23 октября 2009 г. |
Дело N А55-13243/2009 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ОАО "АВТОВАЗ"- представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от прокуратуры Автозаводского района г.Тольятти - представитель Стародубцев А.В. (удостоверение N 078020),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу прокуратуры Автозаводского района г.Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2009 года
по делу N А55-13243/2009 (Холодкова Ю.Е.),
принятое по заявлению ОАО "АВТОВАЗ", Самарская область, г.Тольятти,
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, Самарская область, г.Тольятти,
третье лицо: прокуратура Автозаводского района г.Тольятти, Самарская область, г.Тольятти,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 июня 2009 года N 80 о назначении административного наказания по ст.7.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "АВТОВАЗ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области (далее - управление, административный орган) от 24 июня 2009 года N 80 о назначении административного наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2009 года постановление административного органа от 24 июня 2009 года N 80 признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Прокуратура Автозаводского района г.Тольятти, не согласившись с решением суда от 18 августа 2009 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель прокуратуры Автозаводского района г.Тольятти поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 18 августа 2009 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ОАО "АВТОВАЗ" и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещены, что подтверждается материалами дела, и в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителя прокуратуры Автозаводского района г.Тольятти, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 18 августа 2009 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ходе совместной проверки с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области установлено, что на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, п-ов Копылово, расположена база отдыха "Островок", принадлежащая ОАО "АвтоВАЗ", площадью 60500 кв.м., с кадастровым номером 63:32:1804009:2. Участок используется в соответствии с разрешенным использованием - для эксплуатации базы отдыха, категория земель - земли населенных пунктов. Договор на земельный участок, занимаемый базой отдыха "Островок" с мэрией г.о. Тольятти не заключен.
По данному факту 05 июня 2009 года в отсутствие представителя общества, прокурором Автозаводского района г. Тольятти вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ в отношении заявителя.
Указанное постановление с материалами проверки направлено в Управление Роснедвижимости для рассмотрения.
Определением от 10 июня 2009 года госорганом назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - 24 июня 2009 года.
Указанное определение направлено в адрес заявителя заказным письмо и получено обществом 15 июня 2009 года.
По результатам рассмотрения указанного постановления прокурора, госорганом вынесено постановление о назначении административного наказания N 80 от 24 июня 2009 года.
Общество, не согласившись с постановлением от 24 июня 2009 года N 80, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что материалами дела об административном правонарушении полностью доказан в действиях ОАО "АвтоВАЗ" состав правонарушения по ст.7.1 КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Вместе с тем, суд при принятии судебного акта, принял во внимание следующее.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно пункту 2 статьи 28.4 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится Постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст.28.5 КоАП РФ.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает одинаковые процессуальные требования как к составлению протокола об административном правонарушении, так и к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенному прокурором.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы, в том числе, и необходимостью обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); указанному лицу разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); лицу предоставляется возможность ознакомления с протоколом, его подписания (часть 4); копия протокола под расписку вручается законному представителю юридического лица.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Законным представителем заявителя в момент производства по делу согласно материалам дела являлся президент ОАО "АВТОВАЗ" - Алешин Б.С.
Из указанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола.
Однако соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия законного представителя юридического лица, но и при его отсутствии при условии его извещения о времени и месте составления протокола.
В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствуют о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что законный представитель заявителя не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте вынесения постановления прокурором, законный представитель ОАО "АвтоВАЗ" не принимал участия при составлении постановления прокурором, не был извещен о данной процедуре.
Из отзыва прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти следует, что при вынесении постановления от 05 июня 2009 года представили общества не присутствовали, а постановление позже было вручено представителю Петрову И.А., представляющему интересы общества на основании общей доверенности N 00001/499-д от 14.10.2008 года.
Доказательств надлежащего извещения ОАО "АвтоВАЗ" о времени и месте вынесения постановления на 05 июня 2009 года суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что у лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствовала реальная возможность участвовать в рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также возможность воспользоваться правами, предоставленными ему действующим административным законодательством.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26 июля 2007 года N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2006 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Как установлено судом и видно из материалов дела, доверенность, выданная президентом ОАО "АВТОВАЗ" Петрову И.А., не содержит указание на представление интересов общества при составлении протокола (постановления прокурора) и участие в рассмотрении конкретного административного дела.
Между тем, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2006 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.
Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В качестве доказательств надлежащего извещения общества прокуратура Автозаводского района в своем отзыве указывает, что по телефону лично извещались директор юридической службы Орлов О.И. и его заместитель Петров И.А.
К назначенному времени никто не прибыл, в связи с чем постановление было составлено в отсутствие представителей общества, впоследствии указанное постановление было вручено в этот же день заместителю директора юридической службы Петрову И.А.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно отметил, что в силу закона ни директор юридической службы, ни его заместитель не являются законными представителями общества и их извещение не может свидетельствовать об извещении ОАО "АвтоВАЗ".
Таким образом, прокуратура Автозаводского района вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 05 июня 2009 года в отсутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административного ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления постановления.
Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В этой связи заявитель (его законный представитель) тем самым был лишен предоставленных ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты ввиду невозможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а так же воспользоваться помощью защитника.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Аналогичным образом в п. 24 постановления Пленума ВАС РФ N 46 от 26.07.2007 отмечено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица не относится к существенным недостаткам, только если привлекаемое лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте его составления.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что постановление прокурора Автозаводского района от 05 июня 2009 года было составлено в отсутствие законного представителя юридического лица и при отсутствии сведений о надлежащем извещении последнего о времени и месте вынесения указанного процессуального документа.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления подлежат удовлетворению, поскольку допущены существенные нарушения установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности юридического лица, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и данные нарушения являются неустранимыми.
С учетом изложенного, в силу части 2 статьи 211 АПК РФ, п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 и п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указанные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения заявления общества.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 18 августа 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2009 года по делу N А55-13243/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры Автозаводского района г.Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13243/2009
Истец: Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области
Третье лицо: Прокуратура Автозаводского района г. Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8177/2009