г. Санкт-Петербург |
|
13 октября 2009 г. |
Дело N А56-24522/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10549/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 2009 года по делу N А56-24522/2009 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявления Индивидуального предпринимателя Летуновского Александра Владимировича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Летуновский А.В., паспорт.
от ответчика: Баранов А.М., доверенность N 03-06/56 от 11.01.2009, Марьяндышева Н.А., доверенность N 03-06/9803 от 01.06.2008.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Летуновский Александр Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) о назначении административного наказания от 31.03.2009 N 4706/082.
Решением от 10.06.2009 суд удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция направила и поддержала в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просила решение от 10.06.2009 отменить. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указал, что в соответствии с пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 N 18 (далее - Порядок) все поступление и выдачи наличных денежных средств предприятия учитываются в кассовой книге. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денежных средств в кассе на следующее число и передает в бухгалтерии в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой ленте. В данном случае денежные средства изымались из кассы непосредственно предпринимателем Летуновским А.В., что свидетельствует о наличии в его действиях события вменяемого правонарушения.
В судебном заседании Летуновский А.В., считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки выполнения ИП Летуновским А.В. требований Закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт" в принадлежащем ему магазине по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, ул. Невская, д. 9, выявлено расхождение при пересчете наличных денег и суммы, отраженной по контрольно-кассовой машине в размере 2048 руб. Фактическое наличие денег на момент проверки - 2156 руб., по показаниям суммирующих счетчиков 108 руб., что отражено в акте проверки N 6248 от 25.03.2009.
26.03.2009 на основании поручения N 20 сотрудниками налогового органа проведена проверка полноты оприходования предпринимателем Летуновским А.В. наличных денежных средств. По результатам проверки составлен акт N 47060018 от 26.03.2009, в котором зафиксировано неоприходование денежных средств в сумме 2048 руб. (Данная сумма являлась разницей между суммой выручки за 25.03.2009 по показаниям счетчика ККМ - 108 руб. и фактическим наличием денежных средств в кассе - 2156 руб.).
По факту данного нарушения в отношении предпринимателя составлен протокол от 26.03.2009 N 4706/15083 и 31.03.2009 вынесено постановление о назначении административного наказания N 4706/082, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 4 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в арбитражный суд. Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление инспекции, отметив, что нарушение предпринимателем порядка выдачи кассиру разменного фонда из кассы организации не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ. Апелляционная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение). Согласно пункту 1 Положения денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации. Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление N 88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Согласно пункту 2 Постановления N 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Порядком не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу. В связи с этим довод апелляционной жалобы о нарушении предпринимателем Летуновским А.В. Порядка ведения кассовых операций не обоснован. Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу является превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовых машин над данными бухгалтерского учета. Как следует из материалов дела, в журнале кассира - операциониста отражены показания суммирующих счетчиков на начало и коней рабочего дня 24.03.2009 - 1 219 725 руб. 61 коп. и 1 220 773 руб. 61 коп. Разница между этими показаниями составляет сумму выручки за 24.03.2009 - 1048 руб. В журнале кассира - операциониста также указана сданная кассиром сумма - 2048 руб., из них 1000 рублей - разменный фонд.
Инспекцией 25.03.2009 снят отчет Z-0283, в котором показания суммирующих денежных счетчиков составляют 1 220 881 руб. 61 коп., сумма выручки на 13 час. 36 мин. 25.03.2009 составляет 108 руб.
Факт нахождения в денежном ящике не учтенных через контрольно-кассовую технику в размере 2048 руб. Летуновским А.В. не оспаривается.
В судебном заседании апелляционного суда предприниматель пояснил, что 1000 руб. является его личными денежными средствами, которые являются постоянным размерным фондом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие в контрольно-кассовой машине предпринимателя излишков без документов, подтверждающих выдачу этой суммы кассиру-операционисту в качестве разменного фонда в начале рабочего дня, не является неоприходованием в кассу организации денежной наличности и, как следствие, основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ. На каждую контрольно-кассовую технику в соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, заводится журнал кассира-операциониста.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, не перечисленные в статье 15.1 КоАП РФ, не образуют состав правонарушения, предусмотренный названной статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В связи с тем, что в действиях предпринимателя отсутствует событие инкриминируемого ему административного правонарушения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление предпринимателя Летуновского А.В., признав незаконным и отменив постановление инспекции. При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 2009 года по делу N А56-24522/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24522/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Летуновский Александр Владимирович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10549/2009