Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 сентября 2006 г. N КА-А40/8327-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2006 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Брянской таможни от 24.11.05 N 1010200-1021/2005, касающегося привлечения к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 03.03.06 в удовлетворении требования заявителя отказано.
Постановлением от 06.06.06 N 09АП-3856/2006 Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 03.03.06, постановления от 06.06.06 в кассационной жалобе общества основаны на том, что норма права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов арбитражным судом первой инстанции, арбитражным апелляционным судом применена неправильно.
В отзыве на кассационную жалобу Брянская таможня возражала против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на законность обжалуемых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы явились и относительно кассационной жалобы дали следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель Брянской таможни объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы несостоятельны.
Законность решения от 03.03.06, постановления от 06.06.06 проверена арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции, проверив законность и обоснованность постановления от 24.11.05 N 10102000-1021/2005, пришел к выводу о том, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 16.1 КоАП за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации путем представления недействительных документов (в данном случае - накладная N 35572820) у Брянской таможни имелись.
При этом суд исходил из того, что факт превышения веса ввезенного товара на 7327 кг., обществом не оспаривался. Общество располагало реальной возможностью проверить соответствие веса, указанного в упомянутой накладной, фактическому, поскольку на станции Брянск-Льговский имеются соответствующие вагонные весы.
Арбитражным апелляционным судом решение оставлено без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя в том числе и из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП административная ответственность установлена за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В данном случае объективная сторона этого правонарушения выразилась в том, что обществом таможенному органу предоставлены документы, содержащие неверные сведения о весе товара.
Однако соответствующие документы общество, как установлено судами, не заполняло.
Не установлено судами и то обстоятельство, что обществу было известно о недостоверности содержащихся в документах сведений в части, касающейся веса товара.
Наличие реальной возможности проверки веса товара, на которую сослались суды, должно корреспондировать обязанности общества, являвшегося в данном случае перевозчиком, по осуществлению контроля перевозимых грузов.
Между тем, наличие права, установленного ст. 27 Устава железнодорожного транспорта, на проверку массы перевозимого груза и количества товарных мест не устанавливает обязанность по тотальному контролю всех перевозимых грузов. Не установлена такая обязанность и действующим таможенным законодательством.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности при наличии у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вывод судов о наличии у таможенного органа законных оснований для привлечения общества к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 16.1 КоАП в данном случае неправомерен.
Поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
С учетом изложенного, а также требований, предъявляемых пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции полагает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 3 марта 2006 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 6 июня 2006 года N 09АП-3856/2006 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-81236/05-2-519 отменить. Признать незаконным и отменить полностью постановление Брянской таможни от 24.11.05 N 10102000-1021/2005 о привлечении к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2006 г. N КА-А40/8327-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании