Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 7 октября 2009 г. N 14АП-4975/2009
07 октября 2009 г. |
г.Вологда Дело N А52-2982/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковоблгаз" Парыгиной Н.В. по доверенности от 15.07.2009 N 77,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Псковоблгаз" на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 августа 2009 года по делу N А52-2982/2009 (судья Радионова И.М.),
установил
открытое акционерное общество "Псковоблгаз" (далее - ОАО "Псковоблгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области (далее - управление) от 26.06.2009 N 04/38-123/09-3 о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Решением арбитражного суда от 20 августа 2009 года требования общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Псковоблгаз" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование ссылается на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя стороны, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 09.06.2009 по 23.06.2009 управлением проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства ОАО "Псковоблгаз".
В ходе проверки выявлены нарушения обществом требований законодательства в области обращения с отходами, а именно: в нарушение статей 22, 24, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьи 11, пункта 1 статьи 18, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) структурные подразделения ОАО "Псковоблгаз": Новосокольническая и Невельская ГЭС, Локнянский и Бежаницкий ГЭУ, входящие в состав филиала "Великолукский", филиал "Порховский", магазины, находящиеся на балансе ОАО "Псковоблгаз" в г. Великие Луки, в г. Порхове, в г.Острове и в г. Печоры, осуществляют хозяйственную деятельность, не имея установленных нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Как установлено проверкой, проверяемым также нарушены экологические требования по хранению и порядку учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов - отсутствуют журналы учета по всем видам отходов, кроме твердых бытовых отходов; на промплощадке N 2 (г. Псков, Зональное шоссе, 34), Островской газоэксплуатационной станции, промбазе филиала "Великолукский" г.В.Луки, промбазе филиала "Порховский" в г. Порхове не оборудованы места временного хранения отработанных люминесцентных ламп.
Указанные нарушения отражены в акте проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 23.06.2009 N 123/09. По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол от 23.06.2009 N 04/38-123/09-3 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП РФ, и постановлением управления от 26.06.2009 N 04/38-123/09-3 ОАО "Псковоблгаз" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 указанного Кодекса в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество не согласилось с данным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции, отклоняя требование общества, установил наличие в его действиях состав правонарушения, предусмотренный статьёй 8.2 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным в связи со следующим.
Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого статьёй 8.2 КоАП РФ, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Законом N 7-ФЗ, Законом N 89-ФЗ и Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом N 89-ФЗ.
В статье 1 данного Закона указано, что обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается обществом, что оно осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
ОАО "Псковоблгаз" вменяется в вину, в частности, отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязанность по разработке которого возложена статьей 11, пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ.
В силу статьи 11 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В статье 24 указанного Закона N 7-ФЗ закреплено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
Факт отсутствия у общества проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтверждается материалами дела и им не оспаривается.
Апелляционная коллегия считает необоснованным довод подателя жалобы о том, что на момент привлечения его к административной ответственности проект нормативов по Новосокольнической и Невельской ГЭС, Локнянскому и Бежаницкому ГЭУ, входящих в состав филиала "Великолукский", филиалу "Порховский" был разработан, но не утвержден уполномоченным территориальным органом исполнительной власти в связи с неоднократным возвращением проекта на доработку.
Согласно материалам дела работу по подготовке новых нормативов и лимитов общество начало осуществлять в конце 2007 года (лист дела 21). Как правомерно указал суд первой инстанции, никаких доказательств того, что общество не имело возможности для своевременного утверждения и согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в период до 2007 года, не представлено.
Ссылки на то, что уполномоченный территориальный орган исполнительной власти неоднократно возвращал разработанный проект, не свидетельствуют, по мнению суда, об отсутствии вины общества, поскольку заявитель не представил доказательств того, что действия уполномоченного органа были незаконными либо необоснованными.
Утверждение в установленном порядке проектов нормативов после проведения проверки и вынесения постановления о назначении административного наказания не является основанием для освобождения от ответственности.
При таких обстоятельствах следует признать, что предпринятые ОАО "Псковоблгаз" меры были недостаточны для соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части своевременного утверждения и согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В то же время при вынесении оспариваемого постановления административным органом проделанная обществом работа, направленная на разработку необходимой документации для получения лимитов, учтена в числе обстоятельств, смягчающих ответственность, поэтому, несмотря на то, что часть структурных подразделений ОАО "Псквоблгаз" функционирует без установленных нормативов образования отходов производства, потребления и лимитов на их размещение, штраф на общество наложен в минимальном размере.
Обществу также вменяется в вину отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, поскольку отсутствуют журналы учета по всем видам отходов, кроме твердых бытовых отходов.
При обжаловании постановления от 26.06.2009 N 04-38-123/09-3 в суде первой инстанции общество факт совершения данного нарушения не оспаривало. При этом заявитель просил суд учесть положения, закреплённые статьей 2.9 КоАП РФ.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ОАО "Псковоблгаз" указывал на отсутствие в действиях общества данного нарушения, поскольку считает, что учёт таких отходов им организован, что, по его мнению, подтверждается первичными учётными документами, договорами, актами и счетами-фактурами.
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов закреплена в пункте 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ.
В ходе проверки общество не подтвердило проверяющим документально наличие у него учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, за исключением твердых бытовых отходов.
Выводы управления, зафиксированные в акте, составленном по результатам проверки, в возражениях ОАО "Псковоблгаз" не оспаривало, документально не опровергало (листы дела 37-38).
При рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанциях наличие такого учёта заявителем также не подтверждено, каких-либо документов, обосновывающих доводы представителя общества, в материалах дела не имеется.
Податель жалобы не согласен с тем, что у него не оборудованы места временного хранения отработанных люминесцентных ламп на промплощадке N 2 (город Псков, Зональное шоссе, 34), Островской газоэксплуатационной станции, промбазе филиала "Порховский" в г. Порхове. Как указывает заявитель, данное нарушение отсутствует, поскольку у общества разработана Инструкция по хранению (листы дела 27-28), согласно которой производится захоронение ламп, места хранения определены. При этом представитель общества пояснил, что в ходе проверки проверяющие отказались произвести осмотр мест хранения в виду их удалённого расположения.
Однако названный довод не может быть принят судом, поскольку в материалах проверки данный факт не зафиксирован, в возражениях на акт проверки от 23.06.2009 N 123/09 сведения о том, что проверяющие отказались произвести осмотр мест временного хранения отработанных люминесцентных ламп, не содержится (листы дела 37-38).
При этом управление ссылается на то, что места временного хранения такого вида отходов на промплощадке N 2 (город Псков, Зональное шоссе, 34), на Островской газоэксплуатационной станции, промбазе филиала "Порховский" и промбазе филиала "Великоустюгский" на момент проверки руководством этих подразделений не были представлены. Данные обстоятельства отражены и в акте проверки от 23.06.2009 N 123/09.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что факт совершения ОАО "Псковоблгаз" административного правонарушения подтвержден, привлечение заявителя к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами является обоснованным.
Судом первой инстанции также правомерно установлено отсутствие признаков малозначительности рассматриваемого правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Несоблюдение обществом экологических требований, в том числе по порядку учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, по мнению суда, представляет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям, которая выражается прежде всего не в наступлении материально-правовых последствий деяния, а в отношении заявителя к требованиям публичного порядка.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, административное наказание назначено в минимальном размере. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 20 августа 2009 года по делу N А52-2982/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Псковоблгаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2982/2009
Истец: ОАО по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Псковоблгаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4975/2009