город Ростов-на-Дону |
дело N А53-11820/2009 |
07 октября 2009 г. |
15АП-8308/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Емельянова О.И., доверенность б/н от 01.07.2009 г., сроком до 01.07.2010 г.
от заинтересованного лица: главного государственного таможенного инспектора правового отдела Мельниковой В.Ю., доверенность N 02-32/808 от 16.06.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алвика"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 июля 2009 г.
по делу N А53-11820/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алвика" к заинтересованному лицу Ростовской таможне
об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.06.09г. принятое в составе судьи Кондратенко Т.И.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алвика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее -таможня) о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни по делу об административном правонарушении N 10313000-504/2009 от 03.06.2009 г. о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением суда от 27.07.2009 г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела доказан факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.2 КоАП РФ
Не согласившись с судебным актом, общество подало апелляционную жалобу в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение. Общество считает, что в действиях таможенного брокера отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.3. ст. 16.2 КоАП РФ, так как на момент декларирования товара специалист по таможенному оформлению не имел оснований для того, чтобы усомниться в достоверности сведения о количестве, свойствах и характеристиках товара.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы и пояснил, что представленное обществом к таможенному оформлению товаров N N 1,2 по 1 ТД N 10313072/170209/0000185 санитарно-эпидемиологическое заключение N 61.РЦ. 10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420), содержало сведения о торговых марках продукции "ФЛОРИМ СПА" и "Д'ИМОЛА" и изготовителях продукции "ФЛОРИМ СПА" и "КООПЕРАТИВА КЕРАМИКА Д'ИМОЛА", сведения о которых отсутствуют в копии санитарно-эпидемиологического заключения N 61 .РЦ.10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 г. В тексте представленного в таможню заключения были произведены допечатки. Кто именно произвел данные допечатки, представитель общества не знает. Считает, что вредных последствий нет, так как санитарно-эпидемиологическое заключение на эти два допечатанные наименования товара были выданы таможней ранее. На вопрос суда, почему общество представило поддельное санитарно-эпидемиологическое заключение N 61.РЦ.10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420) при наличии подлинного, представитель общества ответить затруднился.
В судебном заседании представитель таможни просил оставить решение суда первой инстанции в силе, ссылаясь на его законность и обоснованность, указал, что процедура привлечения к административной ответственности таможней соблюдена, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Дополнительно пояснил, что правонарушение считается оконченным с момента предоставления таможенному органу документа, содержащего недостоверную информацию - санитарно-эпидемиологическое заключение N 61.РЦ. 10.575.11.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420). Довод общества об отсутствии вредных последствий не поддержал, дополнительно пояснил, что если бы факт подлога санитарно-эпидемиологического заключения не был выявлен таможней в ходе проверки, то товар был бы ввезен на территорию РФ без документов.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "АЛВИКА", Россия (покупатель) и фирмой "ALPHA CONSTRUCTION LIMITED", Дания (продавец) заключен контракт N 1/08-10 от 01.12.2008г. на поставку строительных и отделочных материалов.
Во исполнение указанного контракта общество ввозило на таможенную территорию Российской Федерации керамическую плитку различных размеров и наименований: "ФАП КЕРАМИЧЕ"; "ТАДЖИНА КЕРАМИЧЕ Д_АРТЕ"; "ФЛОР ГРЕС КЕРАМИЧЕ"; "ПЕТРАЧЕР_С КЕРАМИКА"; "ЭДИЛЬ КОГЕ"; "АКВЕЛИЯ"; "ФЛОРИМ СПА"; "Д_ИМОЛА".
17.02.2009 г. общество подало в ОТО и ТК N 2 Батайского таможенного поста Ростовской таможни ГТД на товар, поступивший по контракту N 1/08-10 от 01.12.2008г, которая была принята таможенным органом и зарегистрирована за N 10313072/170209/0000185.
В 31 графе ГТД были заявлены сведения о товаре N 1 - "плитка керамическая глазурованная из обычной керамики, толщиной 7-9мм, размеры: 30.4x30.4 СМ- 9.1 М2. 17x78 СМ- 6 М2, 60x60 СМ-177.12 М2, 31.5x31.5 СМ- 2.38 М2, 7.6x30.4 СМ- 4.08 М2, 60x60 СМ- 1.08 М2, 7.6x22.8 СМ- 4.08 М2, 30.5x91.5 СМ- 143.98 М2, 7.6x15.2 СМ- 2.04 М2, 30.5x30.5 СМ- 172.88 М2, 20x20 СМ- 16.56 М2, 30.5x56 СМ- 108.98 М2, 30x30 СМ- 57.6 М2, 25x45 СМ- 400.5 М2, 20x30 СМ- 161.28 М2, 15x56 СМ- 115.58 М2, 50x50 СМ- 283 М2, 20x50.2 СМ- 57.84 М2, 25x50 СМ- 19.5 М2, 30x60 СМ- 17.28 М2, 10x10 СМ- 6.72 М2, 32x49 СМ- 135.37 М2, 33.3x33.3 СМ- 36 М2. 32x98 СМ- 13.17 М2, 50x100 СМ- 75 М2, 96x98 СМ- 9.41 М2, 25x40 СМ- 19.5 М2, 15x15 СМ-15.66 М2, 60x120 СМ- 17.28 М2, 35x35 СМ- 52.91 М2, 30x60 СМ-371.52 М2, 12.5x12.5 СМ- 19.3 М2, 30x30 СМ- 6.3 М2, 60x60 СМ- 171.72 М2, 20x20 СМ-58.52 М2. 45x45 СМ- 52.65 М2, 12.5x12.5 С М- 19 М2, 30.5x61 СМ- 178.6 М2, 60x60 СМ-10.8 М2, 15x60 СМ- 7.2 М2, 17x38 СМ- 3 М2, 20x61 СМ- 12.2 М2, 17x17 СМ- 1 М2, 15x30.5 СМ- 4.57 М2, торговая марка "D 1MOLA", "FLORIM SPA". "IАР CERAMICE", "AKVELIA", "FLOR GRES CERAMICE", "TADGINA CERAMICS D ARTE", "EDILCUOGIII". "PETRACHERS CERAMICHE", фирмы-изготовители "Д'ИМОЛА", "ФЛОРИМ СИЛ", "ФЛП КНРАМИЧЕ", "АКВЕЛИЯ", "ФЛОР ГРЕС КЕРАМИЧЕ", "ТАДЖИНА КЕРАМИЧЕ ДАРТЕ", "ЭДИЛЬКОГЕ", "ПЕТРАЧЕРС КЕРАМИКА"; о товаре N 2 - "плитка керамическая глазурованная из обычной керамики (фризы), толщиной 7-9мм, размеры: 10x45.6 СМ- 0.27 М2. 12.5x20 СМ- 0.65 М2, 1.2x20 СМ- 0.03 М2, 6x25 СМ- 2.25 М2, 2x20 СМ- 0.1 М2. 3x25 СМ- 0.45 М2. 30x32 СМ- 1.15 М2, 1.5x30.5СМ- 1.83 М2 32x32 СМ- 0.2 М2, 4x30.5 СМ- 1.46 М2. 15x60 СМ- 3.24 М2, 2x30.5 СМ- 0.55 М2 4.5x60 СМ- 0.97 М2. 1.5x56 СМ- 0.5 М2, 8x25 СМ- 1.44 М2, .2.5x91.5 СМ-0.46 М2. 80x80 CM- 0.64 М2, 2.5x12 CM- 0.05 М2, 20x20 CM- 0.16 М2, 30.5x12 CM- 2.93 М2, 20x40 CM- 0.96 М2, 20x50.2 CM- 4.02 М2. 4.5x40 CM- 0.76 М2, 3x20 CM- 0.25 М2, 30x60 CM- 2.88 М2, 20x40 CM- 0.32 М2. 2.5x60 CM- 0.6 М2, 15x15 CM- 0.34 М2. 6x30 CM- 0.43 М2, 6.6x15 CM-1.09 \12. 1.5x30 CM- 0.36 М2, 17.25x17.25 CM- 0.27 М2, 9.5x60 CM- 0.85 М2. 10x35 CM- 4.2 М2, 10x30 CM- 3 М2, 17.25x35 CM- 2.96 М2, 5x20 CM- 2.33 М2, 35x35 CM- 1.47 М2, 1.5x20 CM- 0.62 М2, 15x15.20 CM- 0.87 М2, 12x20 CM- 1.92 М2. 3x15 CM- 0.4 М2. 9.5x60 CM- 2.39 М2, 10x15 CM-1.17 л 12. 12.5x12.5 CM- 1.84 М2, 2.3x15 CM- 0.4 М2, 2.5x20 CM- 0.04 М2, 6x30.5 CM- 0.27 М2, торговая парка "I) IMOLA", "FLORIM SPA", "FAP CKRAMICE", "AKVELIA". "FLOR GRES CERAMICE", "TADGINA CERAMICE D ARTE", "EDILCUOGHI", "PETRACHERS CERAMICHE". фирмы-изготовители "Д'ИМОЛА", "ФЛОРИМ СПА", "ФАГ1 КЕРАМИЧЕ", "АКВЕЛИЯ". "ФЛОР ГРЕС КЕРАМИЧЕ", "ТАДЖИНА КЕРАМИЧЕ Д'АРТЕ", "ЭДИЛЬКОГЕ", "ПЕТРАЧЕРС КЕРАМИКА", заявленный в 33 графе ГТД классификационный код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности товаров NN 1.2 указан- 6908902100.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора России от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" и письмом ФТС России от 27.03.2008 N 01-11/11534 "О направлении Списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении", при таможенном оформлении товаров, классифицируемых по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в товарной позиции - 6908, необходимо предоставление санитарно-эпидемиологических заключений.
При таможенном оформлении товаров обществом N N 1.2 по ГТД N 10313072/170209/0000185 предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение N 61.РЦ.10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420), которое отличается от копии, имеющейся в архиве территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области. В предоставленном обществом при таможенном оформлении товаров NN 1,2 санитарно-эпидемиологическом заключении N 6l.PЦ.10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420) содержались сведения о торговых марках продукции "ФЛОРИМ СПА" и "Д'ИМОЛА" и изготовителях продукции "ФЛОРИМ СПА ("РЕКС") и "КООПЕРАТИВА КЕРАМИКА Д'ИМОЛА".
В ходе проверки проводимой таможней из Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области поступила информация (вх. N 11555 от 20.05.2009г.) с приложением заверенных копий санитарно- эпидемиологических заключений NN61.РЦ.10.575.П.000153.01.09 от 16.01.2009 (бланк N2421989);61.РЦ.10.575.П.000462.02.09 от 09.02.2009 (бланк N 2422287), выданных обществу на товар - плитка керамическая (торговая марка) "D IMOLA", "FLORIM SPA" и изготовитель - "D IMOLA", "FLORIM SPA". Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области подтвердило факт выдачи и действительность указанных санитарно-эпидемиологических заключений.
Из указанных санитарно-эпидемиологических заключений следовало, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области 17.02.2009 года обществу было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 61.РЦ.10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420) на товар, поступивший в адрес организации по контракту N 1/08-10 от 01.12.2008г - плитка керамическая, торговая марка "FAP CERAMICE", "AKVELIA", "FLOR GRES CERAMICE", "TADGINA CERAMICE D ARTE", IDII.CUOGHI", "PETRACHERS CERAMICHE", изготовители "ФАП КЕРАМИЧЕ", "АКВЕЛИЯ", "ФЛОР ГРЕС КЕРАМИЧЕ", "ТАДЖИНА КЕРАМИЧЕ Д'АРТЕ", "ЭДИЛЬ КОГЕ", "ПЕТРАЧЕРС КЕРАМИКА". Представленное обществом к таможенному оформлению товаров NN 1,2 по 1 ТД N 10313072/170209/0000185 санитарно-эпидемиологическое заключение N 61.РЦ. 10.575.11.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420), помимо указанных выше торговых марок и изготовителях продукции, содержало также сведения о торговых марках продукции "ФЛОРИМ СПА" и "Д'ИМОЛА" и изготовителях продукции "ФЛОРИМ СПА" и "КООПЕРАТИВА КЕРАМИКА Д'ИМОЛА", сведения о которых отсутствуют в копии санитарно-эпидемиологического заключения N 61 .РЦ.10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420), находящегося в архиве Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.
24.02.2009 г. АО данному факту главным государственным таможенным инспектором ОГО и ЭК Ростовской таможни в отношении общества вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10313000-504/2009 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
22.05.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в отсутствии законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о дате, месте, и времени составления протокола об административном правонарушении (подпись директора общества А.В. Калюжного 07.05.2009г. в письме N 30/1354 от 30.04.2009 г.), составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
22.05.2009 г. направлена копия протокола заказным письмом N 30/1577.
03.06.2009 г. рассмотрено дело об административном правонарушении N 10313000-504/2009 в присутствии законного представителя общества-директора Л.В. Калюжного, вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ и назначении наказания в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно исследовав фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества полного состава вмененного ему в вину административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ.
В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ч. 1 ст. 1 ТК РФ).
Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом РФ (далее -ТК РФ) действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат декларированию.
Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Частью 1 ст. 127 ТК РФ предусмотрены права и обязанности декларанта, в том числе осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров.
Частью 2 ст. 131 ТК РФ предусмотрено, что при декларировании товаров представляются основные документы, в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенный кодекс закрепляет, что декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (пп.15 п.1 ст. 11 ТК РФ).
В соответствии со ст. 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, несет российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.
Согласно ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за представление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с пунктом 2 примечаний к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ является, установленный таможенным законодательством порядок таможенного оформления товаров в части, касающейся соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону административного правонарушения образует заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно предоставление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, таможня доказала, что представленное обществом к таможенному оформлению товаров N N 1,2 по ГТД N10313072/170209/0000185 санитарно-эпидемиологическое заключение N 61.РЦ.10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420) содержало недостоверные сведения о торговых марках и изготовителях товара - "плитка керамическая" и является недействительным.
В соответствии с п.1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
Статья 7 ТК РФ устанавливает, что в таможенном деле применяются... запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу (выпускаются таможенными органами), при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ как того требует п.1 ст. 13 ТК РФ.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан: подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, что вытекает из п.2 ст. 127 ТК РФ.
При декларировании товаров представляются: разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п.2 ст. 131 ТК РФ)
В соответствии с п. 1 ст. 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ при соблюдении следующих условий: "если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных с соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров...".
При оформлении товаров по ГТД N 10313072/170209/0000185 общество выступало в качестве декларанта, о чем свидетельствуют сведения, заявленные в графах 14, 54 таможенной декларации. Таким образом, общество обязано совершать таможенные операции для выпуска товара, а именно, обязанность общества представить таможенному органу действительное санитарно-эпидемиологическое заключение на декларируемый товар.
В таможенном законодательстве даны следующие определения понятий декларант и таможенный брокер:
декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
-таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 139 ТК РФ, таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК РФ. Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ, таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Реестр таможенных брокеров (далее - Реестр) ведётся Федеральной таможенной службой.
Согласно п.1 ст. 140 ТК РФ, одним из обязательных условий включения в этот реестр является наличие в штате организации, претендующей на статус таможенного брокера, не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат. Соответственно, эти квалифицированные специалисты обязаны знать об установленной ТК РФ обязанности по полному и достоверному декларированию ввозимых товаров, исполняемой посредством указания в грузовой таможенной декларации всех оформляемых по ней товаров.
