9 ноября 2009 г. |
Дело N А19-9909/08-62 |
г. Чита |
Дело N А10-2263/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Клочковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ
на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2009 года по делу N А10-2263/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эксквизит плюс" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ
о признании недействительным решения N 3-805 от 27 марта 2009 года
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия
(суд первой инстанции: Дружинина О.Н.)
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества: не было (извещено);
от КУИ г. Улан-Удэ: Кузовлева А.А., начальник отдела по муниципальной собственности и земельным отношениям Правового управления Администрации г. Улан-Удэ, паспорт серии 81 03 N 835291, выдан ОВД Октябрьского района г. Улан-Удэ 6 февраля 2004 года, доверенность от 29 мая 2009 года N 137;
от УФРС: не было (извещено)
И УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксквизит плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 41-42), к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет, КУИ г. Улан-Удэ) о признании недействительным решения N 3-805 от 27 марта 2009 года. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2009 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комитетом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для отмены ранее принятых решений о предоставлении в аренду Обществу земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в нарушение пункта 2 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда первой инстанции не содержится ссылки на закон или другой нормативный правовой акт, который был нарушен Комитетом при вынесении оспариваемого решения. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не дана правовая оценка представленному в материалы дела решению Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2006 года по делу N А10-1218/06, принятому в отношении предоставленного Обществу земельного участка, а также факту осуществления Обществом на основании договора аренды с предпринимателем Васильевой А.С. предпринимательской деятельности на объекте, расположенном на данном земельном участке. КУИ г. Улан-Удэ считает, что на основании пункта 5.6.3 Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 25.01.2008 N 41, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации он вправе отменить собственное решение с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, в соответствии с положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении земельного участка может быть решен только после исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1218/06 и возвращении земельного участка Комитету по акту приема-передачи. В действиях Комитета не содержится нарушения норм статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку между КУИ г. Улан-Удэ и Обществом не возникли арендные отношения, так как договор аренды не прошел государственную регистрацию.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения. УФРС в ходатайстве о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя также просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
О месте и времени судебного заседания Общество и УФРС извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 17062564 и 17062557, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявив ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Комитета, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в КУИ г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 113 кв.м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пищевая, для размещения временного объекта мелкорозничной торговой сети (павильон с остановочным комплексом).
Комитет опубликовал информацию о возможном и предстоящем предоставлении данного земельного участка для размещения временных сооружений, без права возведения капитальных строений в газете "Правда Бурятии" N 50 от 13 ноября 2008 года (л.д. 9).
Решением N СР-233 от 31 декабря 2008 года КУИ г. Улан-Удэ утвердил схему расположения земельного участка (л.д. 10).
Решением N 3-482 от 18 февраля 2009 года Комитет предоставил Обществу в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 03:24:031703:7, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пищевая, для размещения временного объекта мелкорозничной торговой сети (павильон с остановочным комплексом) (л.д. 11).
18 февраля 2009 года Комитет заключил с Обществом договор аренды земельного участка N 45 сроком на пять лет (л.д. 12-14), на основании которого составлен Акт приема-передачи земельного участка (л.д. 15).
26 марта 2009 года Общество подало документы на государственную регистрацию указанного договора аренды в УФРС, что подтверждается распиской в получении документов (л.д. 18).
27 марта 2009 года Комитет принял решение N 3-805 (л.д. 8), которым признал утратившими силу свои решения от 31 декабря 2008 года N СР-233 и от 18 февраля 2009 года N 3-482 "в целях приведения в соответствие с действующим законодательством и с учетом решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2006 года".
На основании данного решения государственная регистрация договора аренды N 45 от 18 февраля 2009 года была приостановлена, о чем Общество было извещено уведомлением УФРС N 01/055/2009-329 от 25 мая 2009 года (л.д. 62-63).
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности решения КУИ г. Улан-Удэ от 27 марта 2009 года N 3-805 правильными, исходя из следующего. На основании части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления такого заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
В г. Улан-Удэ предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с пунктами 3.2.1-3.2.7 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (далее - Положение о предоставлении земельных участков). Пунктом 3.2.2 Положения о предоставлении земельных участков предусмотрено, что Комитет определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в течение 10 дней на основании сведений градостроительной документации и решения городской межведомственной комиссии по определению целесообразности размещения нестационарного торгового объекта на территории г. Улан-Удэ, созданной на основании постановления Администрации г. Улан-Удэ от 29.07.2008 N 372, в случае если земельный участок испрашивается в целях размещения объекта торговли.
В соответствии с пунктами 5.2 и 5.3 Положения о городской межведомственной комиссии по определению целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 29.07.2008 N 372, предусмотрено, что в день подачи юридическими лицами или гражданами заявления о предоставлении земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта Комитет предоставляет информацию на рассмотрение названной межведомственной комиссии. Межведомственная комиссия в течение семи дней на основании информации, полученной от Комитета, принимает решение о целесообразности либо нецелесообразности размещения объекта и направляет протокол заседания комиссии в Комитет. Согласно пункту 3.2.3 Положения о предоставлении земельных участков в случае возможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей КУИ г. Улан-Удэ размещает объявление в официальном источнике опубликования о возможном и предстоящем предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, и указании на возможность заинтересованных лиц обратиться с заявлением о приобретении земельного участка установленной формы. После опубликования информации о возможном и предстоящем предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, КУИ г. Улан-Удэ письменно информирует заявителя о возможности предоставления земельного участка.
Пунктом 3.2.4 названного Положения предусмотрено, что по истечении 14 дней с момента опубликования информации о возможном и предстоящем предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, граждане и юридические лица имеют право на обращение в недельный срок в КУИ г. Улан-Удэ с заявлением о приобретении земельного участка.
Заявление должно быть оформлено в соответствии с утвержденной Комитетом формой. В заявлении должно быть указано:
- цель использования земельного участка; - предполагаемое местоположение земельного участка;
- предполагаемые размеры земельного участка; - испрашиваемое право на землю.
Если по истечении 14 дней с момента опубликования информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка поступило одно заявление о приобретении земельного участка, КУИ г. Улан-Удэ формирует пакет документов для передачи в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ для изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и обеспечивает ее утверждение в месячный срок с момента подачи заявления (пункт 3.2.5.2 Положения о предоставлении земельных участков).
На основании пунктов 3.2.6 и 3.2.7 Положения о предоставлении земельных участков в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта заявителем испрашиваемого земельного участка Комитет принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо о его передаче в аренду и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается КУИ г. Улан-Удэ в недельный срок после предоставления заявителем решения о предоставлении земельного участка и кадастрового паспорта земельного участка.
Суд апелляционной инстанции полагает, что факт принятия Комитетом решений от 31 декабря 2008 года N СР-233 и от 18 февраля 2009 года N 3-482 означает соблюдение данным органом процедуры предоставления Обществу спорного земельного участка, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и упомянутых выше нормативных правовых актов, применяющихся на территории г. Улан-Удэ. Признавая утратившими силу данные решения, Комитет в решении N 3-805 от 27 марта 2009 года сослался на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2006 года по делу А10-1218/06 (л.д. 19-24). Иных обоснований решение Комитета не содержит.
Между тем, как следует из содержания этого судебного акта, Арбитражный суд Республики Бурятия установил, что на основании постановления Администрации г. Улан-Удэ от 29 апреля 2004 года N 218 "О предоставлении земельных участков в аренду для размещения временных объектов мелкорозничной торговой сети" (л.д. 45-47) КУИ г. Улан-Удэ и предприниматель Васильева А.С. заключили договор аренды земельного участка N 457 от 13 мая 2004 года, расположенного по адресу: г. Улан - Удэ, ул. Пищевая, вблизи остановки трамвая, площадью 100 кв. м. (л.д. 48-52). Однако в установленном законом порядке договор аренды зарегистрирован не был, следовательно, является незаключенным, поэтому не влечет для сторон договора возникновение каких-либо прав и обязанностей. Суд обязал индивидуального предпринимателя Васильеву А.С. освободить земельный участок площадью 100 кв.м, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пищевая, вблизи остановки трамвая, занимаемый минимаркетом. Таким образом, указанный судебный акт принят в отношении индивидуального предпринимателя Васильевой А.С., то есть иного лица, которое в настоящее время этот земельный участок не занимает.
Следовательно, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2006 года по делу N А10-1218/06, не содержащее каких-либо выводов в отношении Общества и земельного участка с кадастровым номером 03:24:031703:7 площадью 113 кв.м., не могло являться основанием для принятия решения КУИ г. Улан-Удэ от 27 марта 2009 года N 3-805. Относительно довода Комитета о том, что он был правомочен отменить собственное решение и восстановить положение, существовавшее до принятия незаконного решения, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. В то же время на основании пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации решение о передаче в аренду земельного участка является основанием для заключения договора аренды земельного участка.
Земельный кодекс Российской Федерации, наделяя органы местного самоуправления соответствующими полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду (статьи 11, 29 и 34), не содержит положений о возможности отмены таких решений в административном порядке. При этом согласно пункту 1 статьи 46 этого Кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Положение о предоставлении земельных участков также не наделяет КУИ г. Улан-Удэ подобными правами. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на статью 60 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку подпункт 2 пункта 2 этой статьи предусматривает возможность приостановления (но не отмены) не соответствующих законодательству актов органов местного самоуправления. В рассматриваемом же случае, как уже отмечалось, решения Комитета от 31 декабря 2008 года N СР-233 и от 18 февраля 2009 года N 3-482 не противоречили федеральному и местному законодательству.
Пунктом 5.6.3 Положения о муниципальном учреждении "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ", утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ, предусмотрено полномочие Комитета по принятию решений во исполнение решений сессий Улан-Удэнского городского Совета депутатов, постановлений и распоряжений Администрации г. Улан-Удэ.
Однако решений или распоряжений названных органов, обязывающих КУИ г. Улан-Удэ отменить свои решения от 31 декабря 2008 года N СР-233 и от 18 февраля 2009 года N 3-482, заявителем апелляционной жалобы в материалы дела не представлено. С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Комитет не имел законных оснований для отмены ранее принятых решений, в соответствии с которыми Обществу был передан в аренду спорный земельный участок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоответствии решения суда первой инстанции требованиям пункта 2 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является обоснованным, поскольку в резолютивной части решения суда первой инстанции действительно не содержится указания на название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверено решение Комитета от 27 марта 2009 года N 3-805. Вместе с тем, в силу части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Отмеченное нарушение судом первой инстанции требований части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привело к принятию неправильного по существу решения. В рассматриваемом случае решение КУИ г. Улан-Удэ от 27 марта 2009 года N 3-805 противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и Положению о предоставлении земельных участков.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2009 года по делу N А10-2263/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2009 года по делу N А10-2263/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2263/09
Заявитель: ООО "Эксквизит плюс"
Ответчик: МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ
Третье лицо: УФРС по РБ
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4145/09