город Ростов-на-Дону |
дело N А32-470/2009 |
11 сентября 2009 г. |
15АП-6796/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей И.Г. Винокур, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Кравт-М": не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 11.08.09г.),
от Департамента по транспорту и связи КК: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 11.08.09г.),
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом (почтовые уведомления от 08.08.09г., 12.08.09г., 18.08.09г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кравт-М"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 июня 2009 г. по делу N А32-470/2009-5/51
по заявлению открытого акционерного общества "Кравт-М"
к Департаменту по транспорту и связи Краснодарского края
при участии третьих лиц: индивидуальный предприниматель Москаленко В.И., индивидуальный предприниматель Драй П.М., индивидуальный предприниматель Балацкий В.Г., общество с ограниченной ответственностью "23 BUS", общество с ограниченной ответственностью "Орбита - Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Магистраль", индивидуальный предприниматель Тимофеев И.Б., индивидуальный предприниматель Косткин Г.А., индивидуальный предприниматель Гулиев В.Г. о признании незаконными действий, отмене решения, принятое судьей Бондаренко И.Н.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кравт-М" (далее - ОАО "Кравт-М") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по транспорту и связи Краснодарского края (далее - Департамент) о признании незаконными действий Департамента по транспорту и связи Краснодарского края в части вынесения на конкурс маршрута N 110 "Краснодар-Нововеличковская" и маршрута N 102 "Краснодар (ТЭЦ) - Васюринская", об отмене решения краевой конкурсной комиссии от 28.11.2008г.
Определением суда от 04.05.09г. удовлетворено ходатайство заявителя об изменении заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ, согласно которому заявленными требованиями являются признание незаконными действий Департамента по транспорту и связи Краснодарского края в части вынесения на конкурс маршрута N 110 "Краснодар - Нововеличковская" и маршрута N 102 "Краснодар (ТЭЦ) - Васюринская". Судом принят отказ от заявленных требований в части п.2, производство по делу в данной части прекращено на основании п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Определением суда от 04.05.09г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора индивидуальный предприниматель Москаленко В.И., индивидуальный предприниматель Драй П.М., индивидуальный предприниматель Балацкий В.Г., общество с ограниченной ответственностью "23 BUS", общество с ограниченной ответственностью "Орбита - Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Магистраль", индивидуальный предприниматель Тимофеев И.Б., индивидуальный предприниматель Косткин Г.А., индивидуальный предприниматель Гулиев В.Г.
Решением суда от 23.06.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что организация департаментом по транспорту и связи Краснодарского края конкурса на право заключения договора соответствует действующему законодательству, поскольку осуществление транспортного обслуживания населения должно производиться перевозчиком, выбранным на конкурсной основе и заключившим договор со специально уполномоченным органом. Учитывая, что срок действия договора от 01.01.03г. N 40/01, с учетом письма от 17.12.07г. N 60-4141/07-03.07 о продлении действия договоров, заключенных с ГУ КК "Кубаньтрансавто" на 2008 г., относимость которого к правоотношениям с участием заявителя не оспаривается заинтересованным лицом, истекает соответственно 31.12.2008г. Суд также считает правомерным вынесение на конкурс маршрутов, которые обслуживались ОАО "Кравт-М", для целей определения перевозчика в соответствии с действующим законодательством на конкурсной основе, поскольку в указанном нормативном акте не указывается на определение перевозчика по итогам конкурса в отношении по отдельным категориям маршрутов, вынесению на конкурс подлежат все маршруты. Вывод суда о правомерности действий департамента также основан на том, что вынесение маршрутов на конкурс не означало прекращения договорных отношений с заявителем до конца срока действия договора, т.е. до 31.12.08г. Организация пассажирских перевозок в соответствии с действующим законодательством предполагает проведение конкурса, что подразумевает определенные временные затраты. Вместе с тем, учитывая, что договоры, как правило, заключаются до истечения года, а с началом следующего года деятельность по перевозке пассажиров должна продолжаться в установленном законом порядке, т.е. ответственные и заинтересованные лица должны быть подготовлены к ее осуществлению, организация и проведение конкурса до истечения года является обоснованной и целесообразной для целей обеспечения стабильной хозяйственной деятельности, что не противоречит требованиям законодательства и отвечает интересам всех заинтересованных лиц. Учитывая вышеперечисленное, суд пришел к выводу о доказанности соответствия требованиям действующего законодательства оспариваемых действий заинтересованного лица.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Кравт-М" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суду было представлено письмо Департамента по транспорту и связи КК от 26.12.2008г. N 60-4708/08-04.07 о продлении договора, заключенного с ГУ КК "Кубаньтрансавто" на 2009 г., но на срок не позднее начала действия договоров, заключенных с перевозчиками, выбранными по результатам конкурсов, которые будут проведены в течение 2009 г. Спорные маршруты - N 102 и N 110 не относятся к муниципальным нуждам, а являются межмуниципальными пригородными маршрутами. Таким образом, ФЗ N 94-ФЗ не может регулировать отношения, возникающие между Департаментом и перевозчиками. В извещении о проведении конкурса отсутствовал срок заключения договора с победителем.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От Департамента по транспорту и связи КК поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Департамента.
От ООО "Кравт-М" поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением на больничном единственного юрисконсульта предприятия.
В соответствии со ст.ст. 156, 158, 159 АПК РФ протокольным определением от 03.09.09г. суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела и рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле. Суд отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, поскольку его заявителем не обоснована невозможность явки в судебное заседание иного кроме юрисконсульта (находящегося на больничном) представителя предприятия, в том числе его руководителя либо лица, привлеченного на основании договора об оказании юридических услуг (услуг представительства). Кроме того, в ходатайстве не указано на возможность представления предприятием каких-либо новых доказательств по делу с обоснованием их невозможности представления суду первой инстанции по объективным причинам. При этом суд также учитывает, что позиция ООО "Кравт-М" по существу спора изложена в заявлении в суд, а также в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 01.01.03г. между ГУ КК "Кубаньтрансавто" и ОАО "Кравт - М" заключен договор N 40/01 сроком на 5 лет, согласно которому ОАО "Кравт - М" принимает на себя обязанности по организации выполнения государственного заказа по обслуживанию междугородных и пригородных автобусных маршрутов согласно Приложению N 1 к договору, в котором, в числе прочих, за ОАО "Кравт - М" закреплены маршруты N 110 и N 102.
14.03.03г. на заседании краевой комиссии по регулированию рынка транспортных услуг утверждена маршрутная сеть пригородных (межрайонных) автобусных маршрутов.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.09.07г. N 886 Департамент по транспорту и связи Краснодарского края наделен функциями специально уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения.
Письмом от 17.12.07г. N 60-4141/07-03.07, адресованным организациям, предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения, Департамент по транспорту и связи Краснодарского края, сообщил, что в связи с периодом необходимым для приведения в соответствие с законодательством края нормативных правовых и иных локальных актов, обновления технологической документации, обслуживание межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения Краснодарского края в 2008 г. будет проводиться в соответствии с действующими договорами, заключенными перевозчиками с ГУ КК "Кубаньтрансавто" по состоянию на 2007 г.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.06.08г. N 559 утверждено положение о проведении конкурса на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок на межмуниципальных пригородных и межмуниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения в Краснодарском крае, а также форма заявки, регламент работы краевой конкурсной комиссии по определению перевозчиков для заключения с ними договоров.
Приказом департамента по транспорту и связи Краснодарского края от 13.10.08г. N 127 определено объявить о проведении 21.11.08г. и 28.11.08г. конкурс на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок на межмуниципальных пригородных и межмуниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения в Краснодарском крае по автобусным маршрутам согласно приложению.
Извещение о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на межмуниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения в Краснодарском крае с указанием перечня вынесенных на конкурс маршрутов, а также информацией о порядке проведения конкурса и источниках для получения дополнительной информации опубликовано департаментом 15.10.08г. в газете "Кубанские новости" N 175 (4314).
Поданные ОАО "Кравт-М" заявки не были допущены к участию в конкурсе в связи с нарушением обществом сроков подачи заявок на участие в конкурсе (протокол заседания конкурсной комиссии - л.д. 113-114 т. 1).
По результатам проведения конкурса привлеченные к участию в деле третьи лица были признаны победителями по указанным заявителем маршрутам, распределенным согласно графикам движения, что также отражено в протоколе от 28.11.08г.
