г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2009 г. |
Дело N А42-2954/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10614/2009) Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.2009 по делу N А42-2954/2009 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Соколовой В.А.
к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области
заинтересованное лицо: Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
индивидуальный предприниматель Соколова Валентина Александровна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - Министерство, административный орган) N 09-369 от 14 апреля 2009 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 12 мая 2009 года суд привлек к участию в деле Мурманскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Решением от 9 июля 2009 года суд удовлетворил заявление Предпринимателя.
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 9 июля 2009 по делу N А42-2954/2009 и отказать индивидуальному предпринимателю Соколовой В.А. в удовлетворении заявленного требования.
Административный орган считает, что материалами дела доказана вина Предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура и индивидуальный предприниматель Соколова В.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.03.2009 Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства индивидуальным предпринимателем Соколовой В.А., осуществляющей розничную торговлю непродовольственными товарами в принадлежащем ей на праве собственности нежилом помещении по адресу: г. Мурманск, ул. Щербакова, д. 16.
В ходе проверки установлено, что Предприниматель осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления 4 класса опасности: ТБО мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный. Прокуратурой установлено, что предпринимателем не проводится инвентаризация и учет образующихся, использованных и переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов и объектов их размещения, не составляются паспорта образующихся опасных отходов, не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. Данные обстоятельства отражены в акте от 20.03.2009.
30 марта 2009 года по результатам проверки Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении в отношении Соколовой В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14.04.2009 Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области вынесено постановление N 09-369 о назначении административного наказания, которым индивидуальный предприниматель Соколова В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На предпринимателя наложен штраф в размере 30 000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности административный орган указал на нарушение статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 11, пункта 1 статьи 19, пунктов 2, 3 статьи 14, статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Индивидуальный предприниматель Соколова В.А. не согласилась с постановлением административного органа и обратилась в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признал жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.
Частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На дату рассмотрения апелляционной жалобы Закон N 89-ФЗ действует в редакции Федерального закона N 309-ФЗ от 30.12.2008.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона N 309-ФЗ от 30.12.2008, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Как следует из оспариваемого постановления, основным видом деятельности Предпринимателя является розничная продажа непродовольственных товаров, т.е. Предприниматель не осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ в редакции Федерального закона N 309-ФЗ от 30.12.2008, а вывоз отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности Предпринимателя осуществляется ООО "ОРКО-инвест" на основании договора на оказание услуг по перевозке и обезвреживанию ТБО от 15.08.2007 N 2768/07.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что административный орган не представил доказательства образования у Предпринимателя отходов I-IV классов опасности.
Из пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона N 309-ФЗ от 30.12.2008) следует, что у субъектов малого и среднего предпринимательства с 30.06.2009 отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что с 30.06.2009 устранена административная ответственность субъектов малого предпринимательства, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение ими обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Судом установлено, что на момент рассмотрения дела в суде оспариваемое постановление не исполнено, следовательно, в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Соколова В.А. подлежит освобождению от административной ответственности, а оспариваемое постановление правомерно отменено судом первой инстанции.
Проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения в силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ обязаны осуществлять индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами. Поскольку Предприниматель не осуществляет обращение с отходами, основания для его привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному эпизоду отсутствуют.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 июля 2009 года по делу N А42-2954/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2954/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Соколова В.А.
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области
Третье лицо: Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10614/2009