г. Самара |
|
21октября 2009 г. |
Дело N А65-16071/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием:
от заявителя - Хабибрахманова Л.А., доверенность от 24.11.2008 г. N 554;
от ответчика Государственного учреждения "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2009 г. в зале N 3 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 августа 2009 г.
по делу N А65-16071/2009 (судья Гасимов К.Г.),
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань,
к Государственному учреждению "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан", г. Казань,
о взыскании земельного налога, пени, налоговой санкции в сумме 364 116 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан" о взыскании земельного налога (авансовый платеж) в сумме 262 782 руб., пени в сумме 66 297,08 руб., налоговой санкции в сумме 35 037 руб., а всего в сумме 364 116 рублей 8 копеек.
Решением суда 1 инстанции от 13 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок предоставлен для нужд органов судебной власти, являющихся субъектами обеспечения безопасности государства, ограничен в обороте и в силу пункта 3 части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не является объектом обложения земельным налогом.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований налогового органа, ссылаясь на то, что спорный земельный участок предоставлен Государственному учреждению "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан" в постоянное (бессрочное) пользование для жилищного строительства, а не для размещения административных зданий, в связи с чем не используется для осуществления своей деятельности, не является ограниченным в обороте и подпадает под общий режим налогообложения по земельному налогу.
Государственное учреждение "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Государственного учреждения "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Государственного учреждения "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленных Государственным учреждением "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан" уточненных налоговых деклараций "Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу" за 3, 6, 9, 12 месяцев 2007 г., 1, 2, 3 кварталы 2008 г. с нулевыми показателями Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан было принято решение N 02-01/510 от 12.03.2009 г. о привлечении Управления к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении к уплате авансовых платежей по земельному налогу в сумме 306 579 руб., пени за просрочку уплаты платежей в сумме 43 970 руб. и штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 35 037 руб. (л.д.12-25).
Налоговым органом в адрес Управления были направлены требования N 176262, N 176263, N 176265, N 176266, N 176267, N 176268 об уплате доначисленного земельного налога в общей сумме 262 782 руб., пеней в сумме 43 970 руб., штрафа в сумме 36 037 руб. по состоянию на 14.04.2009 г. со сроком уплаты до 30.04.2009 г.
В связи с тем, что Управление не уплатило отраженные в требованиях суммы, налоговый орган обратился с указанным заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд 1 инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для уплаты Управлением Судебного департамента авансовых платежей по земельному налогу.
Из материалов дела следует, что по данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан Государственное учреждение "Управление Судебного департамента в Республике Татарстан" является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Чистопольская, д.32, кадастровый номер 16:50:110508:0018, с разрешенным видом использования - завершение строительства пятиэтажного жилого дома (л.д.13,21).
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектами налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
В статье 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 г. N 2446-1 "О безопасности" указано, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с данным Законом, а также законодательством, регламентирующим отношения в сфере безопасности.
Как предусмотрено статьей 10 Закона N 2446-1 "О безопасности" в системе безопасности осуществляется разграничение полномочий органов власти.
При этом судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, если их права в связи с деятельностью по обеспечению безопасности были нарушены.
Вместе с тем в силу подпункта 17 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" Судебный департамент во взаимодействии с судами и правоохранительными органами принимает меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей и членов их семей.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
На основании части 1 и 5 статьи 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.05.2009 г. N 011687 видами экономической деятельности, которым занимается Управление Судебного департамента в Республике Татарстан, является деятельность Верховных судов субъектов Российской Федерации, деятельность районных судов, деятельность мировых судей (л.д.8).
Таким образом, земельные участки, представленные органам судебной власти, осуществляющим свою деятельность на основании Закона "О безопасности", признаются ограниченными в обороте и освобожденными от уплаты земельного налога.
Из изложенного следует, что суд 1 инстанции пришел к правильному выводу о том, что Судебный департамент при Верховном суде РФ и его Управления являются государственными органами, принимающими в соответствии с Законом участие в обеспечении безопасности органов судебной власти, земельные участки, закрепленные за судами, Судебным департаментом предназначаются для нужд судебных органов, т.е. для обеспечения безопасности, в связи с чем в силу п.2 ст.389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.
С учетом этого доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 августа 2009 г. по делу N А65-16071/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16071/2009
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан,г.Казань
Ответчик: Государственное учреждение "Управление судебного департамента в Республике Татарстан", г.Казань