г. Вологда |
|
07 октября 2009 г. |
Дело N А05-7799/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2009 года по делу N А05-7799/2009 (судья Пигурнова Н.И.),
установил
государственный инспектор Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно-опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Лихачев Михаил Александрович (далее - инспектор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Аэропорт Архангельск" (далее - общество, ОАО "Аэропорт Архангельск") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.07.2009 по делу N А05-7799/2009 ОАО "Аэропорт Архангельск" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права. Считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив письменные доказательства, доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, в период с 25.05.2009 по 11.06.2009 государственным инспектором Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно-опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Лихачевым Михаилом Александровичем проведена проверка соблюдения условий лицензии обществом, по результатам которой составлены акт-предписание от 11.06.2009 N 05-2-11-09-12 и протокол об административном правонарушении от 11.06.2009 N 4/2009.
В указанном протоколе отражено, что обществом нарушены:
- требования пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 части 1 главы 4 "Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху", поскольку к работе по разгрузке радиационных упаковок 16.03.2008, 19.08.2008, 06.10.2008, 26.03.2009, 19.04.2009 допущен грузчик Замочников Е.А. без оформления допуска к самостоятельной работе с опасными грузами, без наличия свидетельства и сертификата о прохождении специального обучения "по перевозке опасных грузов" на воздушном транспорте в специализированном центре;
- пункт 9 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 (далее - Порядок), а именно: разрешенный вид деятельности осуществляется при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляемого вида деятельности в области использования атомной энергии.
Административный орган пришел к выводу, что ОАО "Аэропорт Архангельск" осуществляло деятельность по обращению с радиоактивными веществами при их транспортировании и хранении с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление этого вида деятельности. Правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ инспектор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного органа, усмотрел в действиях общества состав административного правонарушения.
Апелляционная инстанция поддерживает позицию суда первой инстанции в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ определена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом.
Согласно статье 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" установлено, что в настоящем Федеральном законе под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ.
Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.
В разрешении (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии).
Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ подлежит лицензированию.
Пунктом 5.12.21 "Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-04) (далее - Правила) предусмотрено, что во всем, что не предусмотрено Правилами и не противоречит им, при перевозке радиоактивных материалов воздушным транспортом, необходимо руководствоваться Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (документ ИКАО 9284-АN/905) (далее - Инструкция).
В силу части 1 главы 4 Инструкции сотрудники должны проходить подготовку в объеме, соответствующем их должностным обязанностям; при найме какого-либо лица на работу, связанную с перевозкой опасных грузов по воздуху, необходимо обеспечить его подготовку или убедиться в том, что он прошел соответствующий курс обучения. После прохождения подготовки должен быть проведен тест на предмет проверки понимания пройденного материала и выдано свидетельство, подтверждающее успешное прохождение теста.
ОАО "Аэропорт Архангельск" в установленном порядке Госатомнадзором России выдана лицензия от 30.07.2004 N СЕ-06-209-1468 со сроком действия до 01.08.2009 на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании и хранении.
Согласно подпункту 2.2 Условий действия лицензии N СЕ-06-209-1468 от 30.07.2004 (далее - УДЛ) лицензиат обязан осуществлять разрешительную деятельность с соблюдением:
пункта 2.2.1 законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
пункта 2.2.2. критериев и требований радиационной безопасности, устанавливаемых федеральными органами регулирования безопасности в области использования атомной энергии посредством норм, правил, руководств, постановлений и иных нормативных документов;
пункта 2.2.3 стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к осуществлению разрешенной деятельности и объемам ее применения.
Из материалов дела следует, что к работе по разгрузке радиационных упаковок 16.03.2008, 19.08.2008, 06.10.2008, 26.03.2009, 19.04.2009 допущен грузчик Замочников Е.А. без оформления допуска к самостоятельной работе с опасными грузами, без наличия свидетельства и сертификата о прохождении специального обучения "по перевозке опасных грузов" на воздушном транспорте в специализированном центре.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушены требования части 1 главы 4 Инструкции.
Довод общества о том, что оно не осуществляет перевозку опасных грузов по воздуху, а осуществляет только перевозку радиационных веществ наземным транспортом от воздушного судна до места хранения, в связи с чем требования Инструкции на него не распространяются, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1.3.1.3 части 1 главы 1 Инструкции она применяется к перевозке радиоактивного материала воздушным транспортом. Перевозка включает все операции и условия, которые связаны с перемещением радиоактивного материала, в том числе проектирование, изготовление, обслуживание и ремонт упаковочного комплекта, а также подготовку, загрузку, отправку, перевозку, включая транзитное хранение, разгрузку и приемку в пункте назначения грузов радиоактивных материалов и упаковок.
В силу пункта 9 Порядка срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на работу с источниками ионизирующего излучения составляет не более пяти лет.
Согласно пункту 3.1.10 УДЛ лицензиат обязан осуществлять разрешенный вид деятельности в рамках действующего санитарно-эпидемиологического заключения, выданного органами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическое заключение N 29.06.05.006М.000018.03.04, выданное обществу 03.03.2004, не соответствует требованиям, установленным пунктом 9 Порядка, поэтому довод общества о том, что заключение является бессрочным необоснованно.
Таким образом, в действиях общества по данному эпизоду усматривается состав административного правонарушения.
Поскольку порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, решение о привлечении к административной ответственности вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, то суд первой инстанции правомерно привлек ОАО "Аэропорт Архангельск" к административной ответственности.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права им не нарушены.
Оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2009 года по делу N А05-7799/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7799/2009
Истец: Государственный инспектор Архангельско-Ненецкого отдела Инспекций за радиационно-опасными объектами лихачев М.А.
Ответчик: Открытое акционерное общество "Аэропорт Архангельск"
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4382/2009