"23" ноября 2009 года |
|
г. Чита |
Дело N А19-13980/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.В. Желтоухова, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица
по делу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 августа 2009 года по делу N А19-13980/09
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Экспресс-Иркутск"
о признании незаконными решений от 07 апреля 2009 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя ООО "Транс-Экспресс-Иркутск": не было;
от заинтересованного лица МИФНС России N 17 по Иркутской области: Коротаева В.Н. - представитель (доверенность от 18.03.2009г. N 03-08/0023469);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Экспресс-Иркутск" (далее -общество, ООО "Транс-Экспресс-Иркутск") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган):
о признании незаконным решения от 07 апреля 2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, полученные 31 марта 2009 года (вх. 3900А); о признании незаконным решения от 07 апреля 2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, полученные 31 марта 2009 года (вх. 3899А);
об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" путем осуществления государственной регистрации изменений в учредительные документы, представленные на государственную регистрацию ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" в лице заявителя Штраус М.В. 31 марта 2009 года (вх. 3900А) по форме Р13001 и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, представленные на государственную регистрацию ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" в лице Штраус М.В. 31 марта 2009 года (вх. 3899А) по форме Р14001.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 августа 2009 года заявленные требования удовлетворены, с инспекции в пользу ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" взысканы судебные расходы в сумме 4 000 рублей. Как следует из судебного акта, основанием для признания решений регистрирующего органа незаконными послужил вывод суда о несоответствии их нормам Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) и нарушении прав Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе инспекция ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новый судебный акт и отказать в удовлетворении требований заявителя, указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценку тому, что протокол общего собрания ООО "Иркутский Доходный Дом" от 31.03.2009 о назначении Штрауса М.В. генеральным директором на период с 31.03.2009г. по 16.04.2009г. был представлен представителем заявителя в ходе судебного разбирательства, в силу чего суд не мог ссылаться при вынесении решения на указанный протокол. Считает, что вывод суда противоречит пункту 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, а вывод о полномочиях Штрауса М.В. как руководителя ООО "Иркутский Доходный Дом" сделан не был, в связи с чем мотивировочная часть судебного акта не соответствует его резолютивной части.
Считает доказанным, что на момент подачи заявления на государственную регистрацию изменений вносимых в учредительные документы ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" (31.03.2009) Штраус М.В. не являлся единоличным исполнительным органом ООО "Иркутский Доходный Дом", в связи с чем не мог заключить сделку 30.01.2009 на покупку доли в уставном капитале ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" от имени и в интересах ООО "Иркутский Доходный Дом" и не мог быть назначен на должность генерального директора ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" Обществом с ограниченной ответственностью "Иркутский Доходный Дом" в лице Штрауса М.В.
Полагает, что с инспекции в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате госпошлины.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал об объявлении перерыва в судебном заседании, которое суд оставил без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд рассмотрел жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании пункта 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 18 февраля 2005 года за основным государственным регистрационным номером 1053808007978.
Решением единственного участника ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" от 30 января 2009 года доля в размере 100% уставного капитала номинальной стоимостью 10 000 рублей продана ООО "Иркутский Доходный Дом".
ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" 31 марта 2009 года представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 - изменения в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица и изменения в связи с продажей Бауман Ю.В. своей доли в уставном капитале ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" третьему лицу ООО "Иркутский Доходный Дом" (вх. 3900А) с приложением следующих документов: устава общества в новой редакции, решение единственного участника от 31 марта 2009 года N 1,
акта приема-передачи от 31 декабря 2008 г., бланка-заявки ООО "Иркутский Доходный Дом" на публикацию о приобретении более 20 % уставного капитала ООО "Транс-Экспресс-Иркутск";
договора аренды от 18 декабря 2008 г., протокола собрания участников ООО "Иркутский Доходный Дом" N 2 от 20 ноября 2008 года;
документа об уплате государственной пошлины.
Кроме того, Общество представило заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001 - сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения возникновении у юридического лица ООО "Иркутский Доходный Дом" обязательственных прав в отношении юридического лица и сведения о прекращении у физического лица Баумана Юрия Викторовича обязательственных прав в отношении юридического лица прав (вх.3899А).
Инспекция решениями от 7 апреля 2009 года отказала в государственной регистрации на основании пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в связи с подписанием заявлений неуполномоченным лицом.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд с указанными требованиями. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным оспариваемых решений необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наличие в Едином государственном реестре сведений, о государственной регистрации изменении которых подано заявление формы N Р14001 от 31 марта 2009 года, предусмотрено подпунктами "д" и "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, а порядок внесения изменений в эти сведения установлен пунктом 2 статьи 17 и статьей 18 Закона N 129-ФЗ. Наличие в Едином государственном реестре сведений, о государственной регистрации изменении в учредительных документах которых подано заявление формы NР13001 от 31 марта 2009 года, предусмотрено подпунктами "в" и "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, а порядок внесения изменений в эти сведения установлен пунктом 1 статьи 17 и статьей 18 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 2 этой же статьи для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Пунктом 4 этой же статьи установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Обстоятельствами, послужившими основанием для обращения 31 марта 2009 года ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" в регистрирующий орган с заявлениями формы N Р13001 и формы NР14001 послужило приобретение ООО "Иркутский Доходный Дом" доли в уставном капитале ООО "Транс-Экспресс-Иркутск".
Регистрирующий орган, отказывая в государственной регистрации соответствующих изменений и внесении их в Единый государственный реестр юридических лиц, сослался на то, что Штраус М.В. согласно решению единственного участника ООО "Иркутский Доходный Дом" N 2 от 20.11.008г. был избран на должность генерального директора на период с 20.11.2008 г. по 05.12.2008 г. На момент обращения 31 марта 2009 года с заявлениями в регистрирующий орган и принятие решения N 1 от 21 марта 2009 года ООО "Иркутский Доходный Дом" о внесении изменений в учредительные документы и назначении Штраус Михаила Валерьевича генеральным директором ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" Штраус М.В. утратил полномочия генерального директора ООО "Иркутский Доходный Дом", в связи с чем решение N 1 от 31 марта 2009 года является ничтожным, и заявления по форме NР14001 и по форме NР13001 считаются подписанными неуполномоченным лицом. Решением N 1 от 31 марта 2009 года учредителя ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" ООО "Иркутский Доходный Дом" в лице генерального директора Штраус М.В. юридический адрес общества был изменен на: Россия, 664004, г.Иркутск, ул.Ракитная, дом 20, оф.2, - сняты с Баумана Юрия Викторовича полномочия генерального директора ООО "Транс-Экспресс-Иркутск", генеральным директором ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" назначен Штраус Михаил Валерьевич с 31 марта 2009 г. по 16 апреля 2009 г., утверждена новая редакция Устава ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" в связи с изменением состава участников и изменением юридического адреса.
Решением от 20 ноября 2008 г. учредителей ООО "Иркутский Доходный Дом" действительно на Штраус М.В. обязанности директора ООО "Иркутский Доходный Дом" были возложены с 20.11.2008 г. по 05.12.2008 г. Однако решением от 31 марта 2009 года учредителей ООО "Иркутский Доходный Дом" на Штраус М.В. обязанности генерального директора ООО "Иркутский Доходный Дом" были возложены с 31 марта 2009 года по 16 апреля 2009 года. Решение учредителей от 31 марта 2009 года является документом свидетельствующем о полномочиях лица, имеющего право на законных основаниях представить в регистрирующий орган заявления о внесении выше названных изменений. Указанное решение является доказательством независимо от того, что было представлено заявителем только в судебном заседании, и не представлялось в регистрационное дело ООО "Иркутский Доходный Дом".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявитель оформил заявления в соответствие с установленными требованиями, и представил к заявлению по форме N Р13001 все предусмотренные Законом N 129-ФЗ документы, то есть требования статей 9, 17, 18 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в действующей на момент обращения в инспекцию редакции) при обращении в регистрирующий орган заявителем были соблюдены.
Действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Таким образом, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не содержит положений, закрепляющих право налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Тот факт, что суд первой инстанции как того требуют положения статьи 71 и части 4 статьи 170 АПК РФ не дал оценку представлению заявителем протокола собрания участников ООО "Иркутский Доходный Дом" от 31 марта 2009 года только в суде и не сделал вывод о полномочиях Штрауса М.В. как руководителя ООО "Иркутский Доходный Дом", не влекут отмену или изменение решения суда, так как не привели к принятию неправильного решения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что инспекцией не представлены доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений в представленных ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" в регистрирующий орган документах и указанных заявлениях, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений, является правильным и не противоречит пункту 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В едином государственном реестре сведений о юридическом лице ООО "Иркутский Доходный Дом" (основной государственный регистрационный номер 1063808142860) на 31 марта 2009 года в сведениях о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, имелась запись о директоре Штраус Михаиле Валерьевиче. Представитель инспекции в судебном заседании подтвердил, что в реестре запись об ограничении полномочий Штрауса М.В. как директора ООО "Иркутский Доходный Дом" каким-либо периодом не содержалась. Следовательно, исходя из положений пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ для целей государственной регистрации сведений о юридических лицах на 31 марта 2009 года запись о директоре ООО "Иркутский Доходный Дом" Штраус Михаиле Валерьевиче являлась достоверной.
Отказав в регистрации изменений в учредительных документах Общества относительно адреса юридического лица и состава его участников, а также сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, инспекция нарушила права и законные интересы ООО "Транс-Экспресс-Иркутск" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статьи 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По настоящему делу государственная пошлина оплачена по квитанции от 07.07.2009г. N 501310767 в сумме 4000 рублей, что соответствует количеству заявленных требований и размеру, установленному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ.
Государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, однако законодателем не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, кто является проигравшей стороной.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о возмещении стороне по делу расходов по оплате государственной пошлины в порядке главы 25.3 Налогового кодекса РФ за счет средств федерального бюджета путем подачи заявления в налоговый орган подлежат отклонению.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит. Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 августа 2009 года по делу N А19-13980/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13980/09
Заявитель: ООО "Транс-Экспресс-Иркутск"
Ответчик: МИФНС N 17 по Иркутской области