г. Челябинск |
|
"13" октября 2009 г. |
Дело N А07-14722/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2009
по делу N А07-14722/2009 (судья Валеев К.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УфаПлат" (далее - заявитель, общество, ООО "УфаПлат") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) N 04-09/242 от 30.06.2009 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 50000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.08.2009 по настоящему делу заявленное требование удовлетворено, постановление N 04-09/242 от 30.06.2009 о назначении административного наказания, вынесенное административным органом о привлечении ООО "УфаПлат" к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ отменно.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что судом нарушены нормы материального права и выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ явился факт отсутствия системы внутреннего контроля в ООО "УфаПлат". Заинтересованное лицо также считает, что правонарушение, выразившееся в непринятии в течение длительного времени организационных мер, направленных на создание системы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является длящимся, поэтому постановление о назначении административного наказания от 30.06.2009 N 04-09/242 было вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, просит оставить без изменения решение суда, считает, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08.11.2007 года между ООО "УфаПлат" (Агент), АКБ "Русинвестклуб" (ЗАО) (Расчетный банк) и ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (Оператор системы) заключен трехсторонний договор о приеме платежей агентом N 1000078/2241.
В договоре указано, что Агент (ООО "УфаПлат"), присоединившийся к Правилам работы Системы и ставший Участником Системы, Расчетный Банк (каждый в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего договора) обязуются по поручению соответствующих Провайдеров за вознаграждение совершать юридические и иные действия, направленные на обеспечение информационного, технологического, расчетного взаимодействия между Плательщиками и Участниками Системы при приеме платежей.
В соответствии со ст.13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - "Закон") агент от своего имени, но за счет Расчетного Банка осуществляет банковские операции, указанные в пункте 9 части 1 статьи 5 Закона, в части принятия наличных денежных средств от Плательщиков в целях осуществления Расчетным банком операций по переводу денежных средств по поручению Плательщиков без открытия банковских счетов; по поручению Оператора Системы организует сбор Платежей в пользу Провайдеров и перечисление для дальнейшей обработки транзакций Оператором Системы.
Расчетный банк осуществляет перевод принятых Агентом от Плательщиков денежных средств в пользу Провайдеров Системы, а также все иные виды банковских операций для Участников Системы, в соответствии с Лицензией на совершение банковских операций N 2241.
Договором предусмотрено соблюдение требований, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Соответствующим соглашением должны быть урегулированы гражданско-правовые отношения между тремя сторонами: организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих физическим лицам услуги или выполняющей для них работы; организации, не являющейся кредитной, принимающей наличные денежные средства от физических лиц в оплату данных услуг (работ) и передающей эти денежные средства кредитной организации; кредитной организации, переводящей эти денежные средства в пользу организации или индивидуального предпринимателя, оказавших услуги (выполнивших работы).
Подписав данное соглашение, в данном случае трехсторонний договор от 08.11.2007 N 1000078/2241, ООО "УфаПлат" автоматически определило себя лицом, оказывающим услуги.
На основании приказа от 10.06.2009 N 118 Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу проведена проверка ООО "УфаПлат" по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в ООО "УфаПлат" на учет в Росфинмониторинге не состоит, в ООО "УфаПлат" не разработаны правила внутреннего контроля, не назначено должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию указанных программ.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 19.06.2009 N 76 и протокол об административном правонарушении от 19.06.2009 N 04-09/242, в котором зафиксирован факт совершения ООО "УфаПлат" правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании материалов проверки 30.06.2009 управлением вынесено постановление N 04-09/242 о привлечении ООО "УфаПлат" к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности и из малозначительности совершенного административного правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу ч.1, 2 ст. 2.1.КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", регулирующего отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, ломбарды отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Статьей 4 Федерального закона предусмотрены меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Одной из таких мер являются обязательные процедуры внутреннего контроля.
Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона Правительством РФ было вынесено Постановление от 08.01.2003 года N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
Пунктом 1 данного Постановления установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Утвержденные правила представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения (п. 2 названного Постановления).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что правила внутреннего контроля обществом не разработаны, специальное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ в ООО "УфаПлат" не назначено, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом РФ в п. 14 Постановления N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Следовательно, такое правонарушение считается оконченным с момента истечения срока исполнения соответствующей обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение в сфере определенных отраслей законодательства, в том числе о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "УфаПлат" было зарегистрировано 08.05.2007 следовательно, встать на учет в государственном органе, разработать и утвердить правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо должно было не позднее 08.06.2007, между тем, постановление о привлечении ООО "УфаПлат" к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ вынесено Управлением 30.06.2009, что свидетельствует о пропуске управлением предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких условиях обоснованным является вывод суда первой инстанции о пропуске управлением срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2009 по делу N А07-14722/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14722/2009
Истец: ООО "УфаПлат"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу