г. Челябинск |
Дело N 18АП-7829/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" на решение Арбитражного суда Курганской области от 21.07.2009 по делу N А34-2671/2009 (судья Обабкова Н.А.), при участии: от ОАО "Вымпел-Коммуникации" - Ефимова А.Б. (доверенность от 27.05.2009, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - заявитель, общество, ОАО "ВымпелКом") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания от 29.04.2009 N 8 управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, управление Роспотребнадзора по Курганской области, управление), которым возложена обязанность по приведению в соответствие с п.3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03 размера шрифта текста договора об оказании услуг связи "Билайн" для обеспечения удобочитаемости текста договора в срок до 29 мая 2009 года.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.07.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, а также, что суд неправильно применил нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленное требование удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что требования к размеру шрифта договора об оказании услуг связи законодательством не установлены, пункт 3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03 не действует в сфере оказания услуг, носит обязательный характер только для определенного круга лиц, согласно п.1.2 СанПиН санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения читателей и предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью, ОАО "ВымпелКом" не осуществляет издательскую деятельность, соблюдение требований СанПиН не распространяется на деятельность ОАО "ВымпелКом", касающуюся заключения договоров, договор об оказании услуг связи не относится к официальным изданиям, ОАО "ВымпелКом" осуществляет доведение до пользователя необходимой и достоверной информации в соответствии с требованиями, установленными Федерального закона "О связи", правилами об оказании услуг подвижной связи, законом "О защите прав потребителей".
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Курганской области не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии управления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя общества, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов, дела открытое акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 46 по г. Москве, основной государственный регистрационный номер в едином государственном реестре юридических лиц - 1027700166636.
ОАО "Вымпел-Коммуникации" имеет филиалы, в том числе филиал - Курганский филиал ОАО "ВымпелКом", находится по адресу: г. Курган, ул. К.Маркса, 149 и является оператором связи при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. Общее количество базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-2000/UMTS на территории Курганской области - 71.
На основании распоряжения руководителя управления Роспотребнадзора по Курганской области от 01.04.2009 N 822-р специалистом управления Роспотребнадзора были проведены плановые мероприятия по надзору в отношении Курганского филиала ОАО "ВымпелКом", расположенного по адресу: г. Курган, ул. К.Маркса, 149, за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.
Для реализации полномочий Управления Роспотребнадзора по Курганской области, возложенных на федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - служба) Положением о Службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 на имя директора Курганского филиала ОАО "ВымпелКом" было направлено требование о предоставлении документов, необходимых для осуществления контроля - надзорных мероприятий.
В ходе проверки представлены документы согласно требованию Управления Роспотребнадзора по Курганской области, при исследовании которых управлением выявлено, что шрифтовое оформление текста договора об оказании услуг связи "Билайн" не обеспечивает его удобочитаемость.
Размер высоты прописных букв бланка договора составляет 1 мм и приводит к зрительной нагрузке при чтении и общему утомлению, что не позволяет потребителю ознакомиться доступным способом с условиями договора при получении полной информации для компетентного выбора.
Управление отнесло договор об оказании услуг связи "Билайн" по гигиенической классификации изданий, приведенной в СанПиН 1.2.1253-03 "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых", к изданиям второй категории (официальные). Согласно п.3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03 размер шрифта должен составлять не менее 8 кегль. Кегль шрифта - это основной размер, характеризующий шрифт (размер литер, шпаций, различных наборных материалов; измеряется в направлении высоты полосы набора). Фактически, кегль шрифта - это расстояние между передней и задней стенкой литеры. Измеряется кегль в типографской системе мер: для текстовых шрифтов, а также шпаций, квадратов, шпонов и реглет - в пунктах, для крупных шрифтов и материалов - в квадратах. 1 пункт (1п) равен 0,376 мм. Размер шрифта официального издания (договора) должен составлять не менее 2 мм, что обеспечивает удобочитаемость текста договора с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации для компетентного выбора в соответствии с требованиями ст.8, п.1 ст.10 закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По результатам проверки составлен акт от 29.04.2009 N 05/129 (л.д. 4-7 т.2) и в адрес общества выдано предписание от 29.04.2009 N 8 (л.д. 4-7 т.2), которым на ОАО "ВымпелКом" возложена обязанность по приведению в соответствие с п. 3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03 размера шрифта текста Договора об оказании услуг связи "Билайн" для обеспечения удобочитаемости текса Договора в срок до 29 мая 2009 года. Документы, подтверждающие выполнение данного предписания, представить в срок до 30 мая 2009 года в Управление Роспотребнадзора по Курганской области.
Считая, что вынесенное предписание не соответствует закону и нарушает права заявителя, ОАО "Вымпел-Коммуникации" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает законные права и интересы заявителя
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться с заявлением о признании незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что решение и действие не соответствуют закону и (или) иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В порядке, предусмотренном пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно руководствовался Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), которым определены права потребителей. Содержание этих прав составляют, прежде всего, право потребителей на приобретение доброкачественных и безопасных товаров, работ, услуг, а также права, связанные с заключением и исполнением соответствующих договоров.
Основной задачей представления необходимой и достоверной информации о товаре, работе, услуге является ее полнота и обеспечение возможности его компетентного (правильного) выбора (статья 10 Федерального закона "О защите прав потребителей").
Согласно ст. 8 Закона о защите прав потребителей такая информация в наглядной доступной форме доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договора о выполнении работ, оказании услуг. Поскольку указанное непосредственно связано с представлением потребителю полной информации, обеспечивающей возможность правильного выбора, мелкий шрифт договора крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора, что не позволяет потребителю получить полную информацию и сделать правильный выбор.
Согласно требованиям п.1 ст.44 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуги связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи" защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель является оператором по оказанию услуг подвижной связи, в связи с чем, между заявителем и абонентами заключаются типовые договоры на предоставление услуг связи "Билайн". В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор об оказании услуг связи является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор заключается в письменной форме в 2 экземплярах и подписывается сторонами. Договор, заключаемый с гражданами, является публичным договором (п.15 указанных Правил).
Как правильно указал суд в своем решении, на основании ст. 732 ГК РФ, применяемой к договору возмездного оказания услуги, исполнитель обязан до заключения договора возмездного оказания услуг предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию об услуге, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Отсюда следует, что закон устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (услуге) является обеспечение возможности компетентного выбора потребителя.
Условия об оказании услуг связи содержатся в договоре, оформленном в письменном виде.
Апелляционная инстанция считает обоснованной ссылку суда первой инстанции на Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых. СанПиН 1.2.1253-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2003 г. разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).
Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления (пункт 1.3.). Санитарные правила распространяются на издания книжные текстовые (далее издания) для взрослых читателей от 18 лет и старше (пункт 1.4.).
Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью (пункт 1.6.).
Данные правила могут распространяться на заключаемые публичные договоры.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтвержден факт затруднения восприятия предоставляемой обществом информации об условиях договора в связи с тем, что большая часть информации в договоре изложена неудобочитаемым излишне мелким шрифтом, высота букв текста - 1мм. При этом обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что договор об оказании услуг связи "Билайн" необходимо отнести к изданиям второй категории (официальные), и к нему должны предъявляться те же требования, в рассматриваемом случае в соответствие с п. 3.2.4 СанПиН 1.2.1253-03 размера шрифта текста договора об оказании услуг связи "Билайн" для обеспечения удобочитаемости текса договора.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют нарушения прав ОАО "ВымпелКом" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и оспариваемое предписание принято в пределах полномочий управления Роспотребнадзора по Курганской области, соответствует действующим нормам законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21.07.2009 по делу N А34-2671/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2671/2009
Истец: ОАО "Вымпел-Коммуникации"- Курганский филиал, ОАО "Вымпел-Коммуникации"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7829/2009