"10" ноября 2009 года |
|
г. Чита |
Дело N А19-9540/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.В. Желтоухова, Д.Н. Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Общества с ограниченной ответственностью горно-обогатительный комбинат "Мамслюда"
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2009 года по делу N А19-9540/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью горно-обогатительный комбинат "Мамслюда" к Управлению по недропользованию по Иркутской области
об оспаривании решений государственного органа, (суд первой инстанции Красько Б.В.);
при участии в заседании:
от заявителя ООО ГОК "Мамслюда": не было - извещен;
от заинтересованного лица Управления по недропользованию по Иркутской области: не было - извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью горно-обогатительный комбинат "Мамслюда" (далее - Общество, ООО ГОК "Мамслюда") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению по недропользованию по Иркутской области (далее - Управление, Иркутскнедра) о признании незаконными приказов от 26 марта 2009 г. N N 58-61 о досрочном прекращении права пользования недрами на гольце "Довгокитский" Чуйского рудничного поля по лицензии ИРК 02359 ТЭ, на гольце "Осенний" Мочекитского рудничного поля по лицензии ИРК 02361 ТЭ, на гольце "Чужой" Олонгринского рудничного поля по лицензии ИРК 02363 ТЭ, на гольце "Крутой" Кочектинского рудничного поля по лицензии ИРК 02362 ТЭ и просит обязать Иркутскнедра устранить допущенные нарушения путем возобновления действий вышеуказанных лицензий.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2009 года в удовлетворении требований Обществу отказано. Как следует из судебного акта основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о доказанности факта нарушения Обществом существенных условий лицензий ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ на право пользования недрами, являющиеся в силу пунктов 2 и 8 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) основанием для прекращения права пользования недрами, и соблюдение установленного порядка досрочного прекращения права пользования недрами.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить как необоснованное, противоречащее нормам материального и процессуального права, просит принять по делу новый судебный акт, указывает на то, что суд в нарушение пункта 4 статьи 71 АПК РФ не исследовал и не дал оценку причинам нарушения условия лицензии возможности устранения этих нарушений. Суд не учел, что право пользования недрами предоставлено Обществу в порядке, предусмотренном статьи 17-1 Закона РФ "О недрах" в связи с приобретением имущественного комплекса предприятия-банкрота ГУП ГОК ОТКЗ "Мамслюда" и длительное оформление регистрации права собственности на объект явилось объективной причиной, не зависящей от воли Общества как владельца лицензии, по которой заявитель не смог приступить к непосредственной добыче полезных ископаемых в рамках выданных лицензий: в отсутствие государственной регистрации прав на предприятие не мог вступать в отношения с третьими лицами по оформлению лесного участка в аренду, - а отсутствие непосредственно добычи полезных ископаемых по истечение 3-х лет с момента выдачи лицензии в соответствии с Законом о недрах не является безусловным основанием прекращения права пользования лицензиями, поэтому не может являться существенным нарушением условий пользования лицензиями. Длительность оформления необходимых для начала производства работ на неосвоенных участках документов и процесс оформления этих документов объективно не зависит от владельца лицензий, что не позволило заявителю по уважительной причиной своевременно приступить к добыче полезных ископаемых. Кроме того, лицензиями предусмотрен достаточно продолжительный срок для реализации предусмотренных в них прав.
Вывод суда об отсутствии проектов на отработку жил на гольцах Чужой, Крутой, Осенний, Решающий, Довгокитский опровергается планами горных работ и нормативных потерь на 2006 год, на 2007 год, на 2008 год, что подтверждается представленными в суд подлинниками планов, протоколами от 30 января 2006 года N 85, от 04 апреля 2007 года N 103, от 19 января 2009 года N 92 Иркутского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора; сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче за 2006, 2007, 2008 годы приложены к отчетному балансу, своевременно вносились налоги и платежи за пользование недрами; общество подало заявку N 86 от 09 июня 2008 года на предоставление лесных участков в аренду в целях использования для разработки месторождений полезных ископаемых слюды-мусковит и полевошпатного сырья на участках Крутой, Осенний.
Суд не исследовал и не дал правовую оценку тому, что для охраны от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, в целях сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, своевременной ликвидации возможных аварий или иных происшествий Общество ежегодно заключало договоры страхования своей гражданской ответственности в случае причинения вреда (договоры и страховые полиса РОСГОССТРАХ за 2006, 2007, 2008 года); выполняло требования пунктов 3,4,5 части 2 статьи 22 Закона о недрах, направляя в ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Иркутской области" ежегодную отчетность по формам, предусмотренным действующим законодательством.
Суд первой инстанции необоснованно отклонил как недопустимое доказательство выписку из электронного письма учредителю ООО ГОК "Мамслюда", подтверждающую, что покупатели сырья готовы финансировать предприятие, и рассматривают возможность о покупке ООО ГОК "Мамслюда" как бизнеса, что положительно скажется на работе предприятия в целом и на устранении возможных нарушений в дальнейшем условий соглашения.
Управлением была нарушена процедура досрочного прекращения лицензии: в уведомлении от 05.12.2008 года указывалось на невыполнение мероприятий по переводу лесных земель в нелесные, необходимость которого в соответствие со статьей 71 Лесного кодекса РФ отсутствует. Пунктами 2, 3, 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлено право досрочного прекращения пользования недрами в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, и принятие решения о прекращении права пользования недрами по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Указывая в уведомлении заведомо неустранимое не предусмотренное законом нарушение, Управление поставило Общество в ситуацию безусловного досрочного прекращения лицензий. В уведомлении указано на непредставление Обществом отчетности по ф 5-гр и другим, однако в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о соблюдении Обществом обязанности по предоставлению отчетности. Однако указанным обстоятельствам суд в решении оценки не дал, сослался на несвоевременное предоставление отчетности, несмотря на то, что в уведомлении было указано на её непредоставление, исказив фактические обстоятельства дела, вышел за пределы указанных в уведомлении оснований досрочного прекращения лицензии. Суд необоснованно не принял в качестве доказательства справку Прибайкальского Управления ФС по экологическому надзору от 15.07.2009 года N 07, надлежащим образом заверенную и содержащую достоверные данные, о предоставлении Обществом статистической отчетности по формам 70 -ТП, 71-ТП за 2008 год 25.01.2009 года.
Суд не верно истолковал нормы закона о предоставлении отчетности в органы государственной власти, и не принял во внимание доводы и доказательства заявителя о представлении необходимой отчетности в соответствующие органы государственной власти, поименованные в законе. Ответом N 415 от 20.07.2009 года ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Сибирскому федеральному округу" подтверждается предоставление ООО ГОК "Мамслюда" отчетности по форме 5-ГР за 2006 г., 2007 г., 2008 г. со ссылкой на нормативный акт, предписывающий предоставление отчетности именно в эту организацию (пункт 2 Постановления Госкомстата РФ N 44 от 18.06.1999 года (с изменениями), пункт 8 "Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу...", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 г. N 215, статья 22 Закона о недрах), из чего следует, что статистическая отчетность не предоставляется в Иркутскнедра, а предоставляется в территориальный фонд геологической информации и в органы ростехнадзора.
Закон о недрах не устанавливает безусловную обязанность компетентного органа при наличии оснований принять решение о прекращении лицензии, лишение лицензии в силу статьи 49 Гражданского кодекса РФ ограничивает правоспособность юридического лица, поэтому данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, и наличие формальных признаков не может являться достаточным основанием для принятия решения о прекращении лицензии, что следует из разъяснения в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Обществом при приобретении имущественного комплекса у банкротного предприятия были сохранены рабочие места, поэтому лишение лицензий на добычу приведет к невозможности заниматься деятельностью по добыче полезных ископаемых, что приведет к необходимости массового сокращения рабочих мест, и нарушит права и законные интересы работников данного предприятия. Считает, что бесспорных оснований для досрочного прекращения лицензий не имелось.
Заявитель и Управление о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, представило отзыв, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит. Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью горно-обогатительный комбинат "Мамслюда" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30.06.2006 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска за основным государственным регистрационным номером 1063808142518 (свидетельство о государственной регистрации серии 38 N 002460487).
Обществу были выданы следующие лицензии:
лицензия серии ИРК N 02363 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча слюды-мусковита и кварц-полевошпатового сырья на гольце Чужом Олонгринского рудничного поля сроком действия до августа 2014 года, зарегистрирована в реестре 24.11.2006 г. за номером 1833/ИРК02363ТЭ, лицензия серии ИРК N 02362 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча слюды-мусковита и кварц-полевошпатового сырья на гольце Крутом Кочектинского рудничного поля сроком действия до августа 2014 года, зарегистрирована в реестре 24.11.2006 г. за номером 1832/ИРК02362ТЭ,
лицензия серии ИРК N 02359 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча слюды-мусковита и кварц-полевошпатового сырья на гольце Довгокитском Чуйского рудничного поля сроком действия до августа 2014 года, зарегистрирована в реестре 24.11.2006 г. за номером 1829/ИРК02359ТЭ, лицензия серии ИРК N 02361 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча слюды-мусковита и кварц-полевошпатового сырья на гольце Осеннем Мочекитского рудничного поля сроком действия до августа 2014 года, зарегистрирована в реестре 24.11.2006 г. за номером 1831/ИРК02361ТЭ,
лицензия серии ИРК N 02360 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча слюды-мусковита и кварц-полевошпатового сырья на гольце Решающем Чуского рудничного поля сроком действия до августа 2014 года, зарегистрирована в реестре 24.11.2006 за номером 1831/ИРК02361ТЭ (т.1 л.д.48-85).
Согласно Соглашениям об условиях недропользования, являющимся неотъемлемой составной частью указанных лицензий, право пользования недрами по указанным лицензиям предоставлено Обществу, являющемуся правопреемником горнообогатительного комбината "Мамслюда" в части прав и обязанностей, на право пользования соответствующим участком недр, в связи с приобретением последним в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота - горно-обогатительного комбината "Мамслюда", с сохранением условий пользования недрами, установленных прежнему пользователю недр горно-обогатительному комбинату "Мамслюда".
Комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Иркутской области 24.11.2008 года, рассмотрев вопрос о выполнении условий пользования недрами ООО ГОК "Мамслюда" рекомендовала Иркутскнедра направить Обществу письменное уведомление о допущенных нарушениях условий пользования недрами и необходимости устранения их в срок не позднее трех месяцев с момента получения уведомления (т.3, л.д.44-46).
05 декабря 2008 года (исх.N 01/05-1621) Управление направило Обществу уведомление о нарушениях требований, установленных законодательством о недрах и условий лицензий ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ:
- не проведение работ, предусмотренных целевым назначением лицензии в части добычи слюды-мусковита и кварц-полевошпатового сырья - на участке недр - голец Чужой Олонгринского рудничного поля (лицензия ИРК 02363 ТЭ) с 2005 года, на участках недр - голец Довгокитский Чуйского рудничного поля (лицензия ИРК 02359 ТЭ), голец Осенний Мочекитского рудничного поля (лицензия ИРК 02361 ТЭ) с момента регистрации первоначально выданных лицензий; - не представление отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (по форме 5-ГР и др.), по лицензиям ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ,
- отсутствие по всем лицензиям плана природоохранных мероприятий и их выполнение, правоустанавливающих документов на землепользование, не выполнение перевода лесных земель в нелесные; - отсутствие документации по консервации жил слюды-мусковита по лицензии ИРК 02363 ТЭ,
- проекты на отработку жил на гольцах Чужой (лицензия ИРК 02363 ТЭ), Крутой (лицензия ИРК 02362 ТЭ), Осенний (лицензия ИРК 02361 ТЭ), Решающий (лицензия ИРК 02360 ТЭ), Довгокитский (лицензия ИРК 02359 ТЭ) не согласованы и не утверждены в установленном порядке, отсутствует экологическое согласование в органах охраны природы.
Указанные факты расценены Управлением как нарушение Обществом существенных условий лицензий на право пользование недрами ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02360, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362, ИРК 02363 ТЭ; нарушение законодательства о недрах в части рационального использования и охраны недр; отмечено неэффективное использование предоставленных участков недр, что наносит урон бюджетам всех уровней из-за неполучения платежей и налогов, ухудшает социально-экономическую обстановку в районе. Обществу указано на необходимость устранения перечисленных в уведомлении нарушений в течение трех месяцев с момента получения уведомления, представление в Иркутскнедра информации и документального подтверждения устранения нарушений, Общество извещено, что в случае неустранения нарушений в указанные сроки право пользования недрами по лицензиям ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ будет досрочно прекращено.
Уведомление было вручено генеральному директору ООО ГОК "Мамслюда" 08.12.2008 г. (т.2 л.д.52-55).
04 марта 2009 года (исх.N 32) Общество направило в Управление информацию по устранению нарушений, отмеченных в уведомлении, и просило предоставить отсрочку по выполнению отмеченных недостатков до 01 июля 2009 года (т.2 л.д.56). Комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Иркутской области на заседании 20 марта 2009 года рассмотрела вопрос о выполнении Обществом указанных в уведомлении нарушений и решила рекомендовать Иркутскнедра досрочно прекратить право пользования недрами по следующим выданным Обществу лицензиям: ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ (т. 2 л.д. 63д-63ж).
Приказами от 26.03.2009г. N 58, N 59, N 60, N 61 Иркутскнедра в соответствии с пунктами 2 и 8 части второй статьи 20 Закона о недрах (нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, непредставление пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах) досрочно прекратило права пользования недрами и действия следующих лицензий ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ, о чем уведомило Общество письмом от 01.04.2009 N 05/05-389 (т.1 л.д.42-47).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 этой же статьи установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Действие Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира (пункт 2 статьи 1 названного Закона).
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах и разделе 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 г. N 3314-1.
В соответствии со статьей 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293, Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 5.3.10 указанного Положения к полномочиям Федерального агентства по недропользованию отнесено принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Согласно приказу Федерального агентства по недропользованию от 19 января 2007 г. N 58 Управление по недропользованию по Иркутской области является территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, который в силу пункта 4.3.3 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по недропользованию по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 20 декабря 2006 г. N 289, осуществляет принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Таким образом, Управление решение по досрочному прекращению права пользования Обществом участками недр приняло в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии. Существенные условия лицензии на право пользования недрами установлены статьей 12 Закона о недрах, согласно которой (в редакции на день выдачи лицензии) Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Существенными условиями спорных лицензий, согласно лицензионных соглашений являются: владелец лицензии начинает работы, определенные целевым назначением лицензии в течение года со дня регистрации лицензии (пункт 1.8). Целевым назначением лицензий является добыча слюды-мусковита и кварц-полевошпатового сырья на соответствующих участках недр;
владелец лицензии обязуется соблюдать все требования и условия пользования недрами, определенные законом о недрах, положением о порядке лицензирования пользования недрами, законодательными и нормативными актами органов государственного управления Иркутской области, настоящей лицензией, стандартами (нормами, правилами) по технологии ведения работ, составлению, согласованию, утверждению проектов проведения работ, охране недр и окружающей природной среды (раздел 4); представлять Распорядителю недр безвозмездно геологическую информацию, сведения о добытых разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, а также об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, представлять в территориальный геологический фонд безвозмездно отчеты о своей деятельности, включающие данные о финансовой деятельности, добытом сырье и погашенных в недрах запасах полезных ископаемых, представлять в территориальный геологический фонд, Ростехнадзор, органы государственной статистики, в администрацию области в установленные сроки статистическую отчетность по принадлежности: формы 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП и др. (пункты 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3);
все проекты производства геологоразведочных работ должны пройти согласование с распорядителем недр (Иркутскнедра) и государственную регистрацию в территориальном геологическом фонде (пункт 5.5); все проекты до начала работ должны пройти геологическую экспертизу (согласование) в органах охраны природы (пункт 5.6);
ООО ГОК "Мамслюда" провести консервацию объектов по слюде, на которых прекращены работы, с соблюдением природоохранных мероприятий. Материалы о принятых мерах по консервации предоставить в Госгортехнадзор (пункт 5.7).
Из протокола N 103 технического совещания в Ростехнадзоре по рассмотрению плана развития горных работ и нормативов потерь на 2007 г. по объектам ООО "ГОК "Мамслюда" от 04.04.2007 г. следует, что горные работы проведены в 2006 году в незначительных объемах на жилах N 753 гольца "Решающий", N 835 гольца "Осенний" (в соответствие с лицензионным соглашением в пользование предоставлены жилы 837, 874. 888, 835, 836, 838 868А, 588, 593, 230, 231, 581, 292, 584, 585, 555, 567, 572, 574, 580, 569, 570, 571, 575, 576, 577, 595, 717, 70, 816, 817, 818, 820, 822, 831, 832, 839, 852, 853, 873, 875, 886, 887, 889, 892, 893), N 73а гольца "Крутой" (в соответствии с лицензионным соглашением в пользование предоставлены жилы 73а-54б, 55а, 73, 54, 58, 484, 535, 482), переработано горной массы - 5%, добыто листового мусковита - 22% от запланированных объемов (т.2 л.д.85).
Из пояснительной записки к отчетному балансу запасов листового мусковита ГОКа "Мамслюда" за 2008 год, утвержденной генеральным директором Общества, следует, что добыча в 2008 году велась только на жиле N 753 гольца Решающий, на остальных лицензионных площадках горные работы в 2008 году не производились (т. 2 л.д. 155-157).
Из протокола N 92 технического совещания в Ростехнадзоре по рассмотрению плана развития горных работ и нормативов потерь на 2009 год ООО "ГОК "Мамслюда" от 19.01.2009 г. следует, что горные работы в 2008 году велись только на жиле N 753 гольца Решающий, на остальных лицензионных площадках горные работы в 2008 году не производились. В 2009 году планируются горные работы на гольце "Решающий", гольце "Осенний", гольце "Крутой" (т. 3 л.д. 78-79).
В разделе 3.1. "Расчет количества добытого полезного ископаемого по участкам недр" налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за 2006 год, и раздела 2 "Данные о количестве добытого полезного ископаемого по участкам недр" налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за 2007 год указаны данные только по лицензии ИРК 02360 ТЭ гольца Решающий.
Таким образом, вывод суда, что с момента регистрации лицензий (24.11.2006 г.) на гольцах Чужой, Довгокитский горные работы по добыче слюды мусковита и кварц-полевошпатового сырья на участках недр не производились вообще, а на гольцах "Крутой", "Осенний" в 2007 году только на одной из жил и в незначительных количествах, о доказанности факта неосуществления деятельности, предусмотренной целевым назначением лицензии - по лицензиям ИРК 02359 ТЭ (голец Довгокитский), ИРК 02361 ТЭ (голец Осенний), ИРК 02363 ТЭ (голец Чужой) и неустранение указанных нарушений в установленный уведомлением срок является правильным. Факт не проведения работ на вышеуказанных участках недр заявителем не оспаривается, что следует из письма ООО ГОК "Мамслюда" от 04.03.2009 г. N 32, а распечатка емейл-переписки от 27 февраля 2009 года и от 13 апреля 2009 года (т. 2 л.д. 59-60) не подтверждает проведение горных работ по добыче слюды мусковита и кварц-полевошпатового сырья на спорных участках недр после получения уведомления от 05.12.2008 г.
Не утверждение проекта на отработку жил на гольце Чужой (лицензия ИРК 02363 ТЭ), гольце Крутой (лицензия ИРК 02362 ТЭ), гольце Осенний (лицензия ИРК 02361 ТЭ), гольце Довгокитский (лицензия ИРК 02359 ТЭ) в установленном законом порядке, отсутствие экологического согласования в органах охраны природы подтверждаются актом проверки Управления Росприроднадзора по Иркутской области N НЗ-055 от 07.06.2007 г. Доказательства устранения указанных нарушений обществом не представлены.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии регистрации права собственности на предприятие как уважительной причине невозможности приступить к добыче полезных ископаемых по выданным лицензиям, суд апелляционной инстанции отклоняет в силу того, что частью 7 статьи 9 Закона о недрах предусмотрено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, в данном случае с 24.11.2006 г. В соответствие с пунктом 2 статьи 43 Закона о недрах для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду.
Поданная Обществом заявка N 86 от 09.06.2008 г. в ГУ "Мамский лесхоз" на оформление документов на предоставление лесных участков под промплощадки для разработки месторождений по спорным лицензиям (т. 2 л.д. 86) является намерением заявителя, которое реализовано не было, что следует из ответа от 22 июня 2009 года N 09-185 Агентства лесного хозяйства Иркутской области. Услуги по договору от 14 января 2009 года N 1 по оформлению пакета документов по предоставлению лесных участков в аренду в целях использования для разработки месторождений полезных ископаемых на участках Крутой и Осенний Общество по состоянию на 20 июня 2009 года не получило в связи с тем, что работы Агентства не оплатило (т. 2 л.д. 87).
Согласно части 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктом 2 части второй статьи 20 указанного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В срок с момента получения уведомления от 05.12.2008 г. и до издания Управлением приказов о досрочном прекращении Обществом права пользования недрами по спорным лицензиям (26.03.2009 г.) заявитель указанные нарушения не устранил.
Пунктом 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной Законом Российской Федерации "О недрах".
Пунктом 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр по представлению достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Кроме того, обязанность Общества по предоставлению отчетности по формам 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП и др. в территориальный геологический фонд, Ростехнадзор, органы государственной статистики, в администрацию области предусмотрена лицензионными соглашениями.
В связи с этим, непредставление Обществом отчетности одновременно означает как нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах, так и пункта 1 части 2 статьи 20 этого Закона (нарушение пользователем недр существенных условий лицензий) и необходимо соблюдение процедуры, предусмотренной частью 4 статьи 21 Закона о недрах. Годовые формы федерального государственного статистического наблюдения 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче", 71-тп "Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства" утверждены Постановления Госкомстата России от 18.06.1999 г. N 44, введены в действие с отчета за 1999 год.
Форма N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 г. N ПО, введена с годового отчета за 2000 год.
Годовая форма федерального государственного статистического наблюдения с порядками по их заполнению и представлению для сбора и обработки данных в системе МИР России N 2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых" утверждена Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2007 г. N 43, введена в действие с отчета за 2007 год.
Все указанные формы отчетов должны предоставляться юридическими лицами, их обособленными подразделениями - пользователями недр, ведущими добычу твердых полезных ископаемых (по объектам недропользования) -органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России; территориальному геологическому фонду; Российскому федеральному геологическому фонду МПР России: формы 70-ТП и 71-ТП в срок до 25 января, формы N 5-гр до 05 февраля, формы N 2-ЛС до 20 января. Общество обязанность по предоставлению указанной отчетности всем уполномоченным органам не выполняет.
Письмами Прибайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.07.2009 г. N 07/3876 и от 15.07.2009 г. N 07 предоставление отчетности по формам 70-ТП, 71-ТП и N 5-гр за 2006 г. и 2007 г., по формам 70-ТП и 71-ТП за 2008 год по лицензиям ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ не подтверждается (т. 3 л.д. 131, 141).
Учитывая, что сведения в справке Прибайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.07.2009 г. N 07 о предоставлении статистической отчетности по формам 70-ТП, 71-ТП и N 5-ГР за 2008 г. не конкретизированы относительно каждой из лицензий, справки N 07 и N 07/3876 выданы в одни день, одним и тем же должностным лицом, объяснение несоответствия в содержании документов заявителем не представлено, в связи с чем апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, что суд первой инстанции необоснованно отдал предпочтение информации, содержащейся в справке от 15.07.2009 г. N 07/3876, адресованной начальнику Иркутскнедра.
Факт представления отчетности формы 70-тп и формы 71-тп за 2006, 2007 годы заявителем не доказан, а из представленной им отчетности формы 70-тп и формы 71-тп за 2008 год не представляется возможным установить получение её территориальным геологическим фондом; Российским федеральным геологическим фондом МНР России.
Письмом филиала по Иркутской области ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Сибирскому Федеральному округу" подтверждается предоставление отчетности по форме 5-гр по лицензиям ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ за 2006, 2007, 2008 годы, однако доказательства представления указанной отчетности органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России, территориальному геологическому фонду в материалах дела отсутствуют.
Отчетность формы 2-ЛС представлена Обществом в Управление по недропользованию по Иркутской области (территориальный орган Роснедра в субъектах Российской Федерации), доказательства представления указанной отчетности в территориальный орган управления Ростехнадзора в субъектах Российской Федерации в материалах дела отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о неверном истолковании судом первой инстанции норм закона о предоставлении отчетности в органы государственной власти являются несостоятельными. "Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215, регламентирует представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых только в один государственный орган - федеральный и территориальные фонды геологической информации, и только в отношении данных о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства, указанная информация предоставляется только по формам N 70-тп и N 71-тп.
Положения пункта 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах относятся не ко всем формам отчетности, которые в соответствие с существенными условиями лицензий обязан предоставлять заявитель, в частности, они не охватывают отчетность по форме N 2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности непредставления Обществом отчетности во все предусмотренные нормативными актами и лицензионным соглашением органы является правильным, вместе с тем нарушение сроков предоставления отчетности не образует нарушение, влекущее досрочное прекращение лицензии на право пользования недрами.
Доказательства нарушения Обществом иных, указанных в уведомлении от 05.12.2008 г., существенных условий лицензии в материалах дела отсутствуют. С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о доказанности фактов нарушения Обществом существенных условий лицензий ИРК 02359 ТЭ, ИРК 02361 ТЭ, ИРК 02362 ТЭ, ИРК 02363 ТЭ на право пользования недрами, которые в силу пунктов 2 и 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах являются основанием для прекращения права пользования недрами, наличии у Иркутскнедра оснований для досрочного прекращения права Общества пользования недрами и соблюдении порядка досрочного прекращения права пользования недрами основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2009 года по делу N А19-9540/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9540/09
Заявитель: ООО ГОК "Мамслюда"
Ответчик: Управление по недропользованию по Иркутской области