г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2009 г. |
Дело N А56-30473/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10789/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2009 по делу N А56-30473/2009 (судья Спецакова Т.Е.), принятое
по заявлению ООО "РКС-энерго"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явились, извещены;
от ответчика: Груднева Ю.В. по доверенности от 11.01.2009.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 14.01.2009 N 208 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принятое Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) и обязании налогового органа возвратить НДС в размере 637 591 руб. путем перечисления на расчетный счет Общества.
Решением суда от 30.06.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение от 30.06.2009 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что средства, полученные ООО "РКС-энерго" от Комитета по социальной защите населения администраций муниципальных образований на покрытие убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством по оплате услуг по электроснабжению и с реализацией этих услуг по установленным тарифам, подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.
ООО "РКС-энерго" надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель налогового органа подтвердил доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения от 30.06.2009 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.08.2009 Обществом в налоговый орган предоставлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года с уменьшением суммы реализации товаров (работ, услуг) на 4 179 763 руб. и соответственно НДС в размере 637 591 руб.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки данной декларации, контролирующим органом составлен акт N 3577 от 02.12.2008 и принято решение N 208 от 14.01.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением налогоплательщику предложено уплатить НДС за ноябрь 2006 года в размере 637 591 руб.
Общество не согласилось с ненормативными актами налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период Общество осуществляло деятельность по продаже электрической энергии, в том числе населению по государственно регулируемым ценам.
При осуществлении данной деятельности Общество предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате электроэнергии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" и Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов".
В дальнейшем в целях компенсации затрат, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, ООО "РКС-Энерго" получало бюджетные средства от уполномоченного к ее выплате государственного органа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Обязанность Общества включать полученные средства в облагаемую НДС базу не вытекает и из смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, на который ссылается налоговый орган. Эти средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку полученные дотации не связаны напрямую с реализацией услуг.
В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Полученные ООО "РКС-энерго" суммы возмещения разницы в тарифах являются целевыми бюджетными ассигнованиями, фактически направленными на покрытие его убытков, вызванных представлением электроэнергии населению по ценам ниже экономически обоснованных цен.
Таким образом, довод Инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, основан на неправильном применении норм материального права.
В письме от 27.03.2002 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указало, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, также разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
Следовательно, бюджетные средства, полученные от уполномоченного к ее выплате государственного органа в связи с применением обществом государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставленных отдельным потребителям, не подлежат обложению НДС.
Суд первой инстанции правомерно, ссылаясь на пункт 1 статьи 146 и пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС, не являются объектом налогообложения по НДС.
Недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС, что подтверждается платежными поручениями, из которых следует, что суммы бюджетных средств поступают налогоплательщику без НДС.
НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.
Налогоплательщик ошибочно начислил и уплатил НДС в бюджет с сумм субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением Обществом государственных регулируемых цен, и льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством. В связи с чем, Общество обратилось с заявлением в налоговый орган от 25.05.2009 в порядке статьи 78 НК РФ о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 17 125 082 руб., в том числе за ноябрь 2006 года в размере 637 591 руб. (т. 1, л.д. 23).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
Пунктом 5 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Досудебный порядок урегулирования спора налогоплательщиком соблюден путем подачи 25.05.2009 в налоговый орган заявления о возврате сумм излишне уплаченных налогов.
Одновременная подача заявления о возврате излишне уплаченного НДС в налоговый орган и в суд в данном случае не является нарушением положений статьи 78 НК РФ. Кроме того, доказательств принятия решения по заявлению от 25.05.2009 в установленный статьей 78 НК РФ срок, не представлено.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что спорная сумма является излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику в соответствии со статьей 78 НК РФ, поскольку решение налогового органа, на основании которого произведено начисление и уплата НДС является незаконным.
Наличие переплаты по НДС в размере 637 591 руб. подтверждено материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
В соответствии со статей 201 АПК РФ суд первой инстанции признал незаконным решение налогового органа от 14.01.2009 N 208 и устранил нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата на его расчетный счет суммы излишне уплаченного налога.
В апелляционной жалобе Инспекция не согласилась с решением суда первой инстанции в части возложения на нее обязанности по возмещению расходов по госпошлине в сумме 14 875,91 руб., уплаченной Обществом платежным поручением N 1739 от 07.05.2009.
В подтверждение своей позиции налоговый орган ссылается на подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, которая предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины государственные органы по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2 000 руб.; по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой суммы.
Статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 30.01.2009, внесены изменения в пункт 1 статьи 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты госпошлины.
Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
При таких обстоятельствах, довод Инспекции о том, что взыскание с нее в пользу Общества государственной пошлины в размере 14 875,91 руб. противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ и подлежит отклонению, поскольку освобождение налоговых органов от уплаты государственной пошлины в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не является основанием от освобождения их в порядке статьи 110 АПК РФ от уплаты судебных расходов по рассмотренному делу в случае удовлетворения требований заявителя, не освобожденного от уплаты государственной пошлины и уплатившего ее при подаче заявления.
При принятии решения от 30.06.2009 суд первой инстанций полно установил фактические обстоятельства дела, правильно применили нормы материального права и не допустили каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2009 по делу N А56-30473/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30473/2009
Истец: ООО"РКС-энерго"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области