г. Вологда |
|
12 октября 2009 г. |
Дело N А05-8876/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г. Архангельску Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2009 года по делу N А05-8876/2009 (судья Шишова Л.В.),
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделению по г. Архангельску Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - казначейство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять к исполнению постановления от 14.06.2007 N 36554 и от 31.01.2008 N 36524, и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2009 года заявленные требования удовлетворены, на казначейство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов пенсионного фонда.
Казначейство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований пенсионного фонда отказать. Считает, что к рассматриваемым правоотношениям применяется Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с положениями которого обращение взыскания на бюджетные учреждения осуществляется только на основании судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием задолженности пенсионный фонд направил федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - бюджетное учреждение, должник) требования от 15.05.2007 N 365145, от 15.01.2008 N 3659 об уплате в срок до 30.05.2007 и 30.01.2008 пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год и 9 месяцев 2007 года.
В связи с неисполнением данных требований в установленный срок пенсионный фонд принял решения от 13.06.2007 N 36554 и от 30.01.2008 N 36524 о взыскании с бюджетного учреждения 20 037 руб. 66 коп. и 27 877 руб. 44 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанные периоды.
В порядке исполнения названных решений пенсионный фонд вынес постановления от 14.06.2007 N 36554 и от 31.01.2008 N 36524 о взыскании с должника вышеуказанных сумм задолженности и направил их для исполнения в Отдел судебных приставов по Исакогорскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области.
В связи с отсутствием у должника денежных средств и принадлежащего ему имущества постановления возвращены пенсионному фонду.
Пенсионный фонд направил данные постановления в казначейство для взыскания с бюджетного учреждения задолженности.
Казначейство письмом от 13.05.2009 N 03-15/10740 отказало в исполнении данных постановлений, поскольку взыскание на средства бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании исполнительных документов и надлежащим образом заверенных судебных актов.
Не согласившись с таким отказом, пенсионный фонд обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, правомерно удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что у казначейства отсутствуют законные основания для отказа в принятии к исполнению вышеуказанных постановлений.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В соответствии со статьей 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
В данном случае учреждение является федеральным и финансируется за счет средств бюджета, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.
Из материалов дела следует, что размер задолженности бюджетного учреждения, взыскиваемой пенсионным фондом во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей. Бюджетное учреждение в добровольном порядке не исполнило решение пенсионного фонда, принятое в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ. Постановления пенсионного фонда, направленные на принудительное исполнение в службу судебных приставов, не были исполнены из-за отсутствия у должника денежных средств и имущества.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал обоснованным направление пенсионным фондом для исполнения спорных постановлений в казначейство, через открытые счета в котором осуществляется финансирование данного бюджетного учреждения.
В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения жалобы казначейства и отмены решения Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2009 года.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 августа 2009 года по делу N А05-8876/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения по г. Архангельску Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8876/2009
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске
Ответчик: Отделение по г. Архангельску Управления Федерального казначейства по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4987/2009