город Ростов-на-Дону |
дело N А32-7201/2009 |
10 сентября 2009 г. |
15АП-6681/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей И.Г. Винокур, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Запсибгазпром": Пушкарева Ирина Павловна (паспорт N 71 04 117105, выдан Городским отделом милиции N1 УВД Ленинского АО г. Тюмени 24.12.2003г.) по доверенности от 19.12.2008г. N156,
от УФРС по КК, Администрации МО Туапсинский район, ТУ Росимущества по КК, ДИО КК: не явились, извещены надлежащим образом (почтовые уведомления от 07.08.09г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Запсибгазпром"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 3 июня 2009 года по делу N А32-7201/2009,
принятое в составе судьи Гладкова В.А.,
по заявлению ОАО "Запсибгазпром"
к Управление Росрегистрации по Краснодарскому краю
третьи лица - Администрация муниципального образования Туапсинский район, Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права аренды на земельный участок, понуждении осуществить государственную регистрацию права аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Запсибгазпром" (далее - ОАО "Запсибгазпром") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - УФРС по КК) о признании незаконными действий управления ФРС по Краснодарскому краю по отказу в государственной регистрации права аренды на земельный участок, о понуждении осуществить государственную регистрацию права аренды земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация муниципального образования Туапсинский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением суда от 03.06.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что Поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка к курорту общесоюзного значения, равно как и курорту федерального уровня, довод представителей территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю, а также управления Федеральной регистрационной службы со ссылкой на приведённое выше Положение, как основание отнесения соответствующей территории к федеральной собственности, не обоснован. Материальный объект спорного правоотношения расположен в пределах особо охраняемой территории курорта краевого значения, в связи с чем, отнесён к объектам находящимся в собственности Краснодарского края. Поэтому довод управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, касающийся отнесения земельного участка к федеральной собственности, является ошибочным. Вместе с тем, ошибочность вывода государственного регистратора о форме собственности земельного участка не повлиял на правильность принятого решения. Довод администрации муниципального образования Туапсинский район о возможности распоряжения спорным земельном участком не основан на положениях краевого закона, в соответствии с которым права органов местного самоуправления в вопросах распоряжения земельными участками были ограничены и на момент заключения договора аренды от 07.04.2006 г. администрация Туапсинского района не имела полномочий распорядиться незастроенным земельным участком площадью 17 105 кв.м. Данные обстоятельства указывают на признаки недействительности сделки по основаниям, предусмотренным статьёй 168 Гражданского кодекса РФ. В материалы дела представлены доказательства недействительности представленной на государственную регистрацию сделки. При таких обстоятельствах, действия управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю не носят противоправный характер.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Запсибгазпром" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка N 3300001465 от 07.04.2006г. заключен Администрацией Туапсинского района в соответствии с требованиями действующего на момент заключения договора аренды законодательства РФ (ст. 10 ФЗ N137-ФЗ от 25.10.2001г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 22 ЗК РФ), согласован ТУ ФАУФИ по КК, подписан уполномоченными лицами, имеющими право распоряжаться данным объектом недвижимого имущества. На момент принятия постановления о предоставлении земельного участка в аренду ОАО "Запсибгазпром" федеральными законными право собственности Краснодарского края на земельный участок признано не было, государственная собственность на данный земельный участок разграничена не была; доказательства приобретения земельного участка Краснодарским краем по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством не предоставлены. Признание местности курортом регионального значения только законом Краснодарского края противоречит требованиям федерального законодательства, какие-либо доказательства того, что территория с. Небуг Туапсинского района признана курортом регионального значения, в материалы дела предоставлены не были. Поскольку спорный земельный участок не является курортом регионального значения, не находится в собственности Краснодарского края, отсутствуют основания для отказа ОАО "Запсибгазпром" в регистрации договора аренды земельного участка.
Представитель ОАО "Запсибгазпром" в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела УФРС по КК, Администрации МО Туапсинский район, ТУ Росимущества по КК, ДИО КК. От УФРС по КК поступил отзыв на жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. От Администрации МО Туапсинский район также поступил отзыв на жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Администрации. От ДИО КК поступил отзыв на жалобу, в котором Департамент просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы муниципального образования Туапсинский район N 278 от 07.04.06г. ОАО "Запсибгазпром" предоставлен в аренду ан 10 лет земельный участок, площадью 17105 кв.м., расположенный по адресу: 352815, РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, на берегу Черного моря, в первой зоне санитарной охраны курортов, кадастровый номер 23:33:01 09 001:0163, для благоустройства береговой полосы и эксплуатации пляжных сооружений. Категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
07.04.2006г. между Администрацией муниципального образования Туапсинский район и ОАО "Запсибгазпром" заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, на который возникает право собственности РФ N 3300001465. Предметом договора является земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером N 23:33:01 09 001:0163, находящийся по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, на берегу Черного моря, в первой зоне санитарной охраны курортов для использования в целях благоустройства береговой полосы и эксплуатации пляжных сооружений, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью площадью 17105 кв.м.
09.10.2008г. ОАО "Запсибгазпром" предоставило договор аренды N 3300001465 от 07.04.06г. на государственную регистрацию в УФРС по Краснодарскому краю.
01 декабря 2008 г. обществу "Запсибгазпром" было направлено Управлением ФРС по Краснодарскому краю Сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (исх. N 13/042/2008-305 - л.д. 21), в котором было указано, что на основании абз. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ОАО "Запсибгазпром" отказано в государственной регистрации аренды по следующим причинам: лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества - решение органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка особо охраняемых территорий в первой зоне санитарной охраны курортов, для благоустройства береговой полосы, принято с превышением полномочий, в связи с тем, что данные земли относятся исключительно к федеральной собственности.
Считая незаконным отказ УФРС по КК в регистрации договора аренды земельного участка, ОАО "Запсибгазпром" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в сообщении об отказе УФРС по КК отказано в госрегистрации договора аренды на основании абз. 6 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Согласно ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок в УФРС по КК обществом "Запсибгазпром" были предоставлены постановление главы муниципального образования Туапсинский район КК N 278 от 07.04.2006г. и договор аренды от 07.04.2006г.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у Администрации муниципального образования Туапсинский район отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, являющимся собственностью субъекта РФ - Краснодарского края.
Как правильно установлено судом первой инстанции, доказательства отнесения территории, на которой расположен спорный земельный участок, к федеральной собственности, отсутствуют.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.95г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Краснодарского края N 41-КЗ от 07.08.1996г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" лечебно-оздоровительные местности и курорты на территории Краснодарского края могут иметь федеральное, краевое и местное значение. На территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, краевого значения - высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Положением о курортах краевого значения Туапсинского района, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007г. N 1136, к курортам Туапсинского района отнесены Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси в границах и с режимом округа санитарной охраны курортов.
Спорный земельный участок расположен по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, в первой зоне санитарной охраны курортов.
Таким образом, в силу приведенных выше положений законодательства земельный участок относится к курортам краевого значения, т.е. находится в ведении Краснодарского края, является государственной собственностью Краснодарского края.
В силу 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 260 ГК РФ установлено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
При таких обстоятельствах, у Администрации муниципального образования Туапсинский район, являющейся органом местного самоуправления, отсутствовали полномочия по распоряжению данным земельным участком, являющимся собственностью субъекта РФ, в том числе полномочия на предоставление земельного участка в аренду ОАО "Запсибгазпром".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о ничтожности договора аренды N 3300001465 от 07.04.2006г. и как следствие законности действий УФРС по Краснодарскому краю об отказе в регистрации договора аренды земельного участка N 3300001465 от 07.04.2006г.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ОАО "Запсибгазпром" о том, что договор аренды земельного участка N 3300001465 от 07.04.2006г. заключен Администрацией Туапсинского района в соответствии с требованиями действующего на момент заключения договора аренды законодательства РФ (ст. 10 ФЗ N137-ФЗ от 25.10.2001г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 22 ЗК РФ), согласован ТУ ФАУФИ по КК, подписан уполномоченными лицами, имеющими право распоряжаться данным объектом недвижимого имущества.
В силу пп. 10 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции, действовавшей в период заключения спорного договора аренды) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Вместе с тем, как указывалось ранее, п. Небуг отнесен к курортам краевого значения, а потому является собственностью субъекта РФ - Краснодарского края, в связи с чем у органа местного самоуправления - Администрации МО Туапсинский район отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, Закон Краснодарского края N 532-КЗ от 05.11.2002г. "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" относит к ведению специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в числе прочего осуществлять функции по приватизации земельных участков, предоставлению земельных участков, выкупу земельных участков для государственных нужд Краснодарского края.
К полномочиям органов местного самоуправления были отнесены разрешения вопросов, связанных с распоряжением незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 квадратных метров, при предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией исключительно путем продажи права аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах) (пункт ж статьи 35 Закона).
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод, что права органов местного самоуправления в вопросах распоряжения земельными участками были ограничены и на момент заключения договора аренды от 07.04.2006г. администрация Туапсинского района не имела полномочий распорядиться незастроенным земельным участком площадью 17 105 кв.м.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы ОАО "Запсибгазпром" о том, что на момент принятия постановления о предоставлении земельного участка в аренду ОАО "Запсибгазпром" федеральными законными право собственности Краснодарского края на земельный участок признано не было, государственная собственность на данный земельный участок разграничена не была; доказательства приобретения земельного участка Краснодарским краем по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством не предоставлены.
В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как указывалось ранее, Туапсинский район отнесен к курортам краевого значения Законом Краснодарского края N 41-КЗ от 07.08.1996г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края".
Несмотря на то, что отсутствует акт органа федеральной законодательной или исполнительной власти об отнесении Туапсинского района к курорту регионального значения, вместе с тем, также отсутствует акт об отнесении Туапсинского района к федеральной собственности.
В частности, не указан курорт Туапсинского района в изданном во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.07.94г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" Распоряжении Правительства Российской Федерации от 12.04.96г. N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", которым к курортам федерального значения отнесены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи.
Также не могут быть приняты во внимание ссылки на то, что признание местности курортом регионального значения только законом Краснодарского края противоречит требованиям федерального законодательства, какие-либо доказательства того, что территория с. Небуг Туапсинского района признана курортом регионального значения, в материалы дела предоставлены не были.
Статус курорта краевого значения придан Туапсинскому району Постановлением главы Администрации Краснодарского края от 06.12.2006г. N 1098 "О курортах краевого значения", при этом указанное постановление при его принятии было согласовано с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (которое обладало полномочиями по согласованию признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что территория Туапсинского района, на которой расположен спорный земельный участок, относится к курортам краевого значения, а потому полномочия по распоряжению данным земельным участком у органа местного самоуправления - Администрации МО Туапсинский район отсутствовали.
В связи с изложенным УФРС по КК правомерно было признано, что предоставленный на государственную регистрацию правоустанавливающий документ выдан лицом, не уполномоченным распоряжаться правом на земельный участок, в связи с чем в государственной регистрации договора аренды должно быть отказано в силу абз. 6 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм федерального и регионального земельного законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы с учетом требований ст. 71 АПК РФ.
Произведя их оценку, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований ОАО "Запсибгазпром", поскольку действия УФРС по КК по отказу в госрегистрации договора аренды соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ОАО "Запсибгазпром".
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение от 03 июня 2009 г. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03 июня 2009 года по делу N А32-7201/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Колесов |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7201/2009
Истец: ОАО "Запсибгазпром"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление регистрационной службы в г. Туапсе , Территориальное управление агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Администрация муниципального образования Туапсинский район