г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2009 г. |
Дело N А21-1922/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-10079/2009, 13АП-10293/2009) МУП МО "Светловский ГО "Спецбюро" и Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2009 по делу N А21-1922/2009 (судья Л.П. Карамышева), принятое
по иску (заявлению) Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
к МУП Муниципального образования "Светловский ГО "Спецбюро"
о взыскании 1551634,50 руб.
при участии:
от истца (заявителя): представителей М.В. Москвиной (доверенность от 21.04.09 N 11/Дв), В.В. Кремкова (доверенность от 07.10.09 N 82/Дв)
от ответчика (должника): представителя А.О. Маклыгина (доверенность от 06.04.09 б/н)
УСТАНОВИЛ:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования "Светловский городской округ" "Спецбюро" (Далее - Предприятие, МУП) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 1551643,50 рублей за 3-4 кварталы 2006 года, 2007 год и 1-3 кварталы 2008 года.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) на основании Приказа от 27.01.2009 N 26 суд первой инстанции заменил Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области на правопреемника - Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Далее - Управление).
Решением от 23.06.2009 суд частично удовлетворил заявленное требование, взыскал в Предприятия платежи за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 333948,74руб., в остальной части в удовлетворении заявленного иска отказал. Суд пришел к выводу о том, что Предприятие является природопользователем и, следовательно, должно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд первой инстанции сделал самостоятельный расчет за период со 2-го квартала 2007 года, исходя из объемов вывезенных отходов, по сведениям, представленным Предприятием (т.2 л.д.27).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, суд не имел право снижать размеры установленных природопользователю платежей. Суд неправомерно принял во внимание справку об объемах вывезенных отходов, представленную Предприятием в судебное заседание 18.06.2009, поскольку в досудебном порядке в период с 22.09.2008 по 13.03.2009 им были предоставлены иные сведения об объемах отходов, из которых исходило Управление, производя расчет подлежащих уплате платежей.
Предприятие также не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу. По мнению МУП, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из смысла статей 1 и 23 Федерального закона N 89-ФЗ, возложена только на организации, осуществляющие деятельность по хранению и захоронению отходов, которым МУП не является, в связи с чем заявленный иск удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании представители Управления доводы своей апелляционной жалобы поддержали, просили принятый по делу судебный акт изменить, взыскать с Предприятия платежи за негативное воздействие на окружающую среду согласно заявленному иску. Представитель Предприятия также поддержал доводы апелляционной жалобы, апелляционному суду пояснил, что признает заявленный иск только в части взыскания 3,90руб. за выбросы вредных веществ от передвижных источников (автобус) за 2 и 3 кварталы 2008 года, в остальной части заявленный иск подлежит отклонению.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 26.11.2008 Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в Калининградской области направило в адрес Предприятия требование (исх.N 6967) об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 1 551 634,50 руб. за период с 3 квартала 2006 года по 3 квартал 2008 года включительно с приложением расчётов платы за каждый спорный отчётный период и пояснениями к ним (л.д.8-11, т.1).
Указанное требование было получено Предприятием. Поскольку в установленный срок (в течение пяти дней с момента получения требования) платежи в добровольном порядке уплачены не были, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании их с Предприятия.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что принятое по делу решение подлежит изменению, с Предприятия может быть взыскана только плата за выбросы вредных веществ от передвижных источников, то есть иск подлежит удовлетворению в той части, в которой его признает Предприятие.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия па окружающую среду.
МУП МО "Спецбюро" учреждено Постановлением Главы администрации МО "Светловский городской округ" от 02.09.2005 N 444 с целью организации похоронного дела на территории муниципального образования. МУП является муниципальным предприятием и согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно разделу 2 Устава Предприятия оно создано в целях осуществления погребения и организации похоронного дела на кладбищах, размещенных на территории муниципального образования "Светловский городской округ"; предметом деятельности Предприятия является оказание ритуальных услуг (т.1 л.д.57-65).
В соответствии с уведомлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области Предприятию присвоен единственный код вида экономической деятельности 93.03 - организация похорон и предоставление связанных услуг.
Доказательств того, что Предприятие осуществляет еще какую-либо другую деятельность Управлением не представлено.
Согласно заключенным МУП договорам твердые бытовые отходы (ТБО) с кладбищ за спорный период вывозили МУП МО СГО "Светловское благоустройство" (договор от 05.10.2006 N 2 - т.1 л.д.67-68) и ИП Юрченко Д.А. (договор от 04.04.2007 - т.1 л.д.71-72) на межрайонный полигон, находящийся в настоящее время в ведении ОГУП "ЕСОО", что не оспаривается Управлением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов подразумевается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Такой вывод сделан Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2009 N 14561/08.
Статьей 23 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявителем не представлено доказательств того, что Предприятие в спорный период осуществляло деятельность по хранению и захоронению ТБО.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по смыслу статьей 1 и 23 Закона N 89-ФЗ ложится на организацию, осуществляющую деятельность по хранению и захоронению отходов, которой Предприятие не является. При таких обстоятельствах объем вывезенных ТБО и их классность правового значения не имеют.
С учетом изложенного заявленный иск подлежит удовлетворению только в той части, в которой он признан Предприятием - на сумму 3 руб. 90коп., за выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Апелляционная жалоба Управления подлежит отклонению.
Расчет, произведенный судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, не является правильным, поскольку суд исходил из того, что МУП является предприятием, размещающим ТБО. Апелляционный суд находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным, в связи с чем принятый по делу судебный акт должен быть изменен в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 5 данной статьи предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
На основании Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ с 1 февраля 2009 г. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
Таким образом, судебные расходы в сумме 1000 рублей, понесенные Предприятием при подаче апелляционной жалобы, подлежат взысканию с Управления, поскольку освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не является основанием для освобождения их в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от уплаты судебных расходов по рассмотренному делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 июня 2009 года по делу N А21-1922/2009 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования "Светловский городской округ" "Спецбюро", зарегистрированного по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Советская, д.9, платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3 руб.90 коп., подлежащие зачислению на счет получателя средств для зачисления доходов за негативное воздействие на окружающую среду: ИНН 3906129873, КПП 390501001, УФК по Калининградской области (Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Западное управление Ростехнадзора), р/с 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области, БИК 042748001, КБК 498 1 12 01 000 01 0000 120; в остальной части в удовлетворении заявления Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области отказать.
Взыскать с Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования "Светловский городской округ "Спецбюро" государственную пошлину в размере 1000 рублей, оплаченную при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1922/2009
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования "СГО" "Спецбюро"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1520/10
04.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1520/10
24.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-1922/2009
19.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10079/2009