г. Вологда |
|
22 октября 2009 г. |
Дело N А05-2705/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Митрофанова О.В.,
судей Елагиной О.К. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ляпаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Тёгринское"
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2009 года
по делу N А05-2705/2009 (судья Бабичев О.П.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" (далее - ООО "Вельские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Тёгринское" (далее - Администрация) о взыскании 12 000 руб. в возмещение убытков по тепловой энергии, отпущенной населению, возникших как разница между экономически обоснованным тарифом на отпуск тепловой энергии и регулируемой ценой для населения, за период с января по декабрь 2008 года, а также 500 руб. пеней, а всего 12 500 руб.
Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования и просил взыскать 2 087 927 руб. 13 коп. убытков по тепловой энергии, отпущенной населению, возникших как разница между экономически обоснованным тарифом на отпуск тепловой энергии и регулируемой ценой для населения за период с января до декабря 2008 года, и 163 406 руб. 67 коп. пеней, начисленных в связи с просрочкой уплаты указанной суммы убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2009 года с ответчика в пользу истца взыскано 2 087 927 руб. 13 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что с мая по сентябрь 2008 года теплоэнергия по договору теплоснабжения N 1 не ответчику поставлялась. Податель жалобы из предъявленной суммы не признает суммы задолженности за период с 01.10.2008 по 31.12.2008. Считает, что за ним не может числиться задолженность за период - март, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года, так как отсутствуют двусторонне оформленные акты выполненных работ. Кроме того, акты выполненных работ по договору от 24.09.2008 не подписаны со стороны ответчика. Также истцом не доказано то обстоятельство, что именно указанное в актах количество тепловой энергии было потреблено ответчиком ежемесячно в спорном периоде.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своей позиции указывает, что он на основании договора оказания услуг по снабжению тепловой энергией муниципального жилого фонда муниципального образования "Тёгринское" от 10.10.2008 предоставлял указанные услуги, что подтверждается актами выполненных работ за 2008 год. Более того, оказанные услуги по снабжению тепловой энергией не оплачены ответчиком по настоящее время.
Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своей позиции указывает, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, сторонами 24.09.2008 заключен договор на возмещение убытков, связанных с обеспечением населения муниципального образования "Тёгринское" услугами по теплоснабжению, в соответствии с которым истец обязался отпускать тепловую энергию населению муниципального образования "Тёгринское", а ответчик - возмещать истцу убытки, возникшие как разница между экономически обоснованными тарифами, утвержденными для истца, и регулируемой ценой для населения.
Во исполнение указанного договора истец в течение 2008 года отпускал населению муниципального образования "Тёгринское" тепловую энергию. При этом за указанный период разница между экономически обоснованными тарифами, утвержденными для истца, и регулируемой ценой для населения муниципального образования "Тёгринское" составила 2 329 563 руб. 55 коп.
Ответчик в 2008 году возместил истцу указанную разницу в тарифах в общей сумме 420 000 руб. Эта сумма составляет размер субсидий, полученных ответчиком из бюджета Архангельской области на покрытие разницы в тарифах между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и ценой для населения муниципального образования.
Истец, считая, что ответчик обязан возместить истцу разницу в тарифах в сумме иска, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Сложившиеся между сторонами правоотношения носят публично-правовой характер, поскольку касаются бюджетного финансирования в рамках предоставленных полномочий по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к этим отношениям не может быть применено гражданское законодательство.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.99 N 205 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год" установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 60% их стоимости в 1999 году, который используется только как инструмент межбюджетных отношений при расчете трансфертов.
Этим же постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано исходить из установленных данным постановлением федеральных стандартов при расчете минимального размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 1 постановления Правительства от 29 августа 2005 года N 541 (далее - Постановление N 541) установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществить до 31 декабря 2005 года переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования "Тёгринское" в соответствии с полномочиями, предоставленными им в области тарифного регулирования подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в 2008 году обязаны были утвердить ставки оплаты коммунальных услуг населения не ниже экономически обоснованных тарифов. В противном случае муниципальное образование должно возместить организации жилищно-коммунального комплекса за счет собственных средств межтарифную разницу.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что в 2008 году тарифы для истца были установлены постановлениями Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 02.11.2007 N 61-э/4 и от 24.10.2008 N 53-э/1.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что уполномоченные органы местного самоуправления муниципального образования "Тёгринское" установили на 2008 год для населения ставки оплаты коммунальных услуг населения не ниже указанных экономически обоснованных тарифов.
Поскольку органы местного самоуправления муниципального образования "Тёгринское" не осуществили переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг, они нарушили положения пункта 1 Постановления N 541 о федеральном стандарте уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. В случае уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных тарифов, введение тарифов в соответствии с установленным предельным индексом не повлекло бы за собой возникновение у истца убытков, заявленных ко взысканию.
Учитывая вышеизложенное и то обстоятельство, что коммунальные услуги, оказываемые истцом, оплачивались населением по тарифам, ниже экономически обоснованных тарифов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данная межтарифная разница подлежит возмещению за счет средств казны муниципального образования "Тёгринское". При этом судом обоснованно учтено, что при расчете заявленной ко взысканию разницы в тарифах истец исходил из размера тарифов, установленных постановлениями Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 02.11.2007 N 61-э/4 и от 24.10.2008 N 53-э/1, и что за январь - март и октябрь - декабрь 2008 года сторонами подписаны акты выполненных работ, которыми ответчик подтвердил как объемы поставленной истцом тепловой энергии, так и установленные для населения муниципального образования тарифы.
Также суд первой инстанции правомерно указал, что Российская Федерация и Архангельская область не могут нести обязательств по возмещению заявленной истцом ко взысканию разницы в тарифах в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку органы государственной власти Российской Федерации и Архангельской области не уполномочивали органы местного самоуправления устанавливать тарифы для населения ниже экономически обоснованных.
В части взыскания с ответчика пеней за просрочку уплаты указанной межтарифной разницы, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу, поскольку, как было указано выше, сложившиеся между сторонами правоотношения носят публично-правовой характер и к этим отношениям не может быть применено гражданское законодательство.
В силу вышеизложенного доводы жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне. Нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июля 2009 года по делу N А05-2705/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Тегринское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Митрофанов |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2705/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Тегринское"
Третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ (УФК по Архангельской области), Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4613/2009