Частью 1 статьи 127 ТК РФ предусмотрены права и обязанности декларанта, в том числе осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров. В данном случае декларант (единоличный исполнительный орган общества, который точно знал какие документы и когда получены) не воспользовался своими правами, не проверил тот пакет документов, который подлежал представлению в таможенный орган, в результате представил недействительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
При таких обстоятельствах установлено, что общество является субъектом данного административного правонарушения.
Поскольку в силу ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, то при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность. Вступая в таможенные правоотношения, общество, как участник внешнеэкономической деятельности, самостоятельно, на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с оформлением товаров в таможенном правоотношении. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства РФ и прав и интересов третьих лиц, имело возможность получить необходимую информацию, касающуюся представленной в таможенный орган копии санитарно-эпидемиологического заключения, которое предполагало использовать, в том числе и простым способом - сверив с подлинником до того как заверить копию.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, формальный, считается оконченным с момента подачи декларантом при декларировании товаров в таможенный орган недействительных документов - с момента подачи недействительного (поддельного) санитарно-эпидемиологического заключения.
Согласно частям 1, 2 ст. 16 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999г. продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
Согласно статье 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", зарегистрированном в Министерстве Юстиции РФ 20.07.2007г. за N 9866, а также письмом Федеральной таможенной службы России от 27.03.2008г. N 01-11/1534 "Список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении", утвержденном руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 25 марта 2008 г., плиты для мощения, плитки облицовочные для полов, печей, каминов или стен керамические глазурованные, кубики керамические глазурованные для мозаичных работ и аналогичные изделия, на основе или без нее, оформленные при таможенном оформлении и классифицируемые по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в товарной позиции 6908, требуется представление в таможенный орган санитарно-эпидемиологическое заключение.
Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, поступающую для таможенного оформления в субъект РФ, выдаются руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главным государственным санитарным врачом по соответствующему субъекту Российской Федерации.
В нарушении названных норм, обществом при таможенном оформлении указанных товаров N N 1,2 представлена копия недействительного (поддельного) санитарно-эпидемиологического заключения.
При этом то обстоятельство, что после выявления факта подделки СЭЗ обществом были предоставлены СЭЗ на продукцию, которая была впечатана в ранее представленное таможне СЭЗ, достоверной СЭЗ с допечатками неустановленного лица не делает. В случае, если бы таможенный орган не установил недостоверности СЭЗ, товар был бы ввезён на таможенную территорию Российской Федерации на основании поддельных документов.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела .
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, общество как профессиональный участник таможенных правоотношений этой обязанности не выполнило, представив таможне подложное санитарно-эпидемиологическое заключение. Общество имело возможность сверить заверенную им копию санитарно-эпидемиологического заключения N 61.РЦ. 10.575.11.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420) с оригиналом документа до представления его в таможенный орган в целях оформления товаров по ГТД N10313072/170209/0000185, не предприняло надлежащих мер к предоставлению в таможенный орган действительного санитарно-эпидемиологического заключения N 61.РЦ.10.575.П.000594.02.09 от 17.02.2009 (бланк N 2422420), что послужило основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, что характеризует субъективную сторону административного правонарушения.
Таким образом, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как верно установлено судом первой инстанции, процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления, о чем свидетельствует подпись в уведомлении. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в присутствии директора общества, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. Ответственность за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой. Наказание обществу назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. Размер штрафа, примененный к обществу соответствует минимальной санкции, предусмотренной ч.3 ст.16.2 КоАП РФ для юридических лиц - 100 000 рублей.
Таким образом, процессуальных нарушений со стороны таможенного органа при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества судом апелляционной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ростовской области от 27.07.2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11820/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Алвика"
Ответчик: Ростовская таможня
Третье лицо: ООО "Алвика"