"05" ноября 2009 года |
|
г. Чита |
Дело N А78-2863/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Д.Н. Рылова, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу индивидуального предпринимателя Гладких Любовь Александровны
на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 августа 2009 года по делу N А78-2863/2009
по заявлению индивидуального предпринимателя Гладких Любовь Александровны
о признании незаконным отказа Читинской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за 2006, 2007 и 2008 годы (суд первой инстанции: Горкин Д.С.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя ИП Гладких Л.А.: Караваева И.А. - представитель (доверенность от 17 марта 2009 года);
от заинтересованного лица Читинской таможни: Третьякова Г.П. - представитель (доверенность от 14 января 2009 года N 06-14/00211);
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гладких Любовь Александровна (далее - ИП Гладких Л.А., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными отказа Читинской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в 2006 году в сумме 367 000 рублей (исх. N 17-01-16/03898 от 10.04.2009), в 2007 году в сумме 466000 рублей (исх. N 17-01-16/03896 от 10.04.2009), в 2008 году в сумме 260 000 рублей (исх. N 17-01-16/03897 от 10.04.2009).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о том, что уплата таможенных сборов при подаче временной и при подаче полной таможенных деклараций не может толковаться как их двойная уплата, в связи с чем факт излишней уплаты предпринимателем таможенных платежей отсутствует и оснований для возврата заявителю денежных сумм не имеется.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного в результате неправильного применения норм материального права, и просит принять новый судебный акт, указывает на то, что из смысла статьи 60 в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 статьи 11, статьями 123 и 138 Таможенного кодекса РФ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении 07.11.2008 года N 631-О-О, и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 8 июля 2008 года N 4574/08, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношении - процедуры периодического таможенного декларирования. Уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. Считает ссылку суда в обоснование законности отказа таможенного органа в возврате предпринимателю излишне уплаченных таможенных сборов на пункты 7 и 7.1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 и на Решение Верховного Суда РФ от 24.05.2006 г. N ГКПИ06-495 по делу по заявлению ЗАО ПКФ "Кубаньвтомет" о признании недействующим пункта 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 года N 863, несостоятельной в силу того, что Верховный Суд РФ в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 03.08.2006 N КАС06-267 отмечено, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, и отсутствие оснований для регулирования пунктом 7 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 года N 863 условий и размера оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации; а положения пункта 7.1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863, были введены в действие постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220, вступили в силу с 25.03.2009г. и не распространяются на спорные правоотношения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решения суда отменить и полностью удовлетворить заявленные требования.
Представители таможенного органа считают решение суда законным и обоснованным, полагают, что предусмотренный статьей 138 Таможенного кодекса РФ упрощенный порядок декларирования, предполагающий подачу декларации дважды, влечет со стороны таможенного органа обязанность дважды оказать соответствующие услуги, которые подлежат оплате. Таможенные кодекс не содержит принцип упрощенности декларирования как принцип удешевления таможенной процедуры.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании пункта 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что Гладких Любовь Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 19.12.1996 года (ОГРН 304753421500258).
В период с 26 октября 2005 года по 01 июня 2008 года она осуществляла декларирