г. Вологда |
|
16 октября 2009 г. |
Дело N А05-6733/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Пестеревой О.Ю.,
судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по тарифам и ценам Архангельской области
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2009 года
по делу N А05-6733/2009 (судья Шашков А.Х.),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - общество, ОАО "Архэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту по тарифам и ценам Архангельской области (далее - департамент) о признании недействительным распоряжения от 27.02.2009 N 2р "О внесении изменений в распоряжение департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30 декабря 2008 года N 78р" в части изложения в новой редакции приложения N 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.07.2009 по делу N А05-6733/2009 требования ОАО "Архэнергосбыт" удовлетворены.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что распоряжение от 27.02.2009 N 2р направлено на организацию исполнения ранее принятых решений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, которые обществом не оспаривались. Указывает на неправомерную ссылку суда на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, касающееся оспаривания нормативного правового акта, в то время как распоряжение от 27.02.2009 N 2р является ненормативным актом. Считает, что нарушение прав и законных интересов общества не доказано. Поскольку обжалованное распоряжение отменено до принятия решения суда, производство по делу подлежит прекращению.
ОАО "Архэнергосбыт" и Федеральная служба по тарифам отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны представителей в суд не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 30.12.2008 департамент принял распоряжение N 78р, в соответствии с пунктом 1 которого ОАО "Архэнергосбыт" предложено применять установленный в приложении N 1 баланс мощности при расчетах за оказанные услуги по передаче электрической энергии на 2009 год.
На основании распоряжения от 27.02.2009 N 2р в распоряжение от 30.12.2008 N 78р внесены изменения, а именно приложения N 1, 2 к нему изложены в новой редакции, оно дополнено приложением N 4.
Распоряжением департамента от 09.06.2009 N 15р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента по тарифам Архангельской области" распоряжения от 30.12.2008 N 78р, от 27.02.2009 N 2р признаны утратившими силу.
Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным распоряжения от 27.02.2009 N 2р в части изложения в новой редакции приложения N 1.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность); в целях этого Закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (статья 2 Закона N 41-ФЗ).
Принципы государственного регулирования тарифов установлены в статье 4 Закона N 41-ФЗ, в том числе принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предусмотрены в статьях 5 и 6 Закона N 41-ФЗ.
Так, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке.
Правительство Российской Федерации в рамках данных полномочий утвердило Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (постановление от 26.02.2004 N 109), в которых органами, регулирующими отношения в указанной сфере, определило Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Департамент является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Его полномочия определены статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ и Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 136, а также Положением о Департаменте по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 14.05.2007 N 95-па.
Перечисленными нормативными актами за департаментом не закреплены полномочия по утверждению баланса мощности, применяемой при расчетах за оказанные услуги по передаче электрической энергии.
В свою очередь согласно пункту 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя; единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.
Таким образом, для расчета тарифов используется величина заявленной мощности.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено, что заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Следовательно, заявленная мощность согласовывается сторонами в соответствующем договоре, а не устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Тот факт, что распоряжением от 27.02.2009 N 2р внесены изменения в необжалованное распоряжение от 30.12.2008 N 78р не имеет правового значения, поскольку у департамента отсутствуют полномочия как для установления величины мощности, так и для ее изменения.
Департамент своим распоряжением утвердил величины помесячно оплачиваемой обществом мощности, несоответствующие договорным величинам заявленной мощности, что влечет нарушение прав и законных интересов ОАО "Архэнергосбыт".
Не принимается во внимание ссылка департамента на порядок компенсация расходов регулируемых организаций, определенный пунктом 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, так как дополнительные расходы общества являются следствием незаконных действий именно этого органа.
Заявление общества о признании частично недействительным распоряжения от 27.02.2009 N 2р правомерно рассмотрено судьей Арбитражного суда Архангельской области единолично в порядке главы 24 АПК РФ.
То обстоятельство, что суд первой инстанции сослался на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, касающееся оспаривания нормативного правового акта, то есть не подлежащее применению в рамках рассматриваемого дела, не привело к принятию неправильного решения.
По мнению департамента, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению, поскольку оспариваемое распоряжение отменено полностью до принятия судебного решения.
Из пункта 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Поскольку приложение N 1 к оспариваемому распоряжению действовало в период с 27.02.2009 по 09.06.2009, оно нарушало законные права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, так как возлагало на него обязанность применять установленную мощность при расчетах за оказанные услуги по передаче электрической энергии сетевым организациям.
Таким образом, основания для прекращения производства по делу отсутствовали, спор правомерно рассмотрен по существу.
В то же время апелляционная коллегия считает необоснованной ссылку суда на неоконченное судебное дело N А05-5476/2009 по иску о взыскании с ОАО "Архэнергосбыт" задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за период с 01.01.2009 по 28.02.2009, так как в этот период оспариваемое распоряжение не действовало. Однако это не повлияло на законность принятого решения.
В свою очередь суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго". Тот факт, что указанное общество могло бы предоставить суду информацию о фактических взаиморасчетах за услуги по передаче электроэнергии, не является доказательством того, что оспариваемым распоряжением затрагиваются какие-либо права этого лица.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина департаментом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2009 года по делу N А05-6733/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6733/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания"
Ответчик: Департамент по тарифам и ценам Архангельской области
Третье лицо: Федеральная служба по тарифам России
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4467/2009