г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2009 г. |
Дело N А42-3749/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10233/2009) Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.07.2009 по делу N А42-3749/2009 (судья Соломонко Л.П.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Климова Сергея Евгеньевича
к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
установил:
индивидуальный предприниматель Климов Сергей Евгеньевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - Министерство, административный орган) N 09-370 от 20 апреля 2009 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 3 июля 2009 года суд удовлетворил заявление Предпринимателя.
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 3 июля 2009 по делу N А42-3749/2009 и отказать индивидуальному предпринимателю Климову С.Е. в удовлетворении заявленного требования.
Административный орган считает, что материалами дела доказана вина Предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а вывод суда о малозначительности совершенного Предпринимателем правонарушения сделан в нарушение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области и индивидуальный предприниматель Климов С.Е., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 23 марта по 6 апреля 2009 года Министерством проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства индивидуальным предпринимателем Климовым С.Е., осуществляющим розничную торговлю готовыми лекарственными формами по адресам: г. Мурманск ул. Полярные Зори (остановка общественного транспорта "ул. Книповича); аптека "Для бережливых" в помещении мини-маркета "Перекресток"; ул. Буркова, д.27 помещение аптеки "Для бережливых"; пр. Кирова д. 53а помещение аптеки "Для бережливых", пр. Ленина, д.34 - нежилое помещение инв. N 86.
В ходе проверки установлено, что Предприниматель осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления 1, 4, 5 класса опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства. Министерством установлено, что Предпринимателем не проводится инвентаризация и учет образующихся, использованных и переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов и объектов их размещения, не составляются паспорта образующихся опасных отходов, не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 16.04.2009 N 09-336.
17 апреля 2009 года по результатам проверки Министерством составлен протокол об административном правонарушении и 20.04.2009 вынесено постановление N 09-370 о назначении административного наказания, которым индивидуальный предприниматель Климов С.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На предпринимателя наложен штраф в размере 40 000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности административный орган указал на нарушение статей 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Индивидуальный предприниматель Климов С.Е. не согласился с постановлением административного органа и обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признал жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.
Частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На дату рассмотрения дела в арбитражном суде Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" действует в редакции Федерального закона N 309-ФЗ от 30.12.2008.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона N 309-ФЗ от 30.12.2008, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Как следует из оспариваемого постановления, предприниматель осуществляет фармацевтическую деятельность - реализацию готовых лекарственных форм, т.е не осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемым этой деятельности Законом N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ от 30.12.2008, а вывоз отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности Предпринимателя осуществляется ООО "ОРКО-инвест" на основании договора от 01.12.2008 и ООО "ЭКОТРАНС" на основании договора от 10.01.2008 N 4/08.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что 23.04.2009 Предпринимателем получены паспорта опасных отходов (л.д.106-109) и обоснованно квалифицировал данное правонарушение как малозначительное в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ от 30.12.2008 следует, что у субъектов малого и среднего предпринимательства с 30.06.2009 отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого предпринимательства в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Таким образом, с 30.06.2009 устранена административная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение ими обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для освобождения Предпринимателя от административной ответственности, в связи с чем оспариваемое постановление правомерно отменено судом.
Проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения в силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ обязаны осуществлять индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами. Поскольку Предприниматель не осуществляет обращение с отходами, основания для его привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному эпизоду отсутствуют.
Признание судом первой инстанции выявленных правонарушений малозначительными не повлекло принятие неправильного решения.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03 июля 2009 года по делу N А42-3749/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3749/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Климов Сергей Евгеньевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области