г. Вологда |
|
07 октября 2009 г. |
Дело N А44-2439/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Виноградовой Т.В.,
судей Потеевой А.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
при участии
от Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 76 Никитиной Т.Д. по доверенности от 29.05.2009,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области Черноозерского Е.А. по доверенности от 18.06.2009 N 09,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области
на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2009 года по делу N А44-2439/2009 (судья Максимова Л.А.),
установил
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 76 (далее - Предприятие, ФГУ ДЭП N 76) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.03.2009 N 2.10-06/3 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 08.05.2009 N 2.10-08/04280) в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 38 322 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 63 762 руб. 71 коп., транспортного налога - 286 773 руб., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - 931 459 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и по пункту 1 статьи 123 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция в апелляционной жалобе и ее представители в судебном заседании, ссылаясь на нарушение норм материального права, просят решение суда отменить в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 38 322 руб., НДС - 63 762 руб. 71 коп., НДФЛ - 931 459 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ и по пункту 1 статьи 123 названного Кодекса и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требований в этой части.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предприятия, по результатам которой составлен акт от 02.03.2009 N 2.10-06/3 и принято решение от 31.03.2009 N 2.10-06/3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. ФГУ ДЭП N 76 привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, по статье 123 названного Кодекса за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в общей сумме 401 123 руб. 50 коп., заявителю предложено уплатить налог на прибыль, НДС, НДФЛ, транспортный налог в общей сумме 2 005 617 руб. 49 коп., пени по указанным налогам в общей сумме 490 813 руб. 58 коп., уменьшен НДС, предъявленный к возмещению из бюджета, на 156 522 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее - Управление) от 07.05.2009 N 2.10-08/04280 уменьшен предъявленный к уплате в бюджет НДС до 92 499 руб. 68 коп., налог на прибыль до 38 322 руб. 06 коп., соответствующие суммы пеней и налоговых санкций по указанным налогам, в остальной части решение от 31.03.2009 N 2.10-06/3 утверждено.
Не согласившись частично с решением Инспекции в редакции решения Управления от 07.05.2009, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Из решения от 31.03.2009 N 2.10-06/3 следует, что налоговый орган исключил из состава затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, выплаты работникам Предприятия за разъездной характер работы, в связи с отсутствием у ряда работников (приложение N 1 к оспариваемому решению) разъездного характера работы.
По мнению ответчика, по перечисленным в приложении N 1 работникам отсутствуют надлежаще оформленные маршрутные листы, подтверждающие разъездной характер работы. Из представленных Предприятием в налоговый орган маршрутных листов следует, что доставка работников осуществлялась до места работы и обратно, что не может являться основанием для признания за данными работниками права на выплату надбавки за разъездной характер работы.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, и начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда и другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Из материалов дела усматривается, что выплаты за разъездной характер работы предусмотрены разработанным на основании коллективного договора Предприятия Положением о выплате надбавки за разъездной характер работ работникам ФГУ ДЭП 76 (приложение N 5 к коллективному договору). Заявителем утвержден Перечень профессий, должностей и категорий работников ФГУ ДЭП 76, которым выплачивается надбавка за разъездной характер работы (приложение к коллективному договору N 6).
Согласно названным документам рабочим, постоянная работа которых связана с выполнением работ на дороге, откуда они ежедневно возвращаются к месту постоянного жительства, выплачивается надбавка за разъездной характер работы в размере 20% от должностного оклада, тарифной ставки. Основанием для начисления надбавки является табель учета календарных дней пребывания работника на объекте и маршрутный лист.
Предприятие в подтверждение обоснованности выплаты работникам, перечисленным в приложении N 1 к решению от 31.03.2009, представило в материалы дела следующие документы: коллективный договор с приложениями, трудовые контракты с работниками, маршрутные листы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что выплаты за разъездной характер работы непосредственно связаны с основным видом деятельности ФГУ ДЭП N 76 (эксплуатация автомобильных дорог общего пользования, производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог и тоннелей). Они производились работникам, профессии которых и занимаемые должности соответствовали перечню, утвержденному коллективным договором, при исчислении выплат учитывались маршрутные листы и табеля учета рабочего времени. Неполнота описания в маршрутных листах маршрута перемещения работников является незначительным нарушением их оформления и не влечет невозможность осуществления выплат работникам, фактически выполняющим работы разъездного характера, и невозможность включения их в состав затрат, учитывая, что все остальные документы подтверждают обоснованность произведенных выплат. Размер выплачиваемых надбавок соответствовал установленному.
Данные выплаты включены Предприятием в состав заработной платы работников (расчетные листки), подверглись налогообложению ЕСН и НДФЛ, что не учтено Инспекцией при проверке.
Доказательств того, что работники, указанные в приложении N 1 фактически не осуществляли деятельность на дорогах обслуживаемых участков, а находились на каком-либо постоянном рабочем месте, закрепленном за ними, ответчиком не представлено. Из пояснений представителя Инспекции следует, что налоговым органом не исследовались при проверке трудовые контракты работников и должностные характеристики на предмет характера трудовых обязанностей и возможности получения надбавки за разъездной характер работы, хотя названные документы содержат указанную информацию.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности учета выплат за разъездной характер в составе затрат при исчислении налога на прибыль является законным и обоснованным.
Оспариваемым решением Инспекция исключила из состава затрат по налогу на прибыль расходы по бесплатной выдаче молока работникам Предприятия, занятым на производстве с вредными условиями труда, сославшись на отсутствие у ФГУ ДЭП N 76 специально оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями помещений для выдачи молока и аттестации рабочих мест для признания их в качестве мест с вредными условиями труда.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.2003 N 13 (далее - Постановление N 13). Согласно Постановлению N 13 норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности. Условием выдачи молока является фактическая занятость на работах, связанных с вредными условиями труда, и, соответственно, наличие на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока, утверждаемым Минздравом России. К таковым факторам относятся химические, биологические, физические факторы: различные химические вещества, металлы и их соединения, спирты, кислоты, излучение.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании коллективного договора Предприятием ежегодно утверждался Перечень профессий работников, имеющих право за вредные, тяжелые условия труда на получение молока и дополнительный отпуск (приложение N 12 к коллективному договору), издавались приказы руководителя ФГУ ДЭП N 76 по выдаче молока, согласно которым норма отпуска составляет 0,5 литра на одну смену (на один талон), срок действия талона - одни сутки, запрещен отпуск молока за прошедшие смены или на несколько смен вперед, запрещена передача талонов другому лицу.
В материалы дела представлены договоры от 01.02.2002, от 29.10.2006, заключенные заявителем с обществом с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - ООО "Бриз") на организацию через магазин ООО "Бриз" продажи молока работникам Предприятия, приказы на выдачу молока работникам, счета-фактуры, выставленные ООО "Бриз", акты подсчета талонов, счета, акты выполненных работ по отпуску молока, ведомости на получение молока и соответствующие табеля учета рабочего времени.
Инспекцией не оспаривается, что профессии работников, получающих бесплатно молоко, соответствуют перечню, утвержденному коллективным договором Предприятия (асфальтобетонщики, водители битумовозов, аккумуляторщик и т.д.).
Нарушений норм бесплатной выдачи молока налоговым органом не установлено.
Как правильно указано Арбитражным судом Новгородской области, ссылка ответчика на отсутствие у Предприятия таких условий выдачи бесплатного молока, как специально оборудованное помещение и аттестация рабочих мест, не может явиться основанием для лишения работников права на получение в профилактических целях молока при выполнении работ с вредными условиями труда. Документы ФГУ ДЭП в совокупности со спецификой деятельности заявителя, специфичность работ которой по возведению дорожных покрытий, связанных с применением различной техники и строительных материалов (включая химические), доказывает наличие вредных производственных факторов, что обязывает заявителя в профилактических целях производить бесплатную выдачу молока работникам, занятым на таких работах, подтверждают, что выплаты производились работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, что соответствует нормам подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Несоблюдение самого порядка выдачи бесплатного молока не изменяет характер расходов и не может влиять на определение налоговой базы по прибыли.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности отнесения стоимости бесплатно выданного молока на расходы по налогу на прибыль является законным и обоснованным.
Согласно пункту 2.2 оспариваемого решения Предприятие в нарушение положений статей 146, 167 НК РФ не включило в налоговую базу по НДС за октябрь 2005 года поступившую на его расчетный счет по квитанции от 14.10.2005 в оплату за асфальтобетон от гражданина Кварацхелия Т.К. сумму авансового платежа 418 500 руб., что повлекло неуплату налога на добавленную стоимость в размере 63 762 руб. 71 коп.
Из пояснений заявителя следует, что указанная выше сумма 418 500 руб. поступила в оплату за асфальтобетон, отгруженный гражданину Шамарину В.А. Оплата товара произведена в тот же день по квитанции Сберегательного банка России от 14.10.2005 водителем Шамарина В.А. - Кварацхелия Т.К. Данная реализация включена Предприятием в налоговую базу по НДС за октябрь 2005 года, поскольку Положением об учетной политике ФГУ ДЭП N 76 за 2005 год предусматривался порядок учета доходов "по отгрузке". Иной оплаты по названной отгрузке, кроме оплаты по квитанции от 14.10.2005 Предприятию до настоящего времени не поступало, отгрузка за данный период времени в адрес гражданина Кварацхелии Т.К. заявителем не производилась.
В подтверждения данных обстоятельств в материалы дела представлены счет-фактура от 14.10.2005, выставленный в адрес Шамарина В.А., накладная на отпуск материалов на сторону от 14.10.2005 N 143, книга продаж за октябрь 2005 года, месячный отчет по журналу - ордеру N 2 за октябрь 2005 года.
Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Суд в соответствии с частью первой статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив представленные Предприятием доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к правильному выводу о том, что Инспекция неправомерно повторно подвергла налогообложению НДС реализацию асфальтобетона в сумме 418 500 руб. и незаконно доначислила Предприятию налог на добавленную стоимость в размере 63 762 руб. 71 коп., соответствующие суммы пеней и налоговых санкций.
Из пункта 2.4 решения от 31.03.2009 N 2.10-06/3 следует, что в нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 210, статьи 226 налогоплательщиком занижена налоговая база при исчислении налога на доходы физических лиц в результате невключения в доход налогоплательщиков стоимости бесплатного молока, выдаваемого с нарушением порядка, что привело к неуплате НДФЛ в размере 6760 руб.
Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением питания и продуктов или соответствующего денежного возмещения.
Из содержания статьи 164 ТК РФ следует, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В силу статьи 219 названного Кодекса работники, занятые на тяжелых работах, имеют право на получение компенсаций за вредные условия труда, которые устанавливаются коллективным договором или иным локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Во исполнение изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации и подзаконных нормативных актов Предприятием в коллективном договоре предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком по установленным нормам.
Материалами дела подтверждается и Инспекцией не опровергнуто, что выдача молока на Предприятии осуществлялась в установленном трудовым законодательством порядке и по нормам. Налоговым органом в ходе проверки не ставилась под сомнение обоснованность компенсаций, кроме обязательности, по мнению ответчика, аттестации рабочих мест и наличия специально оборудованных помещений для выдачи молока.
При таких обстоятельствах доначисление ФГУ ДЭП N 76 налога на доходы физических лиц в размере 6760 руб. по рассматриваемому эпизоду, а также соответствующих сумм пеней и штрафов обоснованно признано судом первой инстанции неправомерным.
Согласно пункту 2.5 оспариваемого решения заявителем удержан, но не перечислен в бюджет НДФЛ в размере 985 286 руб., в том числе по г. Валдаю - 790 607 руб., по мастерскому участку п. Крестцы - 194 679 руб.
Из материалов дела усматривается, что на момент окончания проверки и составления акта по ее результатам от 02.03.2009 Предприятием перечислен в бюджет по платежным поручениям от 09.12.2008 N 920, 921 от 22.01.2009 N 23, 24, от 28.01.2009 N 80, 81, от 10.02.2009 N 178, 179, от 05.03.2009 N 291, 292, по г. Валдаю 1 415 000 руб. НДФЛ, по п. Крестцы - 270 000 руб. (в назначении платежа платежных поручений указано, что производится уплата текущих платежей).
Согласно сводной ведомости начисления НДФЛ, своду начислений и удержаний НДФЛ начисления текущих платежей за декабрь 2008 года, январь -февраль 2009 года составили по г. Валдаю 628 175 руб., по п. Крестцы - 132 126 руб.
По мнению Предприятия, сумма переплаты могла быть направлена в погашение задолженности за предыдущий год, в связи с чем задолженность заявителя по НДФЛ, удержанному, но не перечисленному в бюджет по итогам проверки могла быть установлена в сумме 60 587 руб.
ФГУ ДЭП N 76 в материалы дела представлены заявление о зачете названных текущих платежей по НДФЛ, произведенных в сумме большей, чем сумма начисленного НДФЛ за текущий период в счет задолженности предыдущих периодов и извещение Инспекции о соответствующем зачете.
Исходя из пункта 3 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности, с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, а также с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора. Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Но в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 45 названного Кодекса обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Как следует из материалов дела, при исчислении по итогам проверки пеней и налоговых санкций Инспекция не учитывала состояние лицевого счета налогоплательщика по налогам с целью установления наличия в нем переплаты за спорные периоды.
Учитывая, что перечисление НДФЛ в размере 924 699 руб. на момент рассмотрения материалов проверки, то есть на 31.03.2009, состоялось, что подтверждается платежными поручениями за декабрь 2008 года, январь, февраль, март 2009 года, у налогового отсутствовали правовые основания для взыскания с Предприятия спорной суммы НДФЛ.
В связи с тем, что налоговым органом не учтен факт излишней уплаты Предприятием налога, корректировке подлежат также суммы начисленных пеней и штрафа за неуплату налога.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Предприятия. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2009 года по делу N А44-2439/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2439/2009
Истец: ФГУ ДЭП N76
Ответчик: МИФНС России N 10 по Новгородской области