город Ростов-на-Дону |
дело N А53-15085/2009 |
14 октября 2009 г. |
15АП-8722/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от открытого акционерного общества "Ключевое": представителя по доверенности Сухоруковой Ю.В., доверенность б/н от 02.09.2009 г., сроком до 02.09.2010 г.
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в ЮФО представителя по доверенности Ласуковой О.А., доверенность от 01.06.2009 N 58.09-ВФ-09/2667
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ключевое"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2009 г.
по делу N А53-15085/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Ключевое"
к заинтересованному лицу Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в ЮФО
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 23.06.09г., принятое в составе судьи Барановой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ключевое" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в ЮФО (далее -ФСФР) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 23.06.2009 г.
Решением суда от 11.08.2009 г. в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не проявило должной осмотрительности, заботливости, и не предприняло всех необходимых мер по недопущению нарушения законодательства в области рынка ценных бумаг, не представив в ФСФР списки аффилированных лиц за первый квартал 2009 г. в срок.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что общество представило список аффилированных лиц с небольшой задержкой-2 рабочих дня, в виду отсутствия необходимого оборудования для записи отчета на дискету.
В отзыве на апелляционную жалобу ФСФР просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества просила решение суда первой инстанции отменить, дополнительно пояснила, что ФСФР потребовала представить списки одновременно на 2-х носителях: бумажном и электронном. Общество затратило время на изготовление копии списка аффилированных лиц на электронном носителе (дискете), производство которых прекращено с 2007 г., поэтому пропустило установленный законодателем срок на 2 рабочих дня.
На вопрос суда, представлялась ли отчетность в ФСФР в срок, пояснила, что отчетность представлялась в ФСФР в срок до 15.05.2009 г. на бумажном носителе и флешкарте, но представители канцелярии отказались принять их, затребовали отчетность на магнитной дискете. На вопрос суда имеются ли у общества доказательства представления в канцелярию списка аффилированных лиц на бумажном носителе в срок до 15.05.2009 г.(список с поименованными приложениями и отметкой канцелярии с датой отказа в принятии указанных документов) представитель общества ответила отрицательно. На вопрос суда о том, сдавались ли списки обществом за предшествующие периоды, представитель общества пояснила, что ранее отчетность сдавалась на дискете, но общество не могло предположить, что на флешкарте ФСФР не примет отчетность. Представитель общества сослалась на малозначительность совершенного правонарушения, в виду небольшой просрочки.
В судебном заседании представитель ФСФР указал, что у общества отсутствуют доказательства того, что списки аффилированных лиц на бумажном носителе и флешкарте, сдавались в ФСФР, и ФСФР не приняла их. Дополнительно пояснил, что список лиц мог быть представлен дополнительно и на компакт-диске. Считает, что совершенное правонарушение не может является малозначительным, исходя из объекта посягательства. Указал, что общество периодически нарушает сроки предоставления в ФСФР и другой необходимой отчетности. На что, представитель общества пояснил: сотрудник, который занимался данными вопросами, уволен, в виду служебного несоответствия, так как не справлялся со своими обязанностями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обязано было представить в административный орган список аффилированных лиц, составленный по состоянию на дату окончания 1-квартала 2009 г. не позднее 15 мая 2009 г.
Однако, в установленный срок общество не представило указанный список, нарушив порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
19.05.2009 г. составлен акт о выявлении административного правонарушения.
22.05.2009 г. в адрес общества направлено уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении, которое получено обществом 26.05.09. г., что подтверждается копией уведомления -л.д.22.
04.06.2009г. в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 58-09-320, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ ( л.д 23-25)
09.06.2009 г. направлено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 23.06.2009 г., которое получено обществом 11.06.2009 г., что подтверждается копией уведомления в деле-л.д.27.
23.06.2009г. представителю общества разъяснены его права (протокол ознакомления с правами л.д. 30), вынесено постановление N 58-09-291/пн по делу об административном правонарушении, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ, назначено наказание в размере 700 000 руб. административного штрафа.(л.д. 31-33)
Не согласившись с указным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что ФСФР правомерно вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 92 Закона РФ от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее- Закон N 208 ФЗ) открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона N 208-ФЗ акционерное общество обязано вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.-(в ред. Приказов ФСФР РФ от 14.12.2006 N 06-148/пз-н, от 12.04.2007 N07-44/пз-н, от 30.08.2007 N 07-93/пз-н действовавшие на момент совершения правонарушения (далее- Положение)).
Согласно п.8.5.1. Положения, акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
В соответствии п.8.5.2., список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно Приложению 26 к настоящему Положению, должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.
Как установлено п.8.5.3. Положения, акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала -т.е. в данном случае-15.05.2009 г., фактически же общество представило список 20.05.2009 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции ФСФР-(л.д.9)..
В соответствии с п.8.5.4. Положения, акционерное общество, обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Согласно п.8.5.5. Положения, текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Довод общества о том, что ФСФР незаконно затребовала информацию на бумажном и электронном носителе, отклоняются судом апелляционной инстанции в виду несостоятельности.
В соответствии с п.1.14. Положения, в случаях, когда в эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. В случае, если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента.
Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате и на электроном носителе, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Соответствие текста документа на электронном носителе представляемому документу на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным уполномоченным лицом эмитента.
Текст документа может быть представлен в регистрирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, в соответствии с условиями договора об использовании электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи, заключенного с уполномоченной организацией, и требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В этом случае представление документа на бумажном носителе и текста документа на электронном носителе не требуется.
В соответствии с п. 2.1 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 09 октября 2007 г. N 07-103/пз-н "Об утверждении требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг" в качестве электронного носителя информации должна использоваться дискета 3,5 DOS-формата, либо компакт -диск.
С учетом буквального толкования п.1.14 Положения, следует, что предоставление списка аффилированных лиц на бумажном и электронном носителе является обязанностью общества, а не правом. Электронный носитель не является альтернативным вариантом бумажного носителя. Таким образом, общество обязано было предоставить в ФСФР в срок до 15.05.2009г. список аффилированных лиц на бумажном и на электронном носителе. Однако, в установленный срок общество не представило в регистрирующий орган текст списка аффилированных лиц ни на бумажном носителе, ни на электронном носителе (компакт-диске, дискете), ни на магнитном носителе, который является одной из разновидностей электронного носителя. В связи с изложенным, представление обществом отчетности в письменном виде, без представления надлежащим образом оформленной отчетности в электронном варианте, не может быть признано надлежащим исполнением обществом требований, установленных Положением. Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина общества выражается в несоблюдении установленных законом обязанностей при наличии объективной возможности их исполнения, а также непринятии обществом всех необходимых и достаточных мер для их соблюдения. Доказательства того, что обществом предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований законодательства о раскрытии информации, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, общество не исполнило установленную обязанность по предоставлению информации в ФСФР в срок не позднее 15.05.2009 г. Несоблюдение указанных требований Положения является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность, за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом первой инстанции также сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о соблюдении ФСФР установленной КоАП РФ процедуры привлечения общества к административной ответственности. Возражений по этому поводу судам первой и апелляционной инстанции обществом также не заявлено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя общества, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. К обществу применён минимальный размер санкции, установленный для юридических лиц ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ- штраф 700000 руб.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам и может применяться в исключительных случаях. Правонарушение, совершенное обществом не может быть признано малозначительным исходя из объекта посягательства -информационные отношения, возникающие в сфере обращения эмиссионных ценных бумаг.
При таких обстоятельствах, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.09г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15085/2009
Истец: открытое акционерное общество "Ключевое"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в ЮФО
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7983/2009