г. Чита |
Дело N А78-4455/2009 |
"16" ноября 2009 года |
N 04АП-4167/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.В. Желтоухова, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу лица привлеченного
к административной ответственности индивидуального предпринимателя Волошина Руслана Юрьевича
на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2009 года
по делу N А78-4455/2009
по заявлению индивидуального предпринимателя Волошина Руслана Юрьевича
о признании незаконными и отмене постановления
по делу об административном правонарушении N 09-074 от 16 июня 2009 года Государственной экологической инспекции Забайкальского края
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 23.1 Закона Читинской области "Об административных правонарушениях" (суд первой инстанции: Горкин Д.С.), при участии в судебном заседании:
от заявителя индивидуального предпринимателя Волошина Р.Ю.: не было; от административного органа: Федяев Л.А. - представитель (доверенность от 22.10.2009 г.);
от третьего лица Прокуратуры Красночикойского района: не было.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Волошин Руслан Юрьевич (далее - Предприниматель, ИП Волошин Р.Ю.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 09-074 от 16 июня 2009 года Государственной экологической инспекции Забайкальского края (далее - Инспекция) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 23.1 Закона Читинской области от 13.04.2005 г. N 656-ЗЧО "Об административных правонарушениях" и наложении административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Прокуратура Красночикойского района (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных требований ИП Волошину Р.Ю. отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении требований послужил вывод суда о том, что вина Предпринимателя в совершенном правонарушении установлена, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена. ИП Волошин Р.Ю., не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Предприниматель ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований, указывает на то, что 17.07.2009 года вступил в силу Закон Забайкальского края от 24.06.2009 года N 198-ЗЗК "Об административных правонарушениях", которым статьи 5-32.5 Закона Читинской области от 13.04.2005 года N 656-ЗЧО "Об административных правонарушениях" признаны утратившими силу. Считает, что Инспекция не доказала, что предприниматель осуществлял деятельность по приемке древесины и ее отгрузке без оформления документов учета, а отсутствие документов учета без осуществления конкретной деятельности по покупке (принятию) и отгрузке древесины не может квалифицироваться как правонарушение, предусмотренное статьей 23-1 Закона Читинской области "Об административных правонарушениях" от 13.04.2005 года.
Заявитель, представитель заявителя и Прокуратура Красночикойского района о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель Инспекции в судебном заседании представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, просит жалобу предпринимателя оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что 14 мая 2009 года помощником прокурора Красночикойского района, в присутствии ИП Волошина Р.Ю. была проведена проверка соблюдения Закона Читинской области N 992-ЗЧО от 19.09.2007 г. "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области" (далее - Закон N 992-ЗЧО) на пункте приема и отгрузки древесины ИП Волошина Р.Ю., расположенного по адресу: Забайкальский край, Красночикойский район, с.Красный Чикой, ул.Жукова, 1в. По результатам проверки был составлен акт, в котором отражено, что в нарушение требований Закона N 992-ЗЧО у предпринимателя Волошина Р.Ю. на указанном пункте приема древесины отсутствуют в доступном для обозрения месте фамилия, имя и отчество предпринимателя, номер телефона, документ о закреплении обязанностей, установленных Законом N 992-ФЗ, за конкретным человеком, распорядок работы, условия приема и отгрузки древесины, копии документов, подтверждающих право на земельный участок, на котором находится пункт приема и отгрузки древесины и факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), книга учета поступившей (принятой) и отгруженной древесины, документы на имеющиеся машины, механизмы, оборудование, документы о проведении их проверок и испытаний. Также было установлено, что при приеме древесины не оформляются приемо-сдаточные акты по форме, установленной Законом, книга учета приемо-сдаточных актов не заведена (л.д. 70).
По результатам проверки предприниматель дал объяснение, в котором подтвердил, что при приеме древесины на хранение от третьих лиц приемо-сдаточные акты не оформляются, книга учета приемо-сдаточных актов не ведется, прием древесины оформляется только договором хранения. Учет отгруженной древесины не ведется, а книга поступившей древесины имеется (л.д. 71). 14 мая 2009 года прокурор Красночикойского района в присутствии предпринимателя на основании материалов проверки вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.1 Закона Читинской области от 13.04.2005 N 656-ЗЧО "Об административных правонарушениях", выразившегося в неисполнении требований пунктов 6 и 7 статьи 3 Закона Читинской области N 992-ЗЧО о наличии в пункте приема древесины, расположенном по адресу: Забайкальский край, Красночикойский район, с.Красный Чикой, ул.Жукова, 1в, - документов учета купленной (принятой) и отгруженной древесины (л.д.68-69) - приемо-сдаточных актов и книги учета приемо-сдаточных актов.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 16 июня 2009 года на 14 часов 30 минут - ИП Волошин Р.Ю. был уведомлен телеграммой Инспекции от 02 июня 2009 года, врученной ему 04 июня 2009 года, на рассмотрение не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не направлял.
16 июня 2009 года Главный государственный инспектор Забайкальского края по охране природы - исполняющий обязанности начальника Государственной экологической инспекции Забайкальского края Горковенко Н.Б. рассмотрел в отсутствие предпринимателя материалы административного дела и вынес постановление N 09-074, которым привлек Предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 23.1 Закона Читинской области "Об административных правонарушениях" в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Предпринимателя в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 23.1 Закона Читинской области от 13.04.2005 г. N 656-ЗЧО "Об административных правонарушениях" установлено, что неисполнение требований закона области о наличии на лесоприемном пункте документов учета купленной (принятой) и отгруженной древесины влечет в отношении индивидуальных предпринимателей наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей (с учетом статьи 2.4 КоАП РФ).
Действующий на 14 мая 2009 года и на 16 июля 2009 года Закон Читинской области от 19.09.2007г. N 992-ЗЧО "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области" определял, что прием древесины - действия, направленные на приобретение, хранение древесины, а пункт приема и отгрузки древесины - любое место, где осуществляется деятельность по покупке-продаже, хранению, обработке, отгрузке древесины (пункта 2 статьи 1 Закона).
Закон N 992-ЗЧО устанавливал, что на пункте приема и отгрузки древесины должна находиться и по требованию контролирующих и правоохранительных органов предъявляться: книга учета поступившей (принятой) и отгруженной древесины; гражданско-правовые договоры об оказании услуг, договоры поставки; счета-фактуры, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж древесины (подпункты 4, 5, 8 пункта 2 статьи 2 Закона).
Статьей 3 Закона N 992-ЗЧО устанавливался порядок приема и учета древесины, который в том числе, предусматривал, что учет древесины ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющим прием указанной древесины, или индивидуальным предпринимателем (пункт 5). Прием древесины осуществляется с обязательным составлением на каждую партию древесины приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению. Приемо-сдаточный акт составляется в двух экземплярах (один - передается лицу, сдавшему древесину, второй - остается у лица, осуществившего прием древесины). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию (пункт 6). Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов (далее - книга учета). Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На обратной стороне последнего листа производится запись "В настоящей книге пронумеровано и прошнуровано _____ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих прием древесины, и печатью (пункт 7). Книга учета и приемо-сдаточные акты должны храниться на пункте приема и отгрузки древесины в течение трех лет с даты внесения последней записи о приеме древесины (пункт 10).
Нарушение предпринимателем указанных требований закона Читинской области подтверждается актом от 14 мая 2009 года, где отражено отсутствие на пункте приема и отгрузки древесины, принадлежащем предпринимателю, приемо-сдаточных актов и книги учета приемо-сдаточных актов, которые оформляются, в том числе, и на принятую на хранение древесину, объяснением предпринимателя, подтвердившего, что при приеме древесины на хранение оформляются только договоры хранения, а также постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 мая 2009 года, которое в силу части 2 статьи 28.4 и статьи 28.2 КоАП РФ имеет статус протокола об административном правонарушении и является согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательством по делу об административном правонарушении. В постановлении от 14.05.2009 года о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлении N 09-074 от 16.06.2009г. по делу об административном правонарушении отсутствует информация о наличии в момент проверки на приемном пункте предпринимателя купленной (принятой) и отгруженной древесины и ее количестве, на которую отсутствуют документы учета, однако указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в действиях предпринимателя объективной стороны вмененного ему правонарушения, так как факт осуществления им деятельности по приему древесины на хранение и факт нахождения древесины в момент проверки на пункте приема древесины подтверждается собственноручно выполненным объяснением предпринимателя, что "чужая древесина находится на хранении".
Материалами дела подтверждается вина предпринимателя в совершении вмененного правонарушения. Доказательства, что имелись обстоятельства непреодолимого характера, препятствовавшие предпринимателю оформить необходимые документы и вести учет древесины, принятой в пункте приема древесины, в соответствии с действующим законодательством в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.1 Закона Читинской области от 13.04.2005г. N 656-ЗЧО "Об административных правонарушениях", является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам и подтверждается материалами дела. Закон Читинской области от 19.09.2007г. N 992-ЗЧО "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области" с 17 июля 2009 года утратил силу, в связи с вступлением в силу Закона Забайкальского края от 01 июля 2009 года N 195-ЗЗК "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края", пунктами 8, 9 и 11 статьи 3 которого установлены нормы, аналогичные ранее предусмотренным Законом N 992-ЗЧО о том, что прием древесины осуществляется с обязательным составлением на каждую партию древесины приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону края. Приемо-сдаточный акт составляется в двух экземплярах (один - передается лицу, сдавшему древесину, второй - остается у лица, осуществившего прием древесины). Приемо-сдаточные акты должны иметь сквозную нумерацию (пункт 8). Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону края. Страницы книги учета приемо-сдаточных актов должны быть пронумерованы и прошнурованы. На обратной стороне последнего листа производится запись с указанием количества пронумерованных и прошнурованных страниц. Запись заверяется подписями руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием древесины, лица, ответственного за прием и учет принятой древесины, и печатью (пункт 9). Книга учета приемо-сдаточных актов и приемо-сдаточные акты должны храниться на пункте приема и отгрузки древесины в течение трех лет с даты внесения последней записи о приеме древесины (пункт 11).
Согласно подпункту "б" пункта 2 статья 1 Закона N 195-ЗЗК пункт приема и отгрузки древесины - специальное место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность по предоставлению хотя бы одной услуги из следующих видов услуг: хранение древесины, переработка древесины, отгрузка древесины. В силу подпункта "б" пункта 4 статьи 1 Закона N 195-ЗЗК принятие древесины на хранение относится к деятельности по приему древесины.
В связи с принятием Закона Забайкальского края от 02.07.2009 N 198-ЗЗК "Об административных правонарушениях" был признан утратившим силу с 17 июля 2009 года Закон Читинской области от 13.04.2005г. N 656-ЗЧО "Об административных правонарушениях". Вместе с тем частью 2 статьи 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 N 198-ЗЗК "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за неисполнение требований закона Забайкальского края о наличии на пункте приема и отгрузки древесины документов учета принятой и отгруженной древесины в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, требования законодательства о наличии на пункте приема и отгрузки древесины документов учета принятой и отгруженной древесины и ответственность за несоблюдение этих требований не изменились. Статьей 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Законы Забайкальского края N 198-ЗЗК и N 195-ЗЗК не смягчают и не отменяют административную ответственность за вмененное предпринимателю административное правонарушение, а также иным образом не улучшают его положение, в связи с чем оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности не имеется.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления основан на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствует установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2009 года по делу N А78-4455/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4455/09
Заявитель: Волошин Руслан Юрьевич
Ответчик: Государственная экологическая инспекция Забайкальского края
Третье лицо: Прокурор Красночикойского района
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4167/09