Считая незаконными действия Департамента транспорта и связи Краснодарского края по вынесению на конкурс маршрута N 110 "Краснодар - Нововеличковская" и маршрута N 102 "Краснодар (ТЭЦ) - Васюринская", ОАО "Кравт-М" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические, технологические и технические основы организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае установлен Законом Краснодарского края от 07.07.1999г. N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае".
В силу ст. 4.2 Закона N 193-КЗ регулярные маршрутные перевозки выполняются в соответствии с договорами на осуществление регулярных маршрутных перевозок, заключаемыми соответствующими специально уполномоченными органами в области организации транспортного обслуживания населения с перевозчиками.
Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края N 193-КЗ указанный закон действует на всей территории Краснодарского края и распространяется: на органы государственной власти и органы местного самоуправления края; на государственные органы, осуществляющие контроль и регулирование перевозок пассажиров на территории края; на лиц, пользующихся услугами пассажирского автотранспорта; на юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих на территории края регулярные пассажирские перевозки автобусами.
Согласно ст. 4 Закона КК N 193-КЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, осуществляется в соответствии с потребностью населения в оказании услуг по перевозке, определяемой соответствующим специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения, либо собственными нуждами перевозчиков.
При этом деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, осуществляемая в соответствии с потребностью населения в оказании услуг по перевозке, регламентируется договором на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключаемым по результатам конкурса, проводимого в пределах своей компетенции специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения с целью выбора перевозчиков, обеспечивающих наиболее качественные и безопасные условия перевозок.
Согласно абз. 4 ст.4 указанного Закона пассажирские перевозки, осуществляемые на межмуниципальных пригородных и межмуниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения, организуются специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения, с учетом потребностей населения Краснодарского края в оказании услуг по перевозке пассажиров. Перевозчик, выбранный на конкурсной основе, должен иметь договор со специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения на осуществление регулярных пассажирских перевозок, а также соответствующую лицензию.
Как следует из п.1.1. раздела 1 Положения о департаменте по транспорту и связи Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 12.05.04г. N 449 (с изменениями, внесенными постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.09.07г. N 886), департамент по транспорту и связи Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края в области реализации государственной политики по обеспечению устойчивого функционирования и комплексного развития транспортного комплекса, связи и информации, а также специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения, пролегающих в границах территории Краснодарского края.
С учетом приведенных положений законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проведение Департаментом транспорта и связи КК конкурса на право заключения договора на осуществление транспортного обслуживания населения осуществлялось на основании требований закона, в том числе с учетом полномочий Департамента.
Действия Департамента по вынесения на конкурс маршрута N 110 "Краснодар - Нововеличковская" и маршрута N 102 "Краснодар (ТЭЦ) - Васюринская" также являются законными, поскольку у Департамента отсутствовали правовые основания не включать указанные маршруты в конкурс.
В силу приведенных положений законодательства все без исключения договоры на транспортное обслуживание населения должны заключаться по итогам конкурса. Тот факт, что у ОАО "Кравт-М" имелся действующий договор на транспортное обслуживание, заключенный с ГК КК "Кубаньтрансавто", не является в силу закона обстоятельством, исключающим необходимость вынесения спорных маршрутов на конкурс, поскольку конкурсный порядок заключения договоров на транспортное обслуживание прямо установлен законом.
Кроме того, в решении суд указал, что срок действия договора от 01.01.03г. N 40/01, с учетом письма от 17.12.07г. N 60-4141/07-03.07 о продлении действия договоров, заключенных с ГУ КК "Кубаньтрансавто" на 2008 г., относимость которого к правоотношениям с участием заявителя не оспаривается заинтересованным лицом, истекает соответственно 31.12.2008г.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ОАО "Кравт-М" о том, что суду было представлено письмо Департамента по транспорту и связи КК от 26.12.2008г. N 60-4708/08-04.07 о продлении договора, заключенного с ГУ КК "Кубаньтрансавто" на 2009 г., но на срок не позднее начала действия договоров, заключенных с перевозчиками, выбранными по результатам конкурсов, которые будут проведены в течение 2009 г.
Из представленного в материалы дела письма Департамента по транспорту и связи от 26.12.2008г. N 60-4708/08-04.07 (л.д. 112 т. 1) следует, что в 2009 г. временно, до проведения конкурса, выполнение пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края будет осуществляться: в соответствии со срочными договорами, заключенными с перевозчиками в 2007 г. государственным учреждением КК "Кубаньтрансавто", и действие которых продлено на 2008 г. в соответствии с письмом Департамента по транспорту и связи КК от 17.12.07г. N 60-4141/07-03.07 в отношении маршрутов, по которым в 2008 г. по результатам проведенных конкурсов не определен перевозчик, а также в отношении маршрутов, по которым в 2008 г. конкурс не проводился; в соответствии с временными договорами заключенными Департаментом по транспорту и связи КК в 2008 г. сроком до проведения конкурса, но не позднее 31.12.2008г.
Из содержания письма следует, что действие всех заключенных и действующих договоров перевозки продлевается только до момента проведения конкурса по соответствующим маршрутам и до заключения договоров по итогам конкурса.
Таким образом, данное письмо не является обстоятельством, исключающим вынесение на конкурс маршрутов N 110 "Краснодар - Нововеличковская" и маршрута N 102 "Краснодар (ТЭЦ) - Васюринская", на которых работало ОАО "Кравт-М" в соответствии с договором, заключенным с ГУ КК "Кубаньтрансавто", поскольку указанное письмо не предполагало продления действия договора на весь 2009 г.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются во внимание ссылки общества на то, что спорные маршруты - N 102 и N 110 не относятся к муниципальным нуждам, а являются межмуниципальными пригородными маршрутами. Таким образом, ФЗ N 94-ФЗ не может регулировать отношения, возникающие между Департаментом и перевозчиками.
Согласно ст. 3 ФЗ N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Таким образом, ФЗ N 94-ФЗ определяет понятия муниципальных нужд в зависимости от источника финансирования и уровня решаемых вопросов.
ОАО "Кравт-М" не представлено доказательств того, что финансирование обслуживания спорных маршрутов будет осуществляться не за счет средств местного бюджета. Также осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту является вопросом местного значения и обеспечивает потребности муниципального образования.
Судом также не принимаются ссылки ОАО "Кравт-М" на то, что в извещении о проведении конкурса отсутствовал срок заключения договора с победителем.
Указанные обстоятельства не имеют правового значения для решения вопроса о законности действий Департамента по вынесению на конкурс маршрутов N 110 "Краснодар - Нововеличковская" и маршрута N 102 "Краснодар (ТЭЦ) - Васюринская", на которых работало ОАО "Кравт-М".
С учетом изложенного, основания для удовлетворения требований ОАО "Кравт-М" отсутствуют, поскольку Департамент по транспорту и связи Краснодарского края законно вынес на конкурс маршруты N 110 "Краснодар - Нововеличковская" и маршрута N 102 "Краснодар (ТЭЦ) - Васюринская". Необходимость проведения конкурса, в том числе в отношении данных маршрутов прямо установлена Законом Краснодарского края от 07.07.1999г. N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм федерального и регионального законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы с учетом требований ст. 71 АПК РФ.
Согласно ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Произведя их оценку, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований ОАО "Кравт-М", поскольку действия Департамента по транспорту и связи Краснодарского края соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ОАО "Кравт-М".
Решение суда от 23 июня 2009 г. законное и обоснованное. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 июня 2009 года по делу N А32-470/2009-5/51 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Колесов |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-470/2009
Истец: открытое акционерное общество "Кравт-М"
Ответчик: Департамент по транспорту и связи Краснодарского края
Третье лицо: Шляпина Е. Б. (для ОАО "КРАВТ-М"), Хохлов Д. Г., общество с ограниченной ответственностью "Орбита - Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Магистраль", общество с ограниченной ответственностью "23 BUS", Кошелев А. Н. (для ООО "23 BUS" ), Косткин Г. А. , индивидуальный предприниматель Тимофеев И.Б., индивидуальный предприниматель Москаленко В.И., индивидуальный предприниматель Косткин Г.А., индивидуальный предприниматель Драй П.М., индивидуальный предприниматель Гулиев В.Г., индивидуальный предприниматель Балацкий В.Г., Ершов Д. Е. (для Гулиева В. Г.)