г. Самара |
|
19 октября 2009 г. |
Дело N А55-2285/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 октября 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 19 октября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Липкинд Е.Я., Серебряковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Журавлевой А.О., с участием:
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - представитель Скапцов А.А., доверенность от 11.01.2009г., N 1-16/08-2,
- ООО "Победа" - представитель Герасимова Н.Т., доверенность от 20.05.2009г.,
- ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" - представитель не явился, извещен.
Рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного апелляционного суда в зале N 7 апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г.Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2009 года (судья Носова Г.Г.), принятое по делу N А55-2285/2009
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г.Самара,
к ООО "Победа", п.Угловой, Самарская область,
с участием третьего лица: ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", г.Москва,
о взыскании 1 313 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ООО "Победа" о взыскании в доход бюджета Самарской области 1 313 500 руб. 00 коп. - субсидий прошлых лет перечисленных из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), полученному ответчиком в ОАО "Россельхозбанк" по кредитному договору от 08.06.06 г. N 061300/0523 и договорам об открытии кредитной линии от 01.11.06 г. N 061300/0715, от 25.05.07 г. N 071300/0111, ссылаясь на необходимость их возврата, как излишне выплаченные в связи с завышением ответчиком объема фактически выполненных работ в указанной сумме при строительстве коровников. Требования мотивированы ссылкой на ст.ст.1102, 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2009 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г.Самара, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г.Самара, апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Победа", п.Угловой, Самарская область, с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", г.Москва, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения сторон, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Правилами предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство в российских кредитных организациях, на срок до 8 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 834, предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета в доход бюджета Самарской области.
Положением о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, утверждённым постановлением Губернатора Самарской области от 19.01.2006 N 19, министерство исполняло функции распорядителя средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Законами Самарской области об областном бюджете на 2006 и на 2007 годы были предусмотрены средства министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, как главному распорядителю бюджетных средств, на предоставление субсидий на возмещение части расходов по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) на срок до 8 лет.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются согласно Правилам предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - заемщиками) в российских кредитных организациях (далее - банках) на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006г. N 834, при условии своевременного погашения процентов по кредиту в соответствии с утвержденным графиком погашения на основании расчета, предоставляемого ежемесячно и заверенного банком, с учетом ставок рефинансирования Центробанка РФ на дату составления договоров об открытии кредитных линий и сроков предоставления траншей в рамках открытых кредитных линий.
ООО "Победа" предоставило истцу заявление о возмещении части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам полученным для строительства "Комплекса из 6-ти коровников на 180 голов каждый" в п. Угловой Красноярского района, сметной стоимостью 70775,11 тыс. рублей в ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" с которым заключены по кредитный договор от 08.06.06 г. N 061300/0523 и договоры об открытии кредитной линии от 01.11.06 г. N 061300/0715, от 25.05.07 г. N 071300/0111.
Всего для строительства "Комплекса из 6-ти коровников на 180 голов каждый" получено кредитов на общую сумму 59000, 0 тыс. рублей, что составляет 83,4 % от сметной стоимости строительства.
Начисление субсидий за счет средств федерального бюджета осуществляется на основании расчета с учетом сроков предоставления кредита и ставки рефинансирования Центробанка РФ в размере 2/3 от начисленной суммы субсидий за месяц.
Субсидии в размере 1/3 возмещаются из бюджета Самарской области.
За 2006 год Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области перечислено субсидий ООО "Победа" по представленным расчетам за период с июня по ноябрь 2006 г. в сумме 1401,5 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 934,3 тыс. рублей (66,7 % от перечисленной суммы субсидий);
- за счет средств бюджета субъекта РФ - 467,2 тыс. рублей (33,3% от перечисленной суммы субсидий).
За 2007 год Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области перечислено ООО "Победа" субсидий за период с декабря 2006 г. по ноябрь 2007 г. в сумме 4855,6 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 3429,6 тыс. рублей (70,6 % от перечисленной суммы субсидий).
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение заявленных требований истцом представлены платежные поручения о предоставлении субсидии, акты контрольного обмера от 16.07.08 г, акты от 25.07.08 г. проверки использования средств федерального бюджета N 42-02-04/188цз, сводные акты проверки от 28.07.08 г. использования средств федерального бюджета N 42-02-04/188цз, предписание по устранению выявленных нарушений от 06.08.08 г. N 7, расчет исковых требований.
При этом истец, обращаясь с заявленными требованиями о взыскании в бюджет части излишне выплаченной субсидии, ссылается на ст.ст. 1102, 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации, как неосновательное обогащение.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данные отношения не являются гражданского - правовыми и регулируются нормами бюджетного законодательства.
Министерство согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечивает контроль за соблюдением получателям и субсидий условий установленных при их предоставлении, а также вправе применить к нарушителям бюджетного законодательства ряд мер, предусмотренных статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В обоснование исковых требований истец ссылается на ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая предоставляет право главному распорядителю бюджетных средств полномочия по обеспечению контроля за соблюдением получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении.
Как следует из материалов дела, указанные полномочия Министерство реализовало в полном объеме, предоставив ответчику субсидии после выполнения последним всех условий.
Вместе с тем, полномочиями по предъявлению исковых требований в возврате субсидий данная статья распорядителя бюджетных средств не наделяет.
Статья 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает изъятие бюджетных средств в качестве меры, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства по основаниям, предусмотренным статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данная правовая норма не предусматривает в качестве основания для изъятия бюджетных средств неэффективное использование субсидий.
Факт целевого использования субсидий подтвержден материалами дела и истцом не оспаривается.
Проверкой банковских операций, проведенной сплошным методом по всем счетам за 2006-2007гг. установлено, что субсидии, перечисленные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, на погашение процентов по инвестиционным кредитам, поступили полностью.
Проверкой неправомерность использования средств федерального бюджета в сумме 151 377,0 тыс. руб. не установлена.
ОАО "Россельхозбанк" осуществлялись проверки целевого использования кредита (в соответствии с п.2.2. кредитных договор), что подтверждается Справками, составленными в ходе проверок, из которых следует, что ООО "Победа" кредиты использованы на строительство и модернизацию коровников и молочного блока. Также согласно отчету главного экономиста отдела кредитования и инвестиций Самарского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк", о целевом использовании кредитных средств, денежные средства в размере 24 500 000 рублей использованы ООО "Победа" в полном объеме на строительство 3-х коровников (кредитный договор N 061300/0523 от 08.06.2006 г.).
Согласно справке об освоении кредитных денежных средств по состоянию на 01.05.2007 г. кредит, полученный ООО "Победа" по договору об открытии кредитной линии N 0061300/0715 от 01.11.2006 г. в размере 12 000 000 рублей использован по целевому назначению в полном объеме. Данная справка составлена и подписана директором ООО "Победа" и представителем Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
Доказательств того, что кредитные средства ответчиком направлены на цели, не предусмотренные условиями вышеуказанных кредитных договоров, в материалы дела не предоставлено, равно как и не представлено доказательств не эффективного использования субсидий.
Кроме того, истец не доказал и материалами дела не подтвердил, что спорная сумма выплачена излишне.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г.Самара.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что поскольку актами выполненных работ установлено завышение объемов и, следовательно, часть субсидий, полученных ответчиком сумме 1 313,5 тыс. руб. подлежит возврату в бюджет, является несостоятельным.
Данный довод документально не подтвержден и не обоснован нормативно правовыми актами. Истцом не представлен механизм расчета завышения объема выполненных работ по отношению к выделенным субсидиям. Нельзя определить выборочным методом без полного анализа всех строительных работ эффективность и неэффективность строительства, завышения объемов выполненных работ и рассчитать эффективность использования субсидий, цель предоставления которой не строительство, а погашение части процентов по кредитному договору.
Материалами дела доказано, что субсидии в полном объеме поступили на счета ОАО "Россельхозбанк" в возмещение части процентов по кредитным договорам. Инвестиционные кредитные средства использованы ответчиком в полном объеме по целевому назначению, нарушений бюджетного законодательства в действиях ответчика не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2009 года по делу N А55-2285/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2285/2009
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Ответчик: ООО "Победа"
Третье лицо: ОАО "Российский СХБ"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6735/10
14.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6735/10
04.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-2285/2009
19.10.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8418/2009