23 октября 2009 г. |
Дело N А65-13728/2009 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 октября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Осирис" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 августа 2009 г.
по делу N А65-13728/2009 (судья Егорова М.В.),
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Осирис", г. Улан-Удэ,
о признании государственной регистрации изменений частично недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, недействительной в части изменения сведений об адресе и об отмене решения о государственной регистрации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - ответчик) N 2777А от 12.02.2009 г., с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Осирис" ( далее - Общество), г. Улан-Удэ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 августа 2009 года в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Республике Бурятия к Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Республике Татарстан о признании государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, недействительной в части изменения сведений об адресе отказано.
Производство по делу по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Республике Бурятия к Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Республике Татарстан об отмене решения о государственной регистрации МИ ФНС России N 18 по Республике Татарстан N 2777А от 12.02.2009 г. прекращено.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании 19 октября 2009 года объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 21 октября 2009 года.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо позицию по апелляционной жалобе не изложило.
Апелляционная жалоба на судебный акт Арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, представленного отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ООО "Специализированное монтажное управление-186" (новое наименование ООО "Осирис") 05 февраля 2009 года в адрес МИ ФНС России N 18 по Республике Татарстан были поданы заявления по форме N Р13001 и по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
12.02.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан было принято решение N 2777А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой местонахождения общества. Регистрационное дело направлено в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия.
При постановке на учет заявителем были осуществлены контрольные мероприятия, направленные на уточнение места нахождения ответчика, в результате которых было установлено, что юридическое лицо по месту нахождения, указанному в учредительных документах, не находится (акт обследования помещения и протокол опроса арендатора от 18 марта 2009 года - л.д.26-28).
Арбитражный суд первой инстанции, принимая судебный акт, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Пункт 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определены основания для отказа в государственной регистрации, в частности, основанием для отказа является непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов. Других оснований, связанных с достоверностью сведений, указанных в заявлении юридического лица, закон не содержит. В соответствии с п.4 ст.9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Законом.
Как установлено судом первой инстанции, при подаче Обществом заявления в регистрирующий орган им были соблюдены вышеназванные условия, у Инспекции не было оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи со сменой местонахождения Общества.
Из содержания п.1 ст.25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", следует, что законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа, проверять достоверность сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации.
Согласно статье 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица, что и было сделано ответчиком.
Представление юридическим лицом недостоверных сведений в регистрирующий орган в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является основанием для привлечения его к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, или для обращения регистрирующего органа в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса РФ, но это не влечет недействительности решения о регистрации изменений и записи в ЕГРЮЛ.
Как указал заявитель, на момент проведения проверки 18 марта 2009 года Общество отсутствовало по адресу, указанному в учредительных документах (г. Улан-Удэ, ул. Хахалова, д.8).
Между тем, отсутствие организации на момент проведения проверки по адресу, указанному в учредительных документах, не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату регистрации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное налоговым органом основание не может само по себе свидетельствовать о незаконности произведенной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в данном случае требования главы 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регламентирующих порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, были соблюдены Обществом при обращении в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Судом установлено, что заявителем при указанной государственной регистрации выступил Шамсутдинов Р.Л., являющийся генеральным директором ООО "Специализированное монтажное управление-186" (л.д.10-13), полномочия которого подтверждены нотариально. Его подпись на представленном в налоговый орган заявлении свидетельствовала, что все сведения, содержащиеся в заявлении, достоверны и соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Кроме того, заявитель просит признать недействительной государственную регистрацию изменений в учредительные документы ООО "Осирис", однако изменения в учредительные документы вносились и по причине смены состава участников общества, руководителя общества, в связи с чем было принято решение N 2781А о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества (при этом изменения в ЕГРЮЛ вносились как об участниках общества, так и о руководителе юридического лица). Признание решения о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы общества N 2777А без признания недействительным соответствующих изменений, внесенных в связи с принятым решением о внесении изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (решение N2781А), приведет к таким негативным последствиям, как содержание в ЕГРЮЛ недостоверной информации в отношении участников общества.
В связи с изложенным, суд правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку действия налогового органа по указанной государственной регистрации не нарушают законных интересов заявителя.
Суд правильно указал на то, что требование заявителя об отмене решения МИ ФНС России N 18 по РТ о государственной регистрации N 2777А от 12.02.2009 г. не может быть рассмотрено арбитражным судом, поскольку из смысла статей 29 и 198 АПК РФ следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Таким образом, требование об отмене решения не подведомственно арбитражному суду и производство по делу в указанной части обоснованно прекращено судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
C позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 августа 2009 г. по делу N А65-13728/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
С.Т.Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13728/2009
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия, г.Улан-Удэ
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Осирис", Республика Бурятия, г.Улан-Удэ