае, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии со ст. 346.22 НК РФ суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством.
В соответствии со ст.ст. 56, 146 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действовавшей на дату принятия Инспекцией оспариваемого ненормативного правового акта (письма N 07/7213 от 14.03.2006) единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распределялся органами Федерального казначейства в бюджет субъекта РФ в размере 90%, бюджеты государственных внебюджетных средств в размере 10%.
В соответствии со ст. 146 Бюджетного кодекса РФ минимальный налог полностью подлежит зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, только часть единого налога перечисляется в тот же уровень бюджета (внебюджетного фонда), в который подлежит зачислению минимальный налог.
Вывод суда о том, что уплата суммы авансовых платежей по единому налогу и минимального налога по различным кодам бюджетной классификации не влияет на порядок зачисления денежных средств на счета органов Федерального казначейства и поступления их в бюджет сделан без учета положений ст. 78 НК РФ.
В рассматриваемом споре речь не идет о том, поступили или нет в бюджет денежные средства, зачисленные на счета органов Федерального казначейства, а о том, что Федеральное казначейство не вправе распределить, а налоговый орган зачесть излишне уплаченную сумму единого налога в счет уплаты минимального налога в том случае, если переплата образовалась в бюджете субъекта РФ, а не в бюджет государственных внебюджетных фондов. Поскольку судом не установлено, по какому бюджету (внебюджетному фонду) у заявителя имелась переплата по единому налогу, данный факт подлежит установлению при новом рассмотрении дела, и с учетом установления указанного обстоятельства суду следует принять решение на основании положений ст. 78 НК РФ, Бюджетного кодекса РФ, с учетом позиции, высказанной Президиумом ВАС РФ в Постановлений N 9107/04 от 07.12.2004.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 03.05.2006 по делу N А40-11454/06-109-53 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 25.07.2006 N 09АП-7556/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда отменить в обжалуемой части, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2006 г. N КА-А40/10133-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании