Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 ноября 2006 г. N КГ-А40/10665-04-П
(извлечение)
Минфин РФ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к УМНС по г. Москве и ЗАО "Объединение "Госфонд" о признании недействительным договора от 12 февраля 2002 г. "О порядке приемки, перевозки, оценки, хранения и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", заключенного между ответчиками, в части передачи, оценки и реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, с момента его заключения; признании также недействительным пункта 5.1 указанного договора в части превышения размера комиссионного вознаграждения более 5%.
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый договор ничтожен как противоречащий Постановлению Правительства РФ от 19.04.2002 г. N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства", которым Правительство Российской Федерации наделило исключительно Российский фонд федерального имущества функциями специализированной организации по реализации имущества, обращенного в собственность государства.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Российский фонд федерального имущества (РФФИ), и ИМНС РФ N 29 по ЗАО г. Москвы).
До принятия решения, истец уточнил исковые требования и просил признать недействительными (ничтожными) пункты 1.1. 4.12, 4.13, 5.2, 5.3 и 5.4 договора от 12 февраля 2002 г., заключенного между УМНС по г. Москве и ЗАО "Объединение "Госфонд".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 декабря 2003 г. по делу N А40-39780/03-6-240 в иске отказано на том основании, что иск заявлен органом, не уполномоченным на совершение данных процессуальных действий.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2004 г. N КГ-А40/1005-04 решение от 3 декабря 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-39780/03-6-240 отменено и дело передано на новое рассмотрение.
Кассационная инстанция указала на необходимость разрешения вопроса о полномочиях истца и ответчика, исходя из обстоятельств дела и положений действующих нормативных правовых актов.
Решением от 20.05.2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2004 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-39780/03-6-240 исковые требования удовлетворены и признаны недействительными в силу ничтожности пункты 1.1, 4.12, 4.13, 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 Договора от 12.02.2002 г. "О порядке приемки, перевозки, оценки, хранения и реализации конфискованного, безхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" в части реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, перешедшего к государству.
В кассационной жалобе на решение от 20.05.2004 г. и постановление от 30.07.2004 г. Управление МНС России по г. Москве просит указанные судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права и, в первую очередь, Указа Президента РФ от 31.12.91 г. N 340, ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьи 125 ГК РФ.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления МНС России по г. Москве доводы кассационной жалобы поддержал по указанным в ней основаниям.
Представитель ИМНС N 29 по ЗАО г. Москвы заявил о своем согласии с кассационной жалобой.
Представитель Минфина РФ просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
После выступления представителя Министерства финансов РФ, представившего суду копию письма Заместителя министра от 15.11.2004 г. N 08-04-14/9780, содержащего указание УМНС по г. Москве об отказе от кассационной жалобы, представителем УМНС по г. Москве заявлено ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Ходатайство судом рассмотрено и отклонено, поскольку указанные обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании.
Российский фонд федерального имущества ЗАО "Объединение "Госфонд" представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили. О времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещены.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее и проверив в соответствии со ст. 286 АПК РФ правильность применениями норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для их отмены.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций исходили из того, что решения Раменского городского суда Московской области от 11.01.2002 г. и от 15.11.2002 г. о передаче в федеральную собственность безхозяйного имущества вынесены по заявлениям Министерства финансов РФ. Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2000 г. N 980 и от 19.04.2002 г. N 260 функциями по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов и ли актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению конфискованным движимым бесхозяйнным имуществом, наделен исключительно Российский фонд федерального имущества.
Указанные Постановления Правительства РФ приняты в соответствии с полномочиями Правительства РФ, определенными ст. 114 Конституции РФ, к основному из которых отнесено управление федеральной собственностью.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о недействительности условий договора, заключенного между УМНС по г. Москве и ЗАО "Объединение "Госфонд", которыми обязанность по реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, возложена на ЗАО "Объединение "Госфонд" являются правильными.
Кассационная инстанция соглашается и с выводом суда о том, что поскольку денежные средства, полученные от реализации бесхозяйного, имущества должны поступать в федеральный бюджет РФ, исковые требования о признании недействительными вышеуказанных пунктов договора от 12.02.2002 г. правомерно предъявлены Минфином РФ, который является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, судом установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Кассационной инстанцией не усматривается нарушений применения норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии обжалуемых судебных актов и могущих служить основанием для их отмены.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и основанные на неправильном толковании, действовавших на момент заключения оспариваемого договора, нормативных правовых актов.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 20.05.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 30 июля 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-39780/03-6-240 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления МНС России по г. Москве без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2006 г. N КГ-А40/10665-04-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании