г. Саратов |
|
26 октября 2009 г. |
Дело N А12-13829/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области - Парамонова И.С. по доверенности N 08-27/56 от 11.11.2008г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "24" августа 2009 года по делу N А12-13829/2009 , принятое судьей Прониной И.И.,
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области
к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области
о взыскании 468464 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2009г. удовлетворены уточненные в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области (далее - ТФОМС Волгоградской области, заявитель) о взыскании с администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области за счет казны муниципального образования пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период январь-май 2009 года в размере 468464 руб.
Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация, ответчик), не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
ТФОМС Волгоградской области считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей заявителя апелляционной жалобы, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, заслушав в судебном заседании пояснения представителя ТФОМС Волгоградской области, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2003 г. по делу N А12-13599/03-с37 с Финансового управления администрации Светлоярского района Волгоградской области за счет казны муниципального образования в пользу ТФОМС Волгоградской области взысканы страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за период май-июль 2003 г. в размере 3 428 922 руб., из них недоимка - 3 259 300 руб., пени -169622 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24.03.2004г. по делу N А12-2800/04-с19 с Территориального управления по Светлоярскому району ГФКУ администрации Волгоградской области за счет казны муниципального образования в пользу ТФОМС Волгоградской области взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с августа по ноябрь 2003 г. в размере 5864649 руб., из них недоимка - 5402360 руб., пени за несвоевременное перечисление страховых взносов - 462289 руб.
В связи с непогашением задолженности, взысканной по решениям арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2003г. по делу N А12-13599/03-с37, от 24.03.2004г. по делу N А12-2800/04-с19, заявителем в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за январь - май 2009 года в сумме 468464 руб. и в адрес администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области направлены требования об уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения и пени от 10.12.2009г. N 08-19/80, от 12.03.2009г. N 08-19/282, от 06.04.2009г. N 08-19/369, от 08.06.2009г. N 08-19/608, от 18.06.2009г. N 08-19/648.
Неисполнение Администрацией данных требований послужило основанием для обращения ТФОМС Волгоградской области с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что сумма задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование подтверждена документально и доказательств ее погашения ответчиком не представлено.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 02.04.1993г. N 4741-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 4741-1) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 4 названного закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17 Закона N 4741-1 предусматривает, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В статье 19 Федерального закона от 05.08.2000г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
В соответствии с п. 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993г. N 4543-1 , органы исполнительной власти перечисляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
В соответствии с п. 8 указанного Положения на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пени с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Согласно п. 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и налоговыми органами.
Из анализа названных норм следует, что специальным законодательством о медицинском страховании территориальные фонды обязательного медицинского страхования наделены правом по учету и контролю за своевременным и полным перечислением страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Пункт 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, ст. 75 НК РФ указывают на то, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Так, Администрация в 2003 году являлась страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения Светлоярского района и обязана была осуществлять платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения района за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете района. Своих обязательств Администрация не исполняла, что подтверждается решениями арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2003г. по делу N А12-13599/03-с37, от 24.03.2004г. по делу N А12-2800/04-с19.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с ч. 5 ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации между Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области и Светлоярским муниципальным районом в лице главы Светлоярского муниципального района заключено Соглашение N 26 от 27.02.2006г., согласно которому формирование и организация исполнения бюджета Светлоярского муниципального района переданы Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (л.д.86-89).
С 01.04.2009г. в порядке организации и исполнения бюджета Светлоярского муниципального района Волгоградской области произошли изменения. По инициативе администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области прекращено действие Соглашения N 26 от 27.02.2006г. о формировании и организации исполнения бюджета Светлоярского муниципального района, заключенного между Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области и Светлоярским муниципальным районом.
В соответствии с Постановлением администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 30.03.2009г. N 397 обязанности финансового органа Светлоярского муниципального района с 01.04.2009г. возложены на отдел экономики и бюджетного планирования администрации Светлоярского муниципального района, который является ее структурным подразделением.
Суд первой инстанции, установив, что отдел экономики и бюджетного планирования не является юридическим лицом, пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Светлоярского муниципального района.
Правовых оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции, соответствующего ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не усматривает. В этой связи судебная коллегия отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в данном случае ответчиком должно выступать территориальное управление Светлоярского района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.
Расчет пени представлен в материалах дела, проверен судом первой и апелляционной инстанций, соответствует фактическим обстоятельствам дела и закону. Ответчик контррасчет пени не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование ТФОМС Волгоградской области о взыскании с администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области за счет казны муниципального образования пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период январь-май 2009 года в размере 468464 руб.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы в обоснование правовой позиции по делу на положения ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 105 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необоснованной, так как названные правовые нормы не подлежат применению при рассмотрении настоящего заявления.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.10.2008г. N 738-О-О, индексация присужденных денежных сумм, возможность которой предусмотрена ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представляет собой предусмотренный процессуальным законодательством упрощенный порядок возмещения взыскателю финансовых потерь, вызванных несвоевременным исполнением должником решения суда. Данный способ заключается в увеличении взысканных сумм путем применения установленных законом или договором коэффициентов.
Установление в ч. 1 ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядка возмещения финансовых потерь при длительной невыплате присужденных судом денежных средств служит лишь дополнительной гарантией, направленной на обеспечение защиты прав взыскателя.
Материалами дела установлено, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, предусматривающие размер и основания индексации. Федеральный закон, который бы предусматривал индексацию присужденной арбитражным судом денежной суммы по настоящему делу, также отсутствует. Требование об индексации присужденных денежных сумм в порядке ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не в рамках настоящего дела не заявлялось и не рассматривалось, заявление о взыскании с Администрации за счет казны пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения таким требованием не является.
Следовательно, ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет правового значения и при рассмотрения настоящего дела применению не подлежит.
Судебная коллегия находит несостоятельной ссылку заявителя апелляционной жалобы на положения ст. 105 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации в п. 5 Постановления от 17.12.1996г. N 20-П указал, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно невнесенного в срок налога законодатель вправе добавить пеню как компенсацию потерь государственной казны.
Таким образом, пеня является компенсацией потерь бюджета в связи с неуплатой налога и не является налоговой санкцией.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии вины Администрации в несвоевременной уплате страховых взносов не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как наличие задолженности по уплате страховых вносов на ОМС неработающего населения, на которую начислены пени в спорной сумме установлена вступившими в законную силу решениями арбитражного суда Волгоградской области 02.10.2003г. по делу N А12-13599/03-с37, от 24.03.2004г. по делу N А12-2800/04-с19.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "24" августа 2009 года по делу N А12-13829/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13829/09
Истец: ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области"
Ответчик: Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области