г. Санкт-Петербург |
|
16 октября 2009 г. |
Дело N А56-59051/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Мельниковой Н.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Горяиновой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-9514/2009) Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2009 по делу N А56-59051/2008 (судья Ракчеева М.А.), принятое
по заявлению ЗАО "Строймонтаж"
к заинтересованному лицу: Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
3-и лица: 1. Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское Управление Инвентаризации и Оценки Недвижимости",
2. Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга,
3. Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа в регистрации прекращения права собственности и регистрации возникновения права собственности
при участии:
от заявителя: Жажиной О.В. (дов. от 30.06.2009), Тиховой Л.А. (дов. от 01.08.2007 N 045/3)
от заинтересованного лица: Орловой Н.В. (дов. от 11.01.2009)
от 3-их лиц: 1. не явился, извещен,
2. не явился, извещен,
3. Волкова А.М. (дов. от 08.12.2008 N 31474-42)
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Строймонтаж" (далее - ЗАО "Строймонтаж", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФРС, Управление, регистрирующий орган) от 05.12.2008 N 78-78-31/044/2008-154 в государственной регистрации прекращения права государственной собственности на нежилое помещение 1Н и возникновения права собственности на квартиру 10, а также обязании УФРС зарегистрировать прекращение права собственности Санкт-Петербурга на нежилое помещение 1Н и возникновение права собственности ЗАО "Строймонтаж" на квартиру N 10 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Эсперова, д. 16/23, литер А.
Определением от 19.02.2009 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, привлечены СПб ГУП "ГУИОН", Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Служба строительного надзора).
Протокольным определением от 15.05.2009 суд привлек к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее -Комитет, КУГИ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, также с Управления в пользу Общества взыскано 2000 руб. расходов по госпошлине.
На указанное решение Управлением подана апелляционная жалоба, в которой регистрирующий орган просит решение от 28.05.2009 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указало, что вывод Службы строительного надзора о необходимости выдачи разрешительной документации исключительно в случаях, когда имеет место реконструкция в капитальных и неэксплуатируемых зданиях, не подкреплен действующим законодательством. По мнению подателя жалобы, изменение границ помещения, расположенного на чердаке, не может не затрагивать конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности всего здания в целом. УФРС полагает, что в настоящем случае имела место реконструкция объекта. Уполномоченным органом на выдачу разрешений на строительство является Служба строительного надзора. Кроме того, судом не исследовались все основания отказа.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель сослался на подпункт 4 пункта 17 части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Служба строительного надзора и экспертизы, осуществляющая выдачу разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешений на реконструкцию мансард не выдает. Перепланировка и переустройство помещения являются частным случаем реконструкции.
В судебном заседании представитель Управления поддержала изложенные в апелляционной жалобе доводы.
По мнению представителя Общества, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом изложенных в отзыве на апелляционную жалобу доводов.
Представитель Комитета позицию не изложил, полагая, что судебным актом по настоящему делу интересы КУГИ не затронуты.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя СПб ГУП "ГУИОН", апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Служба строительного надзора отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства иные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Суд первой инстанции установил, что распоряжением администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 04.02.2008 N 74-р ЗАО "Строймонтаж" предоставлено для реконструкции за счет собственных средств на условиях инвестиционного договора мансардное помещение 1-Н, площадью 68,5 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Эсперова, д. 16/23, литер А, кадастровый номер 78:7:3247:8:24:1, с целью создания жилого помещения большей площадью в соответствии с утвержденным проектом (л.д. 68).
На основании упомянутого распоряжения между ЗАО "Строймонтаж" и Комитетом заключен инвестиционный договор о реконструкции мансардного помещения от 04.02.2008 N 15-И00329 (л.д. 8-22).
23.07.2008 заместителем главы администрации Петроградского района утвержден акт приемки законченного строительством объекта межведомственной комиссией при администрации Петроградского района Санкт-Петербурга - квартиры N 10 в доме 16/23 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Эсперова (л.д. 23-26).
Распоряжением администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 23.07.2008 N 756-р утвержден акт от 22.07.2008 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по указанному выше адресу (л.д. 32).
05.08.2008 между Комитетом и ЗАО "Строймонтаж" подписан протокол о выполнении условий инвестиционного договора от 04.02.2008 N 15-И00329, согласно которому протокол является основанием для регистрации в органе по регистрации прав на недвижимость права собственности застройщика на созданные помещения (л.д. 36).
Письмом от 29.10.2008 N 78-78-31/044/2008-154 Управление приостановило регистрацию прекращения права государственной собственности на помещение 1-Н и возникновения права собственности на квартиру N 10, указав, что заявителем не представлено разрешение Службы строительного надзора на реконструкцию объекта и ввод объекта в эксплуатацию; акт межведомственной комиссии не может быть принят в качестве надлежащего документа, так как оформлен неуполномоченным органом; не представлены вторые подлинные экземпляры правоустанавливающих документов.
Письмом от 05.12.2008 N 78-78-31/044/2008-154 в государственной регистрации права собственности отказано, поскольку заявителем не представлены документы, разрешающие реконструкцию и подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию, выданные по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698.
Полагая, что представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям действующего законодательства, ЗАО "Строймонтаж" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что произведенные заявителем работы нельзя рассматривать как реконструкцию, в связи с чем разрешение Службы строительного надзора на реконструкцию объекта и ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, производит проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов.
В пункте 1 статьи 20 Закона содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 20 Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказывая в государственной регистрации права собственности, Управление сослалось на отсутствие документов, разрешающих реконструкцию и подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию, выданных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положения пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); а также изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Суд, руководствуясь пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу, что чердачное пространство является неотъемлемой частью объекта капитального строительства (жилого дома) и рассматриваться как этап реконструкции не может, в связи с чем выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию отдельных помещений в эксплуатируемых зданиях не предусмотрена.
Распоряжением администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 04.02.2008 N 74-р ЗАО "Строймонтаж" разрешена реконструкция мансардного помещения с целью создания жилого помещения в соответствии с утвержденным проектом. Актом межведомственной комиссии от 22.07.2008, утвержденным распоряжением от 23.07.2008, квартира N 10 принята в эксплуатацию. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 N 128 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", действовавшим на момент издания упомянутых распоряжений, администрации наделены полномочиями по приемке в эксплуатацию объектов реконструкции мансард, чердаков, подвалов в эксплуатируемых жилых домах.
Указанные документы позволяют сделать вывод о том, что изменения объекта в результате выполнения указанных строительных работ не затронули конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания и не превысили предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, характер произведенных работ свидетельствует о том, что разрешение на строительство в силу пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для производства выполненных на объекте работ не требовалось.
При изложенных выше обстоятельствах решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 мая 2009 по делу N А56-59051/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59051/2008
Истец: ЗАО "Строймонтаж"
Ответчик: ГУ Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Третье лицо: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петрбурга, Санкт-Петербургское Государственное Унитарное Предприятие "Городское Управление Инвентаризации и Оценки Недвижимости", Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга