г. Челябинск |
Дело N 18АП-7279/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Ермолаевой Л.П. и Богдановской Г.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства "Горнолыжный комплекс "Завьялиха"
на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009
по делу N А76-8806/2009 (судья Ваганова В.В.),
при участии:
от некоммерческого партнерства "Горнолыжный комплекс "Завьялиха" - Печуриной И.Ю. (доверенность от 03.07.2008),
от администрации г. Трехгорного - Громенко А.Ю. (доверенность от 09.06.2009),
от Комитета по управлению имуществом администрации г. Трехгорного - Соколовой С.В. (доверенность от 01.07.2009),
УСТАНОВИЛ
некоммерческое партнерство "Горнолыжный комплекс "Завьялиха" (далее - НК "ГЛК "Завьялиха", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г. Трехгорного (далее - администрация, ответчик) о признании недействительным постановления главы администрации г. Трехгорного от 09.04.2009 N 118 "О признании утратившим силу муниципальных правовых актов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом администрации г. Трехгорного (далее - Комитет, третье лицо).
Решением от 06.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней НК "ГЛК "Завьялиха" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда о несоответствии заявления истца о предоставлении земельных участков требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации ошибочен, как и вывод о невозможности предоставления земельных участков в аренду на срок 49 лет; судом неправомерно не принят во внимание порядок предоставления земельных участков, установленный п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации; при издании оспариваемого акта исполняющий обязанности главы администрации г. Трехгорный вышел за пределы своих полномочий, поскольку постановление главы города могло быть отменено только им самим.
Администрация не согласилась с доводами апелляционной жалобы, представила возражения, в которых просит оставить решение без изменения, указывая на то, что п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае неприменим, поскольку предоставление земельных участков предполагалось с предварительным согласованием места объекта, без проведения аукциона; земельный участок площадью 5 700 кв.м. не был поставлен на кадастровый учёт, но при этом неправомерно разделён на 30 участков под строительство объектов инфраструктуры горнолыжного комплекса; оспариваемое постановление принято надлежащим органом местного самоуправления; отмененное оспариваемым актом постановление было оформлено ненадлежащим образом. Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем в апелляционной жалобе указаны не заявленные ранее основания заявленных требований.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё.
Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные представителем ответчика, указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, оснований для отмены или изменения решения не находит.
Как следует из материалов дела, 01.08.2008 НП "ГЛК "Завьялиха" обратилось к главе администрации г. Трехгорного с заявлением о предоставлении трех земельных участков общей площадью 80 га с предварительным согласованием места размещения объектов инфраструктуры. Место расположения испрашиваемых участков указано на схеме, приложенной к заявлению (т. 1, л. д. 33-34).
Постановлением главы г. Трехгорного от 29.10.2008 N 1036 утверждена схема расположения земельного участка для строительства объектов инфраструктуры НП "ГКЛ "Завьялиха" площадью 57 000 кв.м и акт о выборе земельного участка для строительства объектов инфраструктуры площадью 57 000 кв.м. расположенного на землях населенных пунктов в Челябинской области, г. Трехгорный, примерно в 100 м. по направлению на север от здания "Нижний приют", расположенного по адресу ул. Горная, 5/2. (т. 1, л. д. 35, 37-38)
02.02.2009 главой г. Трехгорного подписано постановление N 74 "О предоставлении земельных участков в аренду НП "ГЛК "Завьялиха" для строительства объектов инфраструктуры ГЛК "Завьялиха" (далее - постановление главы от 02.02.2009 N 74), согласно которому заявителю сроком на 49 лет предоставлено в аренду 29 земельных участков, расположенных по направлениям на север, северо-запад, северо-восток от здания "Нижний приют" по адресу: Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Горная, 5/2 (т. 1, л. д. 7-9).
02.02.2009 между Комитетом (арендодатель) и НК "ГЛК "Завьялиха" (арендатор) подписаны договоры аренды указанных 29 земельных участков (т. 1, л. д. 141-144, л. д. 147-150; т. 2, л. д. 1- 4, 7-10, 13-16, 19-22, 25-28, 31- 34, 37-40, 43-46, 49-52, 55-58, 61-64, 67-70, 73-76, 79-82, 85-88, 91-94, 97-100, 103-106,109-112, 115-118, 121-124, 127-130, 133-136, 139-142, 145-148, 151-154, 157-160, 163-166).
В установленном законом порядке договоры не зарегистрированы.
Постановлением главы г. Трехгорного от 16.02.2009 N 128 "О предоставлении земельного участка в аренду НП "ГЛК "Завьялиха" для строительства объекта инфраструктуры ГЛК "Завьялиха" заявителю предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 13 237 кв.м. с кадастровым номером 74:42:020703:15, расположенный в Челябинской области, г. Трехгорный, примерно в 150 м. по направлению на северо-запад от здания "Нижний приют" по адресу ул. Горная. 5/2, для строительства объекта инфраструктуры (т. 3, л. д. 32).
Постановлением главы администрации г. Трехгорного от 23.03.2009 N 50 в постановление главы города от 29.10.2008 N 1036 внесены следующие изменения: утверждены схемы расположения 30 земельных участков на кадастровом плане квартала 74:42:020703 Трехгорного городского округа из земель населенных пунктов для строительства объектов инфраструктуры ГЛК "Завьялиха"; утверждены 30 актов выбора земельного участка для строительства объектов инфраструктуры ГЛК "Завьялиха" (т. 1, л. д. 39-42).
Указанные схемы и акты выбора представлены в материалы дела (т. 1, л. д. 43-72, 73-136).
