г. Чита |
Дело N А10-2141/2009 |
"29" октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Н.В. Клочковой, Д.Н. Рылова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МегаМаг",
на решение арбитражного суда Республики Бурятия от 06 июля 2009 года
по делу N А10-2141/2009,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МегаМаг"
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Бурятия от 18.05.2009 г.
об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, принятое судьей Дружининой О.Н.,
при участии:
от заявителя, ООО "МегаМаг": Магатыковой Л.Г., представителя по доверенности от 29.08.2009г.
от заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия: не было; от третьих лиц:
Рыбакова В.И.: не было; Козловой Е.Л.: не было;
и УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "МегаМаг", обратился с заявлением, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"" от 18 мая 2009 года по заявлению ООО "МегаМаг" (вх.2596А от 08.05.2009г.), и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2009г. заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Порядок государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица устанавливает Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Порядок представления документов при государственной регистрации установлен статьей 9 вышеназванного закона, в которой отражено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 17 Закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Представление каких-либо иных документов не требуется.
Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации (в том числе в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица,) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 Закона: непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; если юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Судом установлено, что заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "МегаМаг" от 08.05.2009 года подписано Афанасьевой О.В.
Представленное заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не соответствует требованиям п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Заявление представляемое в регистрирующий орган по форме N Р 13001 (о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица) должно быть подписано действующим руководителем юридического лица.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.04.2009 года в отношении ООО "МегаМаг" право действовать без доверенности от имени юридического лица имеется у генерального директора Рыбакова Виктора Ивановича.
Доводы заявителя о том, что заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, подписано новым генеральным директором ООО "МегаМаг" Афанасьевой О.В., вступившей в должность с момента назначения - с 14. 04. 2009 г. на основании решения внеочередного общего собрания участников ООО "МегаМаг", следовательно, уполномоченным на то лицом, судом не принимаются.
Как установлено судом, и не опровергается заявителем, в налоговый орган вместе с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, была представлена только выписка N 2 из протокола N 3 внеочередного общего собрания участников ООО "МегаМаг" от 14.04.2009 г. по четвертому вопросу повестки дня собрания, которым собрание решило утвердить Устав общества в новой редакции с одновременным изменением фамилии участника общества Белых Елены Леонидовны (на основании регистрации брака от 13.09.2008 г.) на Козлову Е.Л.
Решение внеочередного общего собрания участников ООО "МегаМаг" о назначении нового генерального директора Афанасьевой О.В. к заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в регистрирующий орган не подавалось. Следовательно, общество не представило доказательств подтверждающих, что заявление, представленное в регистрирующий орган, подписано лицом, полномочия которого установлены статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
На основании исследованных документов, и в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" суд приходит к выводу о том, что налоговым органом обосновано, принято решение об отказе в государственной регистрации от 18.05.2009 года в связи с представлением документов, не соответствующих п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ, то есть подписанных неуполномоченным лицом.
Таким образом, заявителем не представлены доказательства того, что решение налогового органа об отказе в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, нарушают права и законные интересы ООО "МегаМаг" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив следующее.
Отказывая в осуществлении государственной регистрации изменения сведений, налоговый орган указал, что общество в нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ, обратившись с заявлением от 08.05.2009г. вх.N2595А не представило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку представленное такое заявление подписано неуполномоченным лицом О.В. Афанасьевой, а также учредительный договор общества.
При этом суд первой инстанции согласился с налоговым органом, что полномочия О.В. Афанасьевой не подтверждены, поскольку во внесении в реестр сведений о лице представляющем общество без доверенности обществу было отказано налоговым органом решением от 18 мая 2009 года, в связи с тем, что налоговый орган пришел к выводу о том, что собрание учредителей общества от 14 апреля 2009 года проведено с нарушением законодательства.
Между тем решением арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2047/2009 от 16.07.2009г., оставленным без изменения постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 года, Рыбакову Виктору Ивановичу отказано в удовлетворении требований о признании недействительными решений принятых внеочередным собранием участников общества с ограниченной ответственностью "МегаМаг".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятии по делу N А10-2176/2009 от 22.06.2009г. оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 года, решение налогового органа от 22 апреля 2009 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия признано недействительным, как не соответствующее требованиям части 2 статьи 17, статьи 23 Федерального закона от 08.08.01г. N 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, выводы налогового органа и суда по настоящему делу о том, что по заявлению от 08 мая 2009 года вх.N 2596А общество не представило всех надлежащих документов о полномочиях лица подписавшего заявление, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой врученной 20.10.2009.
Налоговый орган, отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Представитель Рыбакова В.И., в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммами врученными 20.10.2009, 26.10.2009г.
Представитель Козловой Е.Л., в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой врученной 22.10.2009г., возвращенной в связи с не явкой за телеграммой.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 08 мая 2009 г. в налоговый орган от имени ООО "МегаМаг" было подано заявление по форме Р 13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Согласно расписке в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к заявлению формы Р 13001 от 08 мая 2009 были приложены: Устав общества в новой редакции; решение о внесении изменений в учредительные документы; документ об уплате госпошлины (т.1, л/д.89-109).
18 мая 2009 г. налоговый орган принял решение (т.1, л/д.41) "Об отказе обществу в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"".
