город Тула |
|
22 октября 2009 г. |
Дело N А54-2346/2009-С5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 4 по Рязанской области
на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01 июля 2009 года
по делу N А54-2346/2009 С5 (судья Шуман И.В.),
принятое по заявлению ООО "Союз"
к МИФНС России N 4 по Рязанской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.04.2009 N 14-24/000048
при участии:
от заявителя: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - ООО "Союз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.04.2009 N 14-24/000048.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителей стороны не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 25 марта 2009 года должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 4 по Рязанской области, на основании поручения от 25.03.2009 N 248, проведена проверка ООО "Союз" на предмет соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По окончании проверки составлен акт от 25.03.2009 N 4295, копия которого вручена главному бухгалтеру ООО "Союз" Терениной Т.А.
В акте зафиксирован факт неприменения контрольно-кассовой техники за период с 01.01 .2009 по 25.03.2009.
Всего за указанный период в акте от 25.03.2009 N 4295 отражено восемь фактов неприменения контрольно-кассовой техники, а именно: 04.02.2009, 05.02.2009, 06.02.2009, 20.02.2009, 25.02.2009, 03.03.2009, 10.03.2009, 23.03.2009, выявленных по приходным кассовым ордерам.
По каждому из фактов неприменения контрольно-кассовой техники (за исключением тех, по которым прошел срок давности привлечения к административной ответственности), налоговым органом составлены отдельные протоколы и вынесены отдельные постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
01.04.2009 налоговым органом в адрес ООО "Союз" направлено извещение N 14-24/2456 от 27.03.2009 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенное на 10 апреля 2009 года на 10час. 00 мин. Законный представитель Общества для составления протокола в налоговый орган не явился.
11.04.2009 налоговым органом в адрес законного представителя ООО "Союз" Вьюнова М.Д. сопроводительным письмом от 10.04.2008 N 14-24/2783 направлено извещение N 14-17/2778 от 10.04.2009 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенное на 15 апреля 2009 года на 16 час. 00 мин. Одновременно с этим сопроводительным письмом от 10.04.2009 N 14-24/2782 указанное извещение направлено в адрес ООО "Союз".
15.04.2009 в отношении ООО "Союз" при участии его законного представителя составлено пять протоколов по каждому из фактов неприменения ККТ за период с 04.02.2009 по 23.03.2009 (за исключением тех, по которым прошел срок давности привлечения к административной ответственности), в том числе и протокол об административном правонарушении N 14-24/000048.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 15.04.2009 N 14-24/000048, 10 марта 2009 года в селе Любовниково Сасовского района Рязанской области ООО "Союз" реализовало физическому лицу муку фуражную на общую сумму 402 руб. Сумма оприходована в кассу предприятия в Дт 50 счета. Данных о том, что за ООО "Союз" зарегистрирована контрольно-кассовая техника в налоговом органе не имеется. Согласно пояснениям главного бухгалтера ООО "Союз" Терениной Т.А. контрольно-кассовая техника в ООО "Союз" отсутствует. Законный представитель Общества Вьюнов М.Д. объяснений по протоколу не высказал, замечаний на протокол не принес.
Копия протокола вручена законному представителю ООО "Союз".
В тот же день (15.04.2009) законному представителю Общества вручено определение N 14-24/2906 от 15.04.2009 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенное на 28 апреля 2009 года на 11час. 00 мин.
К указанному в определении времени законный представитель ООО "Союз" в налоговый орган не явился.
Рассмотрев материалы административного дела, налоговый орган пришел к выводу о совершении Обществом пяти административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По каждому из них было принято постановление о привлечении общества к административной ответственности, в том числе и оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 28.04.2009 N 14-24/000048.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Союз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу частей 6 и 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного штрафа.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории всей Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ).
Исходя из системного анализа указанных норм, следует, что ответственность, предусмотренная ст.14.5 КоАП РФ, наступает за фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
В силу прямого указания ч.ч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется административное производство.
В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки сотрудниками Инспекции был обнаружен приходный кассовый ордер от 10.03.2009 N 25 на продажу муки фуражной на сумму 402 руб. физическому лицу - Колобову А.Г.
Вместе с тем непосредственно при осуществлении реализации сахара представители налогового органа не присутствовали, доказательств, зафиксировавших указанный факт, Инспекция не имеет, и в судебное заседание не представила, что не отрицается ответчиком. Сотрудники правоохранительных органов для совершения проверочной закупки проверяющими ИФНС не привлекались.
Кроме того, как следует из доводов заявителя и подтверждается показаниями свидетелей (главного бухгалтера ООО "СОЮЗ" - Терениной Т.А. и кассира Лобзаевой Н.П.), отобранных судом первой инстанции, приходный кассовый ордер от 10.03.2009 на оплату за реализацию муки фуражной Колобову А.Г в сумме 402 руб. был выдан кассиром ошибочно. Денежные средства, внесенные в кассу Лариной О.С., в сумме 402 руб., фактически представляют собой заемные денежные средства, что также подтверждается данными бухгалтерского учета Общества.
При этом свидетели также пояснили, что мука фуражная 10.03.2009 Обществом не реализовывалась.
Согласно ч.2,3 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Вопреки названным требованиям в акте и протоколе отсутствуют сведения о лице, осуществившем покупку, а также о лице, осуществившем продажу товара за наличные денежные средства, он не указан в протоколе в качестве свидетеля, при установлении указанных обстоятельств отсутствовали понятые.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в нарушение требований ч.4 ст.210 АПК РФ налоговый орган не представил достаточных объективных доказательств обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "СОЮЗ" к административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы о том, что факт совершения административного правонарушения подтвержден объяснениями главного бухгалтера, данными к акту, и объяснениями директора ООО "СОЮЗ" не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Из объяснений бухгалтера ООО "СОЮЗ" - Терениной Т.А., зафиксированных в акте проверки от 25.03.2009 N 4295, усматривается только то, что ККТ у Общества отсутствует.
Директор Общества в объяснениях, данных в протоколе, также указал только на факт отсутствия ККТ.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "СОЮЗ" не доказало обстоятельства получения заемных средств от Колобова А.Г. также опровергается доказательствами, имеющимися в материалах дела: данными бухгалтерского учета Общества, сведениями о движении ТМЦ на складе, свидетельскими показаниями, пояснениями директора ООО "СОЮЗ".
Более того, в силу ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, а не на лицо, привлекаемое к ответственности.
Однако надлежащих доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, налоговым органом не представлено.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 01 июля 2009 года по делу N А54-2346/2009-С5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н.Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-2346/2009
Истец: ООО "Союз"
Ответчик: МИФНС России N4 по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4202/2009