г. Саратов |
|
19 октября 2009 г. |
Дело N А57-6261/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Веста-Л" - Лебедев В.И. - директор, Уманец И.В. - адвокат, ордер N 12-10/09 от 12.10.2009г., удостоверение N 1462 от 07.07.2004г.,
от Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области - Бобров С.В. по доверенности N 1-01/01-24-13 от 31.10.2008г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веста-Л" (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от "30" июня 2009 года по делу N А57-6261/2009, принятое судьей Самохваловой А.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Веста-Л" (г. Саратов)
заинтересованные лица:
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (г. Саратов),
Начальник Управления охраны окружающей среды комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (г. Саратов),
Прокуратура Заводского района г. Саратова (г. Саратов)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2009г. отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Веста-Л" (далее - ООО "Веста-Л", Общество) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 216 от 20.04.2009г., вынесенного начальником Управления охраны окружающей среды комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом 12.10.2009г., объявлялся перерыв до 09 час. 10 мин. 14.10.2009г.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.03.2009г. прокуратурой Заводского района г. Саратова проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в деятельности ООО "Веста-Л", расположенного по адресу: г. Саратов, пр.Энтузиастов, 11.
В ходе данной проверки установлено, что в деятельности ООО "Веста-Л" образуются отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от канцелярской деятельности. При этом установлено, что в организации не разработан проект нормативов образований отходов и лимитов на их размещение, не оформлены лимиты на размещение отходов на 2009 год.
25.03.2009 г. по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения экологического законодательства ООО "Веста-Л" заместителем прокурора Заводского района г. Саратова вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ. Названное постановление направлено для рассмотрения в Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области.
В результате рассмотрения материалов административного дела, возбужденного в отношении Общества, начальником Управления охраны окружающей среды комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области вынесено постановление N 216 по делу об административном правонарушении от 20.04.2009г., которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
ООО "Веста-Л" оспорило указанное постановление в судебном порядке на том основании, что в деятельности ООО "Веста-Л" образуется минимальное количество отходов, им заключены договоры на вывоз мусора и твердых бытовых отходов, поэтому допущенное Обществом административное правонарушение является малозначительным. Заявитель полагает, что ООО "Веста-Л" не было извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, пришел к правильному выводу о доказанности совершения ООО "Веста-Л" вмененного ему в вину административного правонарушения. Данный вывод суда основан на материалах дела и нормах материального права.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьями 11, 18 и 19 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью.
Таким образом, обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.
Судом установлено, что в результате деятельности ООО "Веста-Л" образуются мусор от бытовых помещений, отходы от канцелярской деятельности. Факт образования у ООО "Веста-Л" в процессе осуществления деятельности отходов подтверждается представленным в материалы дела договором N 7226 на оказание услуг предприятиям, организациям и учреждениям по вывозу, приему и утилизации (захоронению) бытовых отходов от 01.04.2008г. (л.д.11). Отсутствие у Общества проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов на 2009 год заявителем не оспаривается.
То обстоятельство, что Обществом заключен договор с МУП "СпецАТХ" N 7226 от 01.04.2008г. на оказание услуг по приему и вывозу бытовых отходов с территории и объектов ООО "Веста-Л", свидетельствует о том, что заявитель осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, что влечет в силу вышеназванных норм возникновение у Общества обязанности соблюдения требований по разработке нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Следовательно, несоблюдение Обществом таких правил образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, поскольку Общество, имея возможность для соблюдения требований закона об отходах производства и потребления, закона об охране окружающей среды, не приняло мер по их соблюдению. В этой связи довод апелляционной жалобы о неустановлении судом первой инстанции вины в совершении административного правонарушения, является несостоятельным.
Несоблюдение указанных норм, выразившееся в отсутствие разрешительной нормативно-экологической документации у ООО "Веста-Л", в результате предпринимательской деятельности которого образуются отходы, подтверждено материалами дела.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и в их взаимосвязи, как того требуют положения ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции не усмотрел в действиях ООО "Веста-Л" малозначительности совершенного правонарушения. Данный вывод суда соответствует закону и переоценке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, прямо предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом изложенного оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ст. 8.1 КоАП РФ применена неправильно, так как в ней не указано на наступление административной ответственности за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, основан на ошибочном толковании объективной стороны данного состава административного правонарушения и сделан без учета положений ст.ст. 11, 18 и 19 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По мнению заявителя апелляционной жалобы ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что заявителем не оспаривается факт несоблюдения экологических требований при эксплуатации объектов, подтверждается заявлением, поданным в арбитражный суд в связи с несогласием с обжалуемым постановлением. Между тем решение суда первой инстанции не содержит вывода о согласии Общества с привлечением к административной ответственности. Суд первой инстанции указал на то, что заявитель не отрицает отсутствие проектов нормативов образования отходов на 2009 год и лимитов на их размещение в организации. Доказательств наличия названной разрешительной нормативно-экологической документации Обществом не представлено.
Довод апелляционной жалобы на то, что в законе отсутствует указание на сроки изготовления проектов нормативов образования отходов на 2009 г. и лимитов на их размещение, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу п. 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. N 461, лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяют Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007г. N 703.
Пунктом 7 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007г. N 703, предусмотрено, что основными задачами при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение являются, в том числе, определение (расчет) годовых нормативов образования отходов; определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов.
Таким образом, разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение являются мероприятиями, предшествующими деятельности, в процессе которой образуются отходы. Поскольку в ходе проведенной проверки установлен факт непроведения Обществом указанных мероприятий на 2009 г., довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в законе конкретных сроков их проведения, является несостоятельным и не может иметь правового значения при проверке законности привлечения его к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Избранная судом мера ответственности соразмерна характеру совершенного правонарушения и установлена, исходя из конкретных обстоятельств их совершения в соответствии с указанными нормами природоохранного законодательства и КоАП РФ. Кроме того, назначенное оспариваемым постановлением наказание соответствует минимальному пределу санкции ст. 8.1 КоАП РФ. В этой связи довод апелляционной жалобы о то, что сумма штрафа не соответствует закону, является необоснованным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Суд первой инстанции со ссылкой на п.34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005г. N 221, обоснованно отклонил довод Общества о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку материалы дела свидетельствуют об обратном.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и не влекут отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт принятым с оценкой всех существенных обстоятельств дела, при правильном применении норм материального права, в связи с чем не подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "30" июня 2009 года по делу N А57-6261/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6261/09
Истец: ООО "Веста-Л"
Ответчик: Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области
Третье лицо: Прокуратура Заводского района г.Саратова, Начальник управления охраны окружающей среды комитета охраны окружающей среды Мехов Д.А.
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6264/2009