г. Чита |
N А19-9850/2009 |
18.11.2009 |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2009.
Полный текст постановления изготовлен 18.11.2009.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой,
судей: К.Н. Даровских, Г.В. Борголовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Л. М. Шумаковой
при участии:
истец не явился (уведомление от 05.11.09 г.)
ответчики не явились (уведомления от 02.11.09 г., 03.11.09 г.)
третье лицо не явилось (уведомление от 03.11.09 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Нижнеилимского муниципального района
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2009 года
по делу N А19-9850/2009
по иску общества с ограниченной ответственностью "КЕМБЕРЛИТ"
к Администрации Нижнеилимского муниципального района
к Министерству жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области
3-е лицо - Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области
о взыскании 30 019 059,12 рублей
принятое судьей С. В. Апанасик
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КЕМБЕРЛИТ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании 30 019 059, 12 рублей, составляющих сумму задолженности по муниципальному контракту N 2 от 24.03.2008 на выполнение работ по строительству объекта "Водозаборные сооружения и водоводы в п. Рудногорск Нижнеилимского района Иркутской области. Окончание строительства", из которых: 28 983 590, 58 рублей - основной долг, 1 035 468, 54 рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Арбитражный суд решением от 27 июля 2009 года исковые требования удовлетворил, взыскав с учетом частичной оплаты с Администрации Нижнеилимского муниципального района как стороны по договору 25 154 590,58 руб., в остальной части производство по делу прекратил в связи с отказом истца от иска.
Ответчик Администрация Нижнеилимского муниципального района, не согласившись с данным решением в части взыскания всей суммы долга за его счет, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, поскольку Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области также является субъектом, осуществляющим финансирование работ по строительству водозаборных сооружений в п. Рудногорск. Данный факт, по мнению заявителя апелляционной жалобы, подтверждается заключенным между ответчиками соглашением N 11 м/2008 от 28.02.08 г., актом сверки взаимных расчетов, из которого следует, что задолженность администрации составляет 3 624 466,58 руб. Сумма долга подлежит уменьшению на 3 000 000 руб., перечисленных истцу из областного бюджета. Лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, просил решение оставить без изменения. Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области в отзыве указало, что не является надлежащей стороной по делу.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц. В соответствии с п.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела и установлено судом, истец и Администрация Нижнеилимского муниципального района заключили муниципальный контракт N 2 от 24.03.2008 на выполнение работ по строительству объекта "Водозаборные сооружения и водоводы в п. Рудногорск Нижнеилимского района Иркутской области. Окончание строительства" с дополнительными соглашениями N 1 от 26.03.2008, N 2 от 25.04.2008, N 2 от 01.07.2008 к контракту.
Пунктом 1.1 контракта в редакции дополнительных соглашений предусмотрено, что предметом контракта является выполнение подрядчиком (истец) работ по строительству объекта "Водозаборные сооружения и водоводы в п. Рудногорск Нижнеилимского района Иркутской области. Окончание строительства". При этом подрядчик обязуется выполнить работы в полном объеме в соответствии с проектно-сметной документацией, а заказчик (ответчик) обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную в контракте цену 162 198 000 рублей. Сроки выполнения работ стороны определили в пункте 1.3 договора: начало работ - с момента подписания контракта; окончание работ - 31.12.2009 года.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что муниципальный контракт является договором подряда, к которому подлежат применению положения главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные работы объектов производственного и непроизводственного характера и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Подрядчиком в период 2008 года выполнены работы на сумму 74 105 000 рублей. Факт выполнения работ подрядчиком и принятия их заказчиком подтверждается подписанными сторонами справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и актами выполненных работ по форме КС-2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740, статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить принятые от подрядчика работы в сроки, установленные договором.
Согласно пунктам 3.3, 3.5 контракта (в редакции дополнительных соглашений) оплата производится за фактически выполненные работы в течение 30 дней после получения заказчиком справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов выполненных работ по форме КС-2 и счета-фактуры.
Подрядчиком в адрес заказчика выставлялись счета-фактуры N 71 от 23.06.2008, N108 от 15.09.2008, N106 от 25.09.2008, N128 от 10.10.2008, N137 от 22.10.2008, N б/н от 18.12.2008. Оплата выполненных работ в порядке произведена частично в размере 45 121 409, 42 рублей.
Данные обстоятельства подтверждены актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2009 между Администрацией Нижнеилимского муниципального района и обществом с ограниченной ответственностью "КЕМБЕРЛИТ", подписанным руководителями обеих сторон без разногласий. Из акта следует, что сумма долга местного бюджета 3 624 466,58 руб. входит в состав суммы долга Администрации Нижнеилимского муниципального района 28 983 590,58 руб.
Впоследствии, в счет оплаты за выполненные работы по муниципальному контракту N 2 от 24.03.2008 заказчиком по платежному поручению N 85 от 14.05.2009 на расчетный счет подрядчика были перечислены денежные средства в размере 3 829 000 рублей.
С учетом частичной оплаты, задолженность заказчика перед подрядчиком составляет 25 154 590, 58 рублей. На дату судебного заседания доказательств оплаты долга в сумме 25 154 590, 58 рублей в материалы дела не представлено. Платежное поручение N 21896, которым администрация уплатила истцу 3 000 000 руб., направлено в банк 13.08.09 г., в то время как обжалуемое решение вынесено 27 июля 2009 года. Данная сумма может быть зачтена сторонами в счет уплаты долга на стадии исполнения судебного акта.
Довод ответчика о том, что сумма в размере 25 154 590, 58 рублей является задолженностью областного бюджета, а не долгом муниципального района, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку и правомерно признан несостоятельным. Истец и Администрация Нижнеилимского муниципального района состоят в договорных отношениях, предусмотренных муниципальным контрактом N 2 от 24.03.2008. Администрация Нижнеилимского муниципального района является заказчиком по контракту и несет обязанность принять и оплатить подрядчику выполненные работы (пункты 1.5, 3.3, 3.5 контракта). Ни Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, ни кто-либо еще стороной по данной сделке не являются.
Ссылка ответчика на соглашение N 11м/2008 от 28.02.2008 между Департаментом жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области, Рудногорским муниципальным образованием и Администрацией муниципального образования "Нижнеилимский район" не влияет на правильность выводов суда первой инстанции. Данное соглашение является мерой по реализации в 2008 году подпрограммы "Улучшение обеспечения населения Иркутской области питьевой водой на 2007-2010 годы" областной государственной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2007-2010 годы" за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2008 год, а именно финансирование работ по строительству водозаборных сооружений и водоводов в п. Рудногорск Нижнеилимского района. Соглашение регулирует бюджетное распределение средств на вышеуказанную программу, являясь межбюджетным соглашением и не влияет на отношения истца и Администрации муниципального образования, поскольку истец в заключении данного соглашения участия не принимал.
Дополнительное соглашение N 2 от 01.07.08 г. к муниципальному контракту, которым установлено, что в 2008 г. заказчик обязался финансировать работы за счет средств федерального бюджета в сумме 18 600 000 руб. и за счет средств областного бюджета в сумме 55 505 000 руб. не влекут освобождение ответчика от принятых на себя обязательств в указанных суммах как стороны по договору, поскольку вопрос об источниках финансирования, в том числе и за счет других бюджетов, Администрация муниципального образования, как заказчик по договору, решает самостоятельно. При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2009 года по делу N А19-9850/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
Г. В. Борголова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9850/09
Истец: ООО "Кемберлит"
Ответчик: Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, Администрация Нижнеилимского муниципального района
Третье лицо: Финансовое управление Нижнеилимского района