Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21 октября 2009 г. N 12АП-7679/2009
г. Саратов |
Дело N А06-6365/2008 |
21 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2009 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Успановой Д. Г.,
при участии в судебном заседании: от истца - Пухович О.В., удостоверение N 062001;
от Правительства Астраханской области - Сазонова С.А., по доверенности N 8 от 12.01.2009 года;
от Закрытого акционерного общества "Астраханский морской порт" - Сердюкова Ю.Н. по доверенности от 19.10.2009 года;
от агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области - Талова А.Л., по доверенности N М-1-1183/3 от 24.06.2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Астраханской области
на решение арбитражного суда Астраханской области от 14.08.2009г. по делу N А06-6365/2008 (судья Рыбников А.Н.)
по иску Прокурора Астраханской области (г. Астрахань)
к Правительству Астраханской области, Закрытому акционерному обществу "Астраханский морской порт", Государственному предприятию Астраханской области "Астраханский морской рыбный порт" (г. Астрахань), Открытому акционерному обществу "Совфрахт" (г. Москва),
третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области (г. Астрахань),
о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратился прокурор Астраханской области обратился с иском к Правительству Астраханской области, Закрытому акционерному обществу "Астраханский морской порт" (далее ЗАО "Астраханский морской порт"), государственному предприятию Астраханской области "Астраханский морской рыбный порт" (далее ГП АО "Астраханский морской рыбный порт") о признании сделки по внесению в уставной капитал ЗАО "Астраханский морской порт" имущества ГП АО "Астраханский морской рыбный порт"; соглашения от 04.05.2006г. N 01-15 "О взаимодействии между Правительством Астраханской области, государственным предприятием Астраханской области "Астраханский морской рыбный порт" и открытым акционерным обществом "Совфрахт" (далее ОАО "Совфрахт"), а также принятого во исполнение Соглашения распоряжения Правительства Астраханской области от 22.06.2006 N 168-Пр "Об участии государственного предприятия Астраханской области "Астраханский морской рыбный порт" в закрытом акционерном обществе "Астраханский морской порт" недействительными и о применении последствий недействительности сделки - обязании ЗАО "Астраханский морской порт" возвратить полученное по распоряжению Правительства Астраханской области от 22.06.2006 N 168-Пр от ГП АО "Астраханский морской рыбный порт" движимое и недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.08.2009г. исковые требования в части иска о признании недействительным распоряжения Правительства Астраханской области от 22.06.2006г. N 168-Пр "Об участии государственного предприятия Астраханской области "Астраханский морской рыбный порт" в закрытом акционерном обществе "Астраханский морской порт" оставлены без рассмотрения, в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокуратура Астраханской области обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель считает, что в оспариваемом решении выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал.
Представители Правительства Астраханской области, Закрытого акционерного общества "Астраханский морской порт", Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между Правительством Астраханской области, ГП АО "Астраханский морской рыбный порт" и ОАО "Совфрахт" заключили соглашение от 04.05.2006г. N 01-15 "О взаимодействии между Правительством Астраханской области, государственным предприятием Астраханской области "Астраханский морской рыбный порт" и открытым акционерным обществом "Совфрахт", по условиям которого стороны договорились совместными усилиями оказывать содействие в реализации инвестиционного бизнес - плана развития ГП АО "Астраханский морской рыбный порт".
Пунктами 1.3 и 2.1 соглашения установлено, что реализация инвестиционного бизнес -плана развития ГП АО "Астраханский морской рыбный порт" будет осуществляться с привлечением инвестиций путем создания закрытого акционерного общества с уставным фондом 109 211000,00 руб. и привлечения финансирования до 50 000000,00 руб. на возвратной основе.
По предварительной договоренности между сторонами денежные средства, вносимые в уставный капитал создаваемого закрытого акционерного общества и используемые для расширения территории грузового участка порта, со стороны ОАО "Совфрахт" составляют 55 697610,00 руб., что составляет 51 % акций, со стороны ГП АО "Астраханский морской рыбный порт". - 53 513390,00 руб., что соответствует 49 % акций.
Оплата уставного капитала со стороны ОАО "Совфрахт" будет осуществляться путем безналичного перечисления денежных средств; со стороны ГП АО "Астраханский морской рыбный порт" - путем внесения имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, в соответствии с рыночной оценкой в порядке и на условиях, предусмотренных уставом создаваемого закрытого акционерного общества.
В соответствии с актом приема-передачи, утвержденным распоряжением министерства имущественных и земельных отношений от 02.10.2006 N 824, ГП АО "Астраханский морской рыбный порт" передало в ЗАО "Астраханский морской порт" движимое и недвижимое имущество.
Прокурор Астраханской области полагая, что указанная сделка противоречит требованиям части 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от 14.11.2002г. N 161-ФЗ, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ установлено, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Критерием для признания недействительной сделки, совершенной государственным предприятием в отношении закрепленного за ним имущества, является невозможность осуществления им уставной деятельности в результате исполнения такой сделки.
Согласно пункту 2.2 Устава ГП АО "Астраханский морской рыбный порт", утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области от 18.07.2005 N 362, действовавшего на момент совершения сделки, одним из основных видов деятельности государственного предприятия являлось осуществление погрузочно-разгрузочных работ.
Во исполнение распоряжения Правительства Астраханской области N 168-Пр ГП АО "Астраханский морской рыбный порт" передало в качестве вклада в уставной капитал вновь созданного ЗАО "Астраханский морской порт" имущество рыночной стоимостью 53,5 млн. рублей, перечень которого приведен в приложениях NN 1 и 2 к распоряжению.
Согласно перечню переданного государственным предприятием в коммерческую организацию недвижимого имущества в ЗАО "Астраханский морской рыбный порт", в том числе передано имущество: подкрановый путь длиной 34,5 м. на деревянных шпалах; железная дорога 1147 п.м.; ж\д тупик длиной 1000 м. на станции Трусово; восемь единиц портальных кранов; семь единиц автопогрузчиков; восемь единиц автотехники, необходимой для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.
Как следует из материалов дела, заключения судебной финансово-экономической экспертизы, имущества ГП АО "Астраханский морской рыбный порт", оставшегося после передачи в соответствии с актом приема-передачи имущества, последнего по своему назначению было достаточно для осуществления предусмотренных уставом предприятия видов деятельности, в том числе, и погрузочно-разгрузочных работ.
Следовательно, доводы заявителя жалобы о невозможности осуществлять ГП АО "Астраханский морской рыбный порт" свою уставную деятельность после совершения сделки по передаче имущества ЗАО "Астраханский морской порт" подлежат отклонению за недоказанностью.
Поскольку именно довод о невозможности осуществлять уставную деятельность ГП АО "Астраханский морской рыбный порт" положен в основу заявленных требований, он подлежал доказыванию истцом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений требований статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002г. N 161-ФЗ при заключении оспариваемых сделок судебной коллегией на основании анализа норм права и имеющихся в деле доказательств не установлено.
Требования о признании недействительным распоряжения Правительства Астраханской области от 22.06.2006г. N 168-Пр "Об участии государственного предприятия Астраханской области "Астраханский морской рыбный порт" в закрытом акционерном обществе "Астраханский морской порт" оставлены без рассмотрения правомерно в соответствии с пунктом 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2009 года по делу N А06-6365/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через Арбитражный суд Астраханской области.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6365/2008
Истец: Прокуратура Астраханской области
Ответчик: Правительство Астраханской области, ЗАО "Астраханский морской рыбный порт", ЗАО "Астраханский морской порт"
Третье лицо: ОАО "Совфрахт", Министерство имущественных отношений Астраханской области, Министерство имущественных и земельных отношений, Агентство по управлению гос. имуществом АО, Агентство по управлению гос. имуществом