г. Самара |
|
19 октября 2009 г. |
Дело N А55-3458/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 октября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от членов садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" гражданина Таперичкина Юрия Михайловича, гражданина Закотянского Сергея Алексеевича - Таперичкин Ю.М., паспорт 36 01 613670, Закотянский А.С., доверенность N 63-01/674702 от 12.12.2008 г.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - Тюрина Е.В., доверенность N 04-05/17182 от 09.06.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 г. по делу N А55-3458/2009 (судья Харламов А.Ю.), принятое
по заявлению членов садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" гражданина Таперичкина Юрия Михайловича, г. Самара, гражданина Закотянского Сергея Алексеевича, г. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Члены Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" - Таперичкин Ю.М. и Закотянский С.А. (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Самарскому району г. Самары от 23 июня 2006 года N 292 "О предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" и о возложении на Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области в соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем исключения из ЕГРЮЛ записи о принятом решении от 23 июня 2006 года N 292 о предстоящем исключении Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение "О предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" от 23 июня 2006 года N 292, принятое ИФНС России по Самарскому району г. Самары. На Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей, путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 20 ноября 2006 года N 2066317083402 об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Налоговый орган к апелляционной жалобе приложил копию выписки из "Вестника государственной регистрации"N 25, часть 2 от 28.06.2006 года, в качестве доказательства, подтверждающего соблюдение налоговым органом порядка и процедуры опубликования сообщения о предстоящем исключении.
Ответчик ни в апелляционной жалобе, ни в судебном заседании (о чем имеется запись в протоколе судебного заседания от 12 октября 2009 года) не обосновал невозможность представления этого дополнительного доказательства в суд первой инстанции до 14 августа 2009 года-даты вынесения решения Арбитражным судом Самарской области.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Пояснения о причинах невозможности представления выписки от 28.06.2006 года в суд первой инстанции не представил.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 268 АПК РФ и в связи с отсутствием уважительных причин, обосновывающих невозможность представления дополнительного доказательства в суд первой инстанции, не принимает это дополнительное доказательство и возвращает его налоговому органу.
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, и просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, указанным в представленных письменных пояснениях по апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба на судебный акт Арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений представителей лиц, участвующих в деле, представленных письменных пояснений по апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела 07 декабря 1992 года постановлением Администрации Волжского района Самарской области N 873 зарегистрирован Устав Садоводческого товарищества "Надежда" при войсковой части N 52737 (т. 1 л.д. 70).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Садово-дачное товарищество ПриВО "Надежда" 17 ноября 2006 года зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области в ЕГРЮЛ, с присвоением ему ОГРН 1066317033980, как действующему юридическому лицу (т. 1 л.д. 16-18).
03 октября 2008 года член Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" - Таперичкин Ю.М. обратился в Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области за выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда".
Согласно выписке от 10.10.2008 года N 05-21/1418 (т.1., л.д.16-18) в отношении Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" 17 ноября 2006 года в ЕГРЮЛ были внесены сведения об исключении товарищества как фактически прекратившего свою деятельность, по решению ИФНС России по Самарскому району г. Самары "О предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" от 23 июня 2006 года N 292 (т. 1 л.д. 53).
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", установлено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 указанного нормативного правового акта, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Как указано в "Методических рекомендациях по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02 июля 2005 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации" - Приложении к письму Федеральной налоговой службы от 09 августа 2005 года N ЧД-6-09/668@, доказательством, свидетельствующим о фактическом неосуществлении юридическим лицом деятельности, является одновременное наличие в регистрирующем (налоговом) органе: документа соответствующего структурного подразделения налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт непредставления юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; а также документа банка, в котором открыт счет недействующего юридического лица, подтверждающего отсутствие операций по банковскому счету, или документа налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт отсутствия в налоговом органе информации о наличии у юридического лица открытых банковских счетов.
Вышеуказанные документы указаны в качестве основания для внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица в "Правилах ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц".
Типовые формы документов указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28 февраля 2006 года N 32H "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов", зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 24 марта 2006 года N 7632.
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 07 августа 2006 года N ШТ-6/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации", Федеральная налоговая служба Российской Федерации является регистрирующим органом в целях применения положений вышеуказанного Федерального закона и процедуры, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.
В отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, оформленных в соответствии с приказом Минфина России от 28 февраля 2006 года N 32 н согласно приложению N 1 и N 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных справок в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).
Судом правомерно указано, что справка "О наличии признаков недействующего юридического лица" от 16 июня 2006 года N 292, содержащая лишь запись о том, что Садово-дачным товариществом ПриВО "Надежда" "_ отчетность не представлялась_ отсутствуют сведения об открытых банковских счетах_" (т. 1 л.д. 52), оформлена не по форме, утвержденной Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28 февраля 2006 года N 32H "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
В содержании справки "О наличии признаков недействующего юридического лица" от 16 июня 2006 года N 292 отсутствуют сведения о наименовании документов бухгалтерской и налоговой отчетности, которые, как указывает налоговый орган, не представлялись Садово-дачным товариществом ПриВО "Надежда", а сама справка, несмотря на то, что должна содержать данные о не представлении Садово-дачным товариществом ПриВО "Надежда" бухгалтерской и налоговой отчетности именно за последние 12 месяцев, предшествующие принятию налоговым органом решения "О предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" от 23 июня 2006 года N 292, основывается на период - 16 июня 2006 года, поскольку иной период, кроме даты данного документа, в нем не указан.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение "О предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" от 23 июня 2006 года N 292, принято только на основании указанной справки, подписанной заместителем руководителя ИФНС России по Самарскому району г. Самары, то есть с нарушениями установленного порядка и с превышением полномочий.
В нарушение пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в основу оспариваемого решения налогового органа не положены соответствующие данные, оформленные в порядке и по форме, предусмотренной "Методическими рекомендациями по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02 июля 2005 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Приложением к письму Федеральной налоговой службы от 09 августа 2005 года N ЧД-6-09/668@.
Поскольку диспозиция статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не носит императивного характера, следовательно, наличие соответствующих признаков однозначно не влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
Согласно статье 6 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения на русском языке или на русском языке и государственном языке соответствующей республики.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Садово-дачное товарищество ПриВО "Надежда" вправе, но не обязано осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно было создано, также вправе, но не обязано в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии со статьями 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы, в частности, обязаны: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения, направлять налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
С учетом положений Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", такие признаки, как не представление в налоговый орган документов налоговой отчетности и отсутствие открытых банковских счетов в банках и иных кредитных учреждениях, императивно не влечет исключение отвечающего им юридического лица - некоммерческого объединения граждан из ЕГРЮЛ, поскольку нормы данного Закона направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически и формальный подход при решении данного вопроса не допустим.
Судом сделан правильный вывод о том, что принятие налоговым органом решения "О предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" от 23 июня 2006 года N 292 и последующее исключение Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" из ЕГРЮЛ является неправомерным, поскольку при решении вопроса об исключении Товарищества из ЕГРЮЛ налоговый орган подошел формально к проверке фактического прекращения его деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления могут быть направлены в срок не позднее чем, за три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Из представленного налоговым органом сообщения "О предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ" (т. 1 л.д. 23), опубликованного в журнале "Вестник государственной регистрации" от 28 июня 2006 года N 25(76) часть 2 следует, что в данном сообщении отсутствуют сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления соответствующих кредиторов и иных лиц, что является нарушением статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Вывод суда о том, что исключение налоговым органом недействующего юридического лица - Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" при отсутствии соответствующего решения о его исключении из ЕГРЮЛ является безусловным нарушением Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сделан на основе полного и всестороннего анализа представленных в материалы дела доказательств и действующего законодательства.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для признания акта регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ недействительным является несоответствие этого акта закону, иным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов юридического лица.
Поскольку исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ представляет собой индивидуально-правовой (ненормативный) акт государственного органа, то принятие налоговым органом оспариваемого решения с нарушением порядка, предусмотренного Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является основанием для признания его недействительным.
Кроме того, в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил суду надлежащие доказательства правомерности и обоснованности принятого решения "О предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ" от 23 июня 2006 года N 292 и наличия у последнего предусмотренных Законом оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи от 20 ноября 2006 года N 2066317083402 об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
C позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2009 г. по делу N А55-3458/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
С.Т.Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3458/2009
Истец: Член Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" Таперичкин Юрий Михайлович, Член садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" Таперичкин Ю.М., Член Садово-дачного товарищества ПриВО "Надежда" Закотянский Сергей Алексеевич
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N18 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2955/2009