г. Челябинск |
N 18АП-8958/2009 |
21 октября 2009 г. |
Дело N А07-14243/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия электрических сетей городского округа г. Салавата Республики Башкортостан
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2009 года
по делу N А07-14243/2009 (судья Халилов Р.М.),
при участии: от муниципального унитарного предприятия электрических сетей городского округа г. Салавата Республики Башкортостан - Войнова С.И. (доверенность N 953 от 01.09.2009, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие электрических сетей городского округа г. Салавата Республики Башкортостан (далее - заявитель, предприятие, МУП ЭС ГО г. Салавата) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решений от 18.06.2009 N N 65-А-65/18-09, 66-а-66/18-09, 67-А-67/18-09 о нарушении заявителем антимонопольного законодательства, и предписаний от 18.06.2009 NN 65-А-65/18-09, 66-а-66/18-09, 67-А-67/18-09 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24 августа 2009 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Заявитель не включен в реестр субъектов естественных монополий, а потому действия ст. 18 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) на него не распространяются.
При отборе финансовых организаций для заключения договоров страхования проведение открытых конкурсов или открытых аукционов обязательным для предприятия не является.
Принимая оспоренные решения и выдавая предписания в отношении заявителя, антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий.
При этом, суд, вынося решение, также оставил без внимания разъяснения Федеральной антимонопольной службы России, определяющие, в отношении каких субъектов естественных монополий применяются положения ст. 18 Закона N 135-ФЗ.
Вопросы раскрытия информации, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касаются субъектов естественных монополий, включенных в реестр, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Антимонопольный орган представил письменный отзыв, по мотивам которого отклонил доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители управления не явились, УФАС представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей управления.
В судебном заседании представитель МУП ЭС ГО г. Салавата поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя УФАС, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании ст. ст.24, 25 Закона N 135 и в соответствии с приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 14.04.2009 N 50, в период с 15.04.2009 по 17.04.2009 управлением проведено контрольное мероприятие за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке передачи электрической энергии предприятием. Проверяемый период: 2008 год - 1 квартал 2009 года.
На основании анализа договоров оказания финансовых услуг для заявителя проверка показала следующее: договор страхования ответственности товаропроизводителей, продавцов, исполнителей работ, услуг N 2708ОЬ0002Т от 17.04.2008 с ОАО "СОГАЗ", договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств N 263-55-222-08 от 01.12.2008 с ООО "Росгосстрах-Аккорд" и договор медицинского страхования граждан (программа добровольного медицинского страхования "Клещевой инцефалит") N 0878Д640000034т от 06.05.2008 с Салаватским отделением Уфимского филиала ОАО "Военно-страховая компания" управлением сделан вывод о том, что данные договора заключены без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, следовательно, с нарушением ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ.
Управлением на основании материалов проверки вынесены решения N N 65-А-65/18-09, 66-А-66/18-09, 67-А-67/18-09 от 18.06.2009 о нарушении предприятием антимонопольного законодательства и предписания N N 65-А-65/18-09, 66-А-66/18-09, 67-А-67/18-09 от 18.06.2009 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Посчитав, что решения и предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы, предприятие обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из обоснованности и законности оспоренных решений и предписаний.
Выводы суда являются верными, обоснованными и основанными на правильном применении норм права.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Таким образом, согласно статьям 198, 201 АПК РФ для признания незаконными ненормативных правовых актов государственных органов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых актов законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанными актами прав и законных интересов заявителя.
Доводы подателя апелляционной жалобы арбитражным апелляционным судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам; личное страхование, в том числе медицинское страхование; страхование ответственности и т.п.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Уставом предприятия одним из видов деятельности является эксплуатация электрических сетей.
Согласно договору N 107/505/30-Ю от 14.05.2008, заключенного между МУП Электрических сетей городского округа город Салават Республики "Башкортостан и ОАО "Башкирэнерго", основным видом деятельности заявителя является передача электроэнергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии относятся к естественно монопольным видам деятельности. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Закона N 147-ФЗ).
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (ч. 5 Закона N 135-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 8 Закона N 147-ФЗ субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях, согласно требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона N 135-ФЗ субъекты естественной монополии занимают доминирующее положение на рынке определенного товара, услуг.
Следовательно, является обоснованным утверждение суда о том, что предприятие является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии.
Доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции по указанным выше основаниям как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, в том числе территориальными пределами, определяются ст. 5 Закона N135-ФЗ.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и предприятием не оспаривается, договор страхования ответственности товаропроизводителей, продавцов, исполнителей работ, услуг N 2708ОЬ0002Т от 17.04.2008 с ОАО "СОГАЗ", договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств N 263-55-222-08 от 01.12.2008 с ООО "Росгосстрах-Аккорд" и договор медицинского страхования граждан (программа добровольного медицинского страхования "Клещевой инцефалит") N 0878Д640000034т от 06.05.2008 с Салаватским отделением Уфимского филиала ОАО "Военно-страховая компания", заключены без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Кроме того, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" внесены изменения, на основании которых в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, в том те сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В соответствии со ст.31 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вышеуказанные нормы настоящего Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, предприятие, являясь субъектом естественной монополии, должно было провести отбор страховой организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг и при определении необходимости заключения договоров по приобретению финансовых услуг для предоставления возможности участия физических и юридических лиц, обеспечения добросовестной конкуренции, а также обеспечения гласности и прозрачности обязан обеспечить свободный доступ к информации и к участию страховых организаций в открытом конкурсе или открытом аукционе в соответствии с положениями Федерального закона.
На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении предприятием требований ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ, а значит правильно установил соответствие оспоренных решений и предписаний УФАС закону, отсутствие нарушений этими ненормативными правовыми актами прав и законных интересов предприятия в соответствующей сфере деятельности, в связи с чем, заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции по указанным выше основаниям и мотивам.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба МУП ЭС ГО г. Салавата удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2009 года по делу N А07-14243/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия электрических сетей городского округа г. Салавата Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14243/2009
Истец: МУП Электрических сетей городского округа г. Салавата
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по РБ