г. Саратов |
Дело N А06-2978/2009 |
16 октября 2009 г. |
N 12АП-6763/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Шароновой Г.Д. - Гончаров В.С. по доверенности от 10.10.2009г.,
от индивидуального предпринимателя Лукомского В.Л. - Гончаров В.С. по доверенности от 10.10.2009г.,
от Министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области - Вагин Е.В. по доверенности N 10 от 22.07.2009г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шароновой Галины Дмитриевны (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от "13" июля 2009 года по делу N А06-2978/2009, принятое судьей Грибановым Г.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Шароновой Галины Дмитриевны (г. Астрахань), индивидуального предпринимателя Лукомского Виталия Леонидовича (г. Астрахань)
к Министерству промышленности, транспорта и связи Астраханской области (г. Астрахань)
третьи лица:
Тагиев Эмиль Октаевич (г. Астрахань)
Такташев Фарид Абдуллович (г. Астрахань)
Дундуков Сергей Николаевич (г. Астрахань)
Иванова Лариса Аркадьевна (г. Астрахань)
Такташева Зарина Фаридовна (г. Астрахань)
Ращепкина Елена Львовна (г. Астрахань)
Сулейманов Адхам Рахматуллаевич (г. Астрахань)
Дасаев Мавлют Юнусович (г. Астрахань)
Гладилов Антон Павлович (г. Астрахань)
Крылов Геннадий Владимирович (Астраханская область, с. Икряное)
Денисов Константин Анатольевич (г. Астрахань)
Ахунжанов Исмагил Мунипович (г. Астрахань)
Морозов Игорь Васильевич(г. Астрахань)
Минина Наталья Александровна (г. Астрахань)
Ильясов Кибадулла Жаксылакович (г. Астрахань)
Куксин Дмитрий Иванович (г. Астрахань)
Садыков Мансур Мунипович (Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово)
о признании незаконными действий по проведению конкурса на осуществление пассажирских перевозок
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Астраханской области от 13.07.2009г. отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Шароновой Г.Д. (далее - ИП Шаронова Г.Д.), индивидуального предпринимателя Лукомского В.Л. (далее - ИП Лукомский В.Л.) о признании недействительными распоряжения Министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области N 7-р от 11.03.2009г. и N 9-р от 20.04.2009г.
ИП Шаронова Г.Д., не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые распоряжения о проведении конкурса противоречат п.3.1 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области, утвержденного постановлением Министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области от 23.06.2008г. N 2-п, поскольку конкурс проводился в отношении действующего маршрута с условием прекращения всех ранее действовавших договоров.
Агентство транспорта Астраханской области (правопреемник Министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области) в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы ИП Шароновой Г.Д., считает решение суда первой инстанции законным, принятым с учетом исследования всех обстоятельств дела.
ИП Лукомский В.С. с доводами апелляционной жалобы согласен, считает принятое по делу решение необоснованным, вынесенным в нарушение норм материального и процессуального права по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица - Иванова Лариса Аркадьевна, Дундуков Сергей Николаевич, Тагиев Эмиль Октаевич, Такташева Зарина Фаридовна, Дасаев Мавлют Юнусович, Гладилов Антон Павлович , Ахунжанов Исмагил Мунипович, Куксин Дмитрий Иванович, Ильясов Кибадулла Жаксылакович с доводами апелляционной жалобы не согласны, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебное заседание - провести без участия в судебном заседании своих представителей.
В соответствии с ч.3, ч.5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей неявившхся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 26.04.2004 предпринимателю ИП Шароновой Г.Д. была выдана лицензия N АСС-30-3539-001 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек сроком до 23.04.2014г.
25.08.2008г. между ИП Шароновой Г.Д. и Казенным предприятием Астраханской области "Астраханьтрансавто" был заключен договор на взаимодействие предпринимателя и предприятия при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
По условиям договора от 25.08.2008г. ИП Шаронова Г.Д. приняла на себя обязательства оказывать услуги по перевозке пассажиров по выделенному маршруту N 190 "Астрахань-Начало", а Казенное предприятие Астраханской области "Астраханьтрансавто" обязывалось оказывать услуги по обеспечению кассового обслуживания пассажиров и принимать меры по эффективному использованию подвижного состава предпринимателя.
В разделе 5 договора содержится условие о праве Казенного предприятия Астраханской области "Астраханьтрансавто" расторгнуть договор в случае отсутствия предпринимателя на обслуживаемом маршруте без согласия предприятия или в случае самовольного нахождения предпринимателя на маршруте.
Согласно п.5.5. договора Казенное предприятие Астраханской области "Астраханьтрансавто" имеет право после расторжения договора передать маршрут на обслуживание другому перевозчику.
Дополнительным соглашением N 1 от 24.11.2008г. пункт 5.6. договора был изложен в редакции, указывающей, что действие договора считается пролонгированным на срок до подведения итогов конкурса Министерством промышленности, транспорт и связи Астраханской области на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту, указанному в договоре.
ИП Лукомским В.Л., имеющим лицензию N АСС-30-1347-001 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек сроком до 23.04.2014г., также заключен договор с Казенным предприятием Астраханской области "Астраханьтрансавто" на условиях, аналогичных условий договора, заключенного между ИП Шароновой Г.Д. и Казенным предприятием Астраханской области "Астраханьтрансавто" от 25.08.2008г.
11.03.2009г. Министерством промышленности, транспорт и связи Астраханской области было издано распоряжение N 7-р "О проведении открытого конкурса, утверждении конкурсной документации и состава конкурсной комиссии".
Из содержания названного распоряжения следует, что в период с 12.03.2009г. по 30.04.2009г. государственным органом было решено провести открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородном межмуниципальном маршруте регулярного сообщения в Астраханской области по лоту N 9 маршрут N 190 "Астрахань-Начало", потребность 28 автобусов.
20.04.2009г. Министерством промышленности, транспорт и связи Астраханской области было издано распоряжение N 9-р "О внесении изменений в распоряжение от 11.03.2009г. N 7-р", которым были внесены изменения в персональный состав конкурсной комиссии.
Считая, что распоряжения N 7-р от 11.03.2009г. и N 9-р от 20.04.2009г. изданы с нарушением действующего законодательства индивидуальные предприниматели Шаронова Г.Д. и Лукомский В.Л. оспорили их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия предусмотренных ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемых решений недействительными и действий (бездействия) государственных органов незаконными является совокупность двух условий: 1) несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей и (или) создающее препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем в материалах данного дела отсутствуют какие-либо доказательства, которые бы свидетельствовали как о несоответствии оспариваемых распоряжений действующему законодательству, так и о нарушении прав и законных интересов заявителей.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 19 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007г. N 259-ФЗ (далее - Устав автомобильного транспорта) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Порядок организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области в соответствии с действующим законодательством установлен Правилами организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области, утвержденными постановлением Правительства Астраханской области от 04.03.2005г. N 10-п (далее - Правила пассажирских перевозок).
В п.п. 2.1., 2.2. названных Правил указано, что организация транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения осуществляется заказчиком. Организация транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения включает: организацию межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения; организацию перевозок граждан автомобильным пассажирским транспортом. Организация автомобильных пассажирских перевозок осуществляется по маршрутам, входящим в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения Астраханской области, утверждаемым распоряжением заказчика.
В соответствии с п. 2.4. Правил пассажирских перевозок государственный и коммерческий заказ на пассажирские перевозки по регулярным маршрутам формируется заказчиком на основании потребностей в перевозках транспортом общего пользования и спроса, установленных в результате изучения пассажиропотоков, обследований и анкетного опроса населения. Привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок осуществляется путем проведения открытых конкурсов на осуществление пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах Астраханской области.
Пункт 3.3. Правил пассажирских перевозок определяет, что открытие новых и закрытие действующих межмуниципальных маршрутов, в том числе дополнительных рейсов по ним, осуществляется заказчиком с учетом мнения администраций муниципальных образований с внесением соответствующих изменений в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения Астраханской области.
В силу п. 3.4. Правил пассажирских перевозок открытие маршрута регулярного сообщения удостоверяется паспортом маршрута. Паспорт маршрута утверждается заказчиком и подлежит регистрации в Реестре межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения Астраханской области.
