г. Санкт-Петербург |
|
13 октября 2009 г. |
Дело N А42-1003/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю. В. Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10786/2009) ЗАО "Компания КГБС" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.05.2009 г. по делу N А42-1003/2009 (судья Е. Н. Посыпанко), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Компания КГБС"
к 1) судебному приставу-исполнителю Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области, 2) Межрайонной ИФНС России N 2 по Мурманской области, 3) Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области, 4) войсковой части N 15010, 5) Государственному фонду развития малого предпринимательства Мурманской области, 6) Мурманскому МУП "Агентство Мурманнедвижимость"; 7) специалисту-оценщику ООО "Оценка-сервис"
о признании незаконным постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление N 940684);
от ответчика (должника): 1) Лялюшко В. М., доверенность от 24.07.2009 г. N 45; 2) не явился (извещен, уведомление N 940714); 3) не явился (извещен, уведомление N 940721); 4) не явился (извещен, уведомление N 940738); 5) не явился (извещен, уведомление N 940745); 6) не явился (извещен, уведомление N 940752); 7) не явился (извещен, уведомление N 940769);
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Компания КГБС" (далее - ЗАО "Компания КГБС", заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления от 02.02.2009 г. N 5663/211/6-2007 судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области (далее - судебный пристав-исполнитель).
Решением суда первой инстанции от 20.05.2009 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Компания КГБС" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что: Общество представило судебному приставу-исполнителю информацию о том, что в помещении здания-цеха хлебопекарни располагается предприятие как имущественный комплекс, документы сданы в УФРС для регистрации соответствующих изменений; специалист-оценщик об этой информации судебным приставом-исполнителем оповещен не был; в состав предприятия как имущественного комплекса входят различные виды имущества, рыночная стоимость предприятия (комплекса) составляет не менее 10000000 руб.; имелась возможность погасить задолженность в связи с возобновлением хозяйственной деятельности предприятия и обращения взыскания на готовую продукцию, нарушена очередность взыскания; фамилии Чувашов Д. А. в качестве оценщика в постановлении судебного пристава-исполнителя не значилось, в разделе 1 отчета об оценке были указаны сведения об оценщике Хлебчике С. В., а раздел 12 отчета подписан Чувашовым Д. А., что указывает на наличие нарушений, имеющих существенное значение; Чувашов не мог приступить к осуществлению профессиональной деятельности в октябре-ноябре 2008 г.; лишь 18.05.2009 г. в постановление от 01.11.2008 г. судебным приставом-исполнителем внесены изменения в части указания фамилии другого оценщика - указаны новая фамилия Чувашов, реквизиты договора страхования; Чувашов мог участвовать в оценке после 18.05.2009 г., после совершения в отношении него всех предусмотренных законом процессуальных действий: разъяснения прав и обязанностей, ознакомления с ответственностью за дачу ложного заключения; Общество, узнав о наличии нового оценщика, имело права заявить ему отвод; постановление от 18.05.2009 г. о внесении изменений не было направлено Обществу, судебный пристав-исполнитель не может ссылаться на такое доказательство, с которым заранее не ознакомлен заявитель; оспариваемое постановление об оценке имущества может нанести значительный ущерб предприятию при проведении торгов; Общество является субъектом малого предпринимательства, ссылается на мировой финансовый кризис.
Представители заявителя, ответчиков, за исключением судебного пристава-исполнителя, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках сводного исполнительного производства N 5663/211/6-2007 в отношении ЗАО "Компания КГБС" судебным приставом-исполнителем 23.04.2008 г. был произведен арест принадлежащего заявителю на праве собственности недвижимого имущества: нежилого строения - здания цеха хлебопекарни, кадастровый номер 51:27:02:01:01:05:131, площадью 367,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Заозерск Мурманской области, ул. Строительная, д. 8А.
Судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 01.11.2008 г. об участии специалиста в исполнительном производстве для проведения оценки имущества, в отношении которого были проведены опись и арест 23.04.2008 г.
Проведение оценки поручено специалисту-оценщику ООО "Оценка-Сервис" (генеральный директор Хлебчик С. В.) Чувашову Д. А., который был предупрежден об уголовной ответственности за уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения, о чем свидетельствует подпись указанного лица.
Ссылки апелляционной жалобы на не разъяснение Чувашову Д. А. его прав не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, равно как и довод о том, что данный гражданин был привлечен в качестве нового оценщика.
02.02.2009 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановлении о принятии оценки имущества ЗАО "Компания КГБС".
В связи с допущенными опечатками при указании специалиста, проводившего оценку, 18.05.2009 г. в постановление внесены изменения в части указания фамилии оценщика, реквизитов договора страхования гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности оценщика.
Следовательно, новый оценщик для проведения оценки не привлекался.
Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 127-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно статье 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель праве, в частности, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с частью 2 статьи 80 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Согласно части 3 статьи 80 указанного Закона арест на имущество должника применяется, в частности, для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации.
В соответствии с частью 5 статьи 80 Закона об исполнительном производстве арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств, находящихся на счетах в банке или иной кредитной организации, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в статье 73 настоящего Федерального закона) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества).
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества (пункт 1 части 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Материалами дела подтверждается, что требования статьи 85 Закона об исполнительном производстве при вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем соблюдены.
Порядок осуществления оценочной деятельности на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Кроме этого требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки, критерии оценки имущества закреплены в Федеральных стандартах оценки.
Положениями статьи 11 Закона N 135-ФЗ установлено, что отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.
Материалами дела установлено, что оценка здания цеха хлебопекарни производилась оценщиком Чувашовым Д. А., назначенным судебным приставом-исполнителем.
Чувашов Д. А. является членом саморегулируемой организации в Некоммерческом партнерстве "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", регистрационный номер N 01275 от 29.01.2008 г., договор страхования гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности оценщика от 22 января 2008 г., страховой полис N 08120В4000010, выдан ОАО "Военно-страховая компания", сроком действия до 21 января 2009 г.
Отчет N 118/11-08 об оценке рыночной стоимости арестованного имущества, принадлежащего ЗАО "Компания КГБС", содержит сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, предусмотренные статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в связи с чем допущенные в отчете неточности не могут являться основанием для признания его не соответствующим требованиям Закона N 135-ФЗ.
ЗАО "Компания КГБС" оспаривает определенную оценщиком рыночную стоимость объекта оценки, поскольку полагает, что здание цеха хлебопекарни входит в состав предприятия в целом как имущественного комплекса, ссылается на то, что сообщало об этом судебному приставу-исполнителю, однако указанные сведения не были доведены до оценщика.
Из материалов дела следует, что 11.10.2008 г. ЗАО "Компания КГБС" направляло в адрес судебного пристава-исполнителя письмо, в котором сообщило, что нежилое помещение здания цеха-хлебопекарни, кадастровый номер 51:27:02:01:05:131 по адресу: г. Заозерск, ул. Строителей, 8А, как отдельный объект недвижимого имущества на балансовом учете Общества не состоит, а входит в состав предприятия в целом, как имущественного комплекса.
Между тем, как установлено материалами дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве собственности ЗАО "Компания КГБС" на нежилое строение, здание цеха хлебопекарни, расположенного по адресу г. Заозерск, улица Строительная, 8А, кадастровый номер 51:27:02:01:01:05:131.
Иные сведения о принадлежащем ЗАО "Компания КГБС" имуществе на праве собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
При этом на предприятие как имущественный комплекс и сделки с ним проводится государственная регистрация прав в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, суд первой инстанции правомерно посчитал, что арест и оценка судебным приставом-исполнителем предприятия по производству биологически-активных добавок как имущественного комплекса в целом, стоимость которого, по мнению заявителя, составляет не менее 10000000 руб., противоречила бы принципу соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, закрепленному в статье 4 Закона об исполнительном производстве.
Как следует из материалов дела, объем взысканий по исполнительному производству на дату принятия оценки имущества составлял 325 064,67 руб., на день рассмотрения спора судом первой инстанции в сводном исполнительном производстве соединены требования исполнительных документов на сумму более чем 500000 руб.
Каких-либо ограничений или запретов в отношении ареста имущества, входящего в состав предприятия, как имущественного комплекса, Закон об исполнительном производстве не содержит.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. То есть, обязанность судебного пристава-исполнителя доказать законность вынесенного постановления не освобождает заявителя от обязанности доказать те обстоятельства (факты, события), на которые он ссылается.
Заявителем не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что рыночная стоимость, указанная в отчете ООО "Оценка-Сервис", является недостоверной.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198, статьи 201 АПК РФ для признания незаконным постановления судебного пристав-исполнителя необходимо несоответствие такого ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В связи с тем, что оспариваемым постановлением не нарушаются какие-либо права и законные интересы заявителя, постановление соответствует Закону об исполнительном производстве, оснований для признания данного ненормативного правового акта судебного пристава-исполнителя незаконным не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20 мая 2009 года по делу N А42-1003/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1003/2009
Истец: ЗАО "Компания КГБС"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Мурманской области, Мурманское МУП "Агентство Мурманнедвижимость", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Мурманской области, Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области, Войсковая часть N 15010
Третье лицо: ООО "Оценка-сервис"
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8552/2009