Постановлением главы администрации г. Трехгорного N 118 от 09.04.2009 постановления от 29.10.2008 N 1036, от 02.02.2009 N 74, от 23.03.2009 N 50 признаны утратившими силу (т. 1, л. д. 6).
Полагая, что указанное постановление является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, НП "ГЛК "Завьялиха" 05.05.2009 обратилось в суд с настоящим требованием.
18.06.2009, постановлением главы администрации г. Трехгорного N 451, в обжалуемое постановление от 09.04.2009 N 118 внесены изменения: в названии и п. 1 постановления слова "признать утратившими силу" заменены на слово "отменить" (т. 4, л. д. 7).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление истца о предоставлении земельных участков не соответствует установленным ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации требованиям; постановление от 29.10.2008 N 1036 неправомерно не содержит сведений для строительства каких именно объектов предполагается представление земельных участков; земельные участки не могут быть предоставлены в аренду для строительства на срок 49 лет, поскольку этот срок будет явно превышать срок строительства, предусмотренный строительной документацией, что, в свою очередь, приведет к нарушению целевого использования земельного участка; издавая оспариваемое постановление глава администрации г. Трехгорного воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 названного закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими их.
Таким образом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, независимо от того, что законодательство об органах местного самоуправления не содержит сроков, в течение которых может быть вынесено решение об отмене ранее принятого ненормативного акта.
Как усматривается из материалов дела, отмененные акты были прияты с нарушением норм земельного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В нарушение названной нормы заявление НП "ГЛК "Завьялиха" о предоставлении земельных участков не содержит указанных сведений, а значит, надлежащее основание для предоставления земельных участков заявителю и вынесения соответствующих постановлений, отсутствовало.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В данном случае, при принятии постановлений от 02.02.2009 N 74 "О предоставлении земельных участков в аренду НП "ГЛК "Завьялиха" для строительства объектов инфраструктуры ГЛК "Завьялиха" и от 16.02.2009 N 128 "О предоставлении земельного участка в аренду НП "ГЛК "Завьялиха" для строительства объекта инфраструктуры ГЛК "Завьялиха" орган местного самоуправления не располагал кадастровыми паспортами передаваемых в аренду земельных участков.
При таких обстоятельствах, когда основания для принятия спорных постановлений муниципальным органом г. Трехгорного отсутствовали, судом первой инстанции сделан верный вывод о правомерной реализации главой администрации права на отмену ранее вынесенных актов, предусмотренного ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы подателя апелляционной жалобы о соответствии заявления истца о предоставлении земельных участков требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются как противоречащие вышеизложенному.
Указание на порядок предоставления земельных участков, установленный п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдённый, по мнению заявителя, НП "ГЛК "Завьялиха", необоснованно, поскольку положения данного пункта, предусматривающего предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, не относятся к рассматриваемому случаю и не могут быть применены.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности предоставления земельных участков в аренду на срок 49 лет, в связи с чем соответствующая ссылка заявителя отклоняется.
Довод НП "ГЛК "Завьялиха" о том, что при издании оспариваемого акта исполняющий обязанности главы администрации г. Трехгорный вышел за пределы своих полномочий, проверен и признаётся судом необоснованным в связи с наличием у принявшего постановление лица соответствующих полномочий, подтверждённых имеющимся в материалах дела распоряжением о назначении Кондакова С.С. временно исполняющим обязанности главы администрации г. Трехгорный от 26.03.2009 N 14 "лс".
В соответствии с п.85 Устава г.Трехгорного структуру органов местного самоуправления составляют глава Трехгорного городского округа и администрация Трехгорного городского округа.
До изменений, вступивших в законную силу 06.03.2009, с момента прекращения полномочий Собрания депутатов принявших решение об изменении структуры органов местного самоуправления, на основании п.3 раздела 2 Изменений и дополнений в Устав г.Трехгорного, принятых решением Собрания депутатов т.Трехгорного N 60 от 24.06.2008, главой администрации руководил глава города (п.124 Устава города).
С 06.03.2009 в соответствии с п. 113 и 125 Устава города (в ред. от 24.06.2008) глава города входит в состав Собрания депутатов с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, а администрацией города руководит глава администрации единолично.
В силу п.13 статьи 127 Устава города в компетенции администрации города в сфере использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей природной среды находятся полномочия по обеспечению выбора земельных участков для строительства, предоставление земельных участков, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Следовательно, именно в компетенции администрации г.Трехгорного относятся полномочия по обеспечению выбора земельных участков для строительства и предоставление земельных участков.
Решения администрации оформляются правовым актом, подписываемым руководителем данного органа местного самоуправления.
В пункте 145 Устава города (в ред. от 24.06.2008) указано, что в систему муниципальных правовых актов, кроме прочих, входят постановления и распоряжения главы города, главы администрации города, иных органов местного самоуправления.
До изменений, внесенных в статью 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивших в законную силу 30.12.2008, в систему муниципальных правовых актов входили правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации и пр.
Таким образом, правовые акты по вопросам местного значения уполномочены принимать органы местного самоуправления, в компетенции которых находятся соответствующие полномочия, в лице своих руководителей (главы администрации города).
Следовательно, в силу закона и нормативных правовых актов органов местного самоуправления г.Трехгорного, глава администрации, принявший оспариваемое постановление, действовал не от своего имени лично, а от имени органа местного самоуправления (п.6 статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), которое он возглавляет и в компетенцию которого входят соответствующие полномочия.
Таким образом, при разрешении спора суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал им верную правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 по делу N А76-8806/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Горнолыжный комплекс "Завьялиха" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8806/2009
Истец: Некоммерческое партнерство Горнолыжный комплекс "Завьялиха"
Ответчик: Администрация г. Трехгорного
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации г. Трехгорного
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7279/2009