На основании указанных выше нормативных положений суд первой инстанции сделал правильный вывод, что маршрут считается действующим (открытым) с момента утверждения уполномоченным государственным органом паспорта маршрута и регистрации последнего в Реестре межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения Астраханской области.
Как следует из материалов дела, распоряжение N 7-р от 11.03.2009г. было издано в целях организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте регулярного сообщения N 190 "Астрахань - Начало" во исполнение Постановления Министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области от 23.06.2008г. N 2-п "Об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области".
Пунктом 3.1. данного Положения предусмотрено, что конкурс проводится в случае открытия нового маршрута или возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут.
Принимая во внимание, что на маршрут N 190 "Астрахань - Начало" до проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок уполномоченным государственным органом паспорт маршрута не утверждался и данный маршрут в Реестре межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения Астраханской области не значился, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что конкурс, распоряжение N7-р о проведении которого было издано Министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области, был организован в отношении вновь открываемого маршрута в соответствии с п.3.1. Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителей, что на момент издания оспариваемого распоряжения N 7-р от 11.03.2009г. маршрут N 190 "Астрахань-Начало" являлся действующим в силу существования договорных отношений между заявителями и Казенным предприятием "Астраханьтрансавто".
Следовательно, оспариваемые ненормативные акты приняты государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу деятельности государственного органа.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в данном случае отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителей. То обстоятельство, что предприниматели осуществляли пассажирские перевозки на маршруте на основании договоров, заключенных с Казенным предприятием Астраханской области "Астраханьтрансавто", не может свидетельствовать об обратном.
В условиях заключенных ранее договоров заявители прямо предусмотрели, что действие договора прекращается с момента проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршруте, что свидетельствует о согласии предпринимателей с тем обстоятельством, что наличие договоров с Казенным предприятием "Астраханьтрансавто" не препятствует проведению конкурса и дата подведения итогов конкурса является датой прекращения договорных отношений между заявителями и предприятием "Астраханьтрансавто".
Более того, заявители не были лишены права на участие в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок на спорном маршруте и, как установлено судом первой инстанции, воспользовались данным правом.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на копию паспорта автобусного маршрута N 190 "Астрахань (Стадион) - с. Начало", утвержденного заместителем директора Казенного предприятия Астраханской области "Астраханьтрансавто" до принятия решения о проведения открытого конкурса, не может служить основанием для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемых распоряжений государственного органа, поскольку обязательным условием осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту является наличие договора, заключенного между перевозчиком и заказчиком, в данном случае - Министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области, по итогам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, проведенного в соответствии с Положением о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области, утвержденного Постановлением Министерством промышленности, транспорта и связи Астраханской области от 23.06.2008г. N 2-п.
С учетом того, что несоответствие оспариваемых распоряжений закону и факт нарушения прав и законных интересов заявителей не доказан, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным. Правовых оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые распоряжения о проведении конкурса противоречат п.3.1 Положения о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения в Астраханской области, утвержденного постановлением Министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области от 23.06.2008г. N 2-п, основаны на переоценке обстоятельств, правомерно принятых во внимание судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "13" июля 2009 года по делу N А06-2978/2009оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2978/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Шаронова Галина Дмитриевна, Индивидуальный предприниматель Лукомский Виталий Леонидович
Ответчик: Министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области
Третье лицо: Такташева Зарина Фаридовна, Такташев Фарид Абдуллович, Тагиев Эмиль Октаевич, Сулейманов Адхам Рахматуллаевич, Садыков Мансур мунипович, Ращепкина Елна Львовна, Морозов Игорь Васильевич, Минина Наталья Александровна , Куксин Дмитрий Иванович , Крылов Геннадий Владимирович, Ильясов Кибадулла Жаксылакович, Иванова Лариса Аркадьевна, Дундуков Сергей Николаевич, Денисов Константин Анатольевич, Дасаев Мавлют Юнусович, Гладилов Антон павлович, Ахунжанов Исмагил Мунипович
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8070/10
09.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8070/10
11.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А06-2978/2009
16.10.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6763/2009