Согласно указанному решению основанием к отказу в регистрации заявленных 08 мая 2009 года вх.N 2596А изменений, послужило то обстоятельство, что обществом не было представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также учредительный договор.
Согласно материалам дела, указанный вывод налогового органа основан на тех обстоятельствах, что лицо, подписавшее от имени общества заявление, О.В. Афанасьева, не подтвердила своих полномочий, как лица, которое вправе действовать отмени заявителя без доверенности, поскольку обществом на момент подачи заявления 08 мая 2009 года не были внесены изменения в сведения о таком лице.
Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно материалам дела, решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2176/2009 от 22.06.2009г. оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 года, решение налогового органа от 22 апреля 2009 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия признано недействительным, как несоответствующее требованиям части 2 статьи 17, статьи 23 Федерального закона от 08.08.01г. N 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Указанное основано на решении арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-2047/2009 от 16.07.2009г., оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 года, которым Рыбакову Виктору Ивановичу отказано в удовлетворении требований о признании недействительными решений принятых внеочередным собранием участников общества с ограниченной ответственностью "МегаМаг", в том числе решения от 14 апреля 2009 года, которым Афанасьева О.В., с указанной даты назначена исполняющим обязанности генерального директора ООО "МегаМаг".
Учитывая, что решение внеочередного общего собрания участников ООО "МегаМаг" от 14 апреля 2009 года о назначении Афанасьевой О.В. генеральным директором общества не оспорено и не признано незаконным, выводы налогового органа о том, что данное лицо не уполномочено от имени названного юридического лица подавать документы о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не основаны на материалах дела.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о единоличном исполнительном органе обществ с ограниченной ответственностью содержатся в государственном реестре.
Факт незаконности отказа от 22 апреля 2009 года налогового органа в государственной регистрации изменений в государственном реестре связанных с изменением сведений о единоличном исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью, подтвержден судебными решениями по делу N А10-2176/2009.
Таким образом, учитывая, что поскольку Афанасьева О.В., на 14 апреля 2009 года, являлась генеральным директором общества, то на законных основаниях 08 мая 2009 года, от имени общества обратилась в налоговый орган с заявлением по форме Р13001 о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Согласно ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно материалам дела, общество 08 мая 2009 года с заявлением вх.N 2596А представило в налоговый орган все установленные названной нормой документы, соответствующие требованиям ст. 9, 18 названного закона.
Учитывая изложенное, у налогового органа не было законных оснований отказывать обществу в осуществлении государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы, а у суда первой инстанции - оснований для отказа обществу в удовлетворении требований о признании оспариваемого решения незаконным.
Довод налогового органа о не представлении обществом учредительного договора, является незаконным, поскольку в указанный документ общество изменений не вносило, а названная выше статья указывает о представлении только документов, содержащих изменения, вносимые в учредительные документы.
То обстоятельство, что на 08 мая 2009 г. решение налогового органа об отказе в регистрации изменений от 22 апреля 2009 года по заявлению общества от 15.04.2009г. связанного с регистрацией изменений о единоличном исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью, не было признано незаконным, не имеет правового значения, поскольку названный отказ от 22 апреля 2009 года, является незаконным еще и по тем основаниям, что в компетенцию налогового органа не входит право давать оценку законности проведения собраний участников общества с ограниченной ответственностью его участниками. Для подтверждения компетенции Афанасьевой О.В., было достаточно представления заявления по форме N Р14001 и представления протокола общего собрания участников общества от 14 апреля 2009.
Материалами дела также подтверждается, что общество с заявлением по форме N Р14001 вх.2595А от 08 мая 2009 года, повторно заявило в налоговый орган о государственной регистрации изменений сведений о единоличном исполнительном органе общества, в чем обществу было отказано решением налогового органа от 18.05.2009 года (т.1, л/д.31-37) на основании того, что полномочия лица, подписавшего указанное заявление, на такое подписание не подтверждены, в силу незаконно проведенного внеочередного собрания участников общества 14.04.2009г. и назначения О.В. Афанасьевой генеральным директором.
Между тем, как указывал суд апелляционной инстанции ранее, решение от 18 мая 2009 года, принятое по повторному заявлению общества, не может быть принято во внимание, поскольку оно не соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который не наделяет налоговый орган правом на оценку локальных актов хозяйствующих субъектов и признание их принятыми с нарушением законодательства, поскольку указанное относится только к компетенции суда.
Учитывая, что отказ обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, является незаконным, налоговый орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании указанного, апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене как приятное на неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела. Требования общества подлежат удовлетворению.
Отнести на налоговый орган судебные расходы общества в размере 3000 руб., уплаченные по платежным поручениям N 715 от 20.05.2009 и N 1341от 15.07.2009г.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу ООО "Мега-Маг" удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 июля 2009 года по делу N А10-2141/2009 отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"" от 18 мая 2009 года по заявлению ООО "МегаМаг" (вх.2596А от 08.05.2009г.), как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МегаМаг".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия в пользу ООО "МегаМаг" судебные расходы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2141/09
Заявитель: ООО "МегаМаг"
Ответчик: МРИ ФНС N9 по Республики Бурятия
Третье лицо: Рыбаков Виктор Иванович, Козлова Елена Леонидовна
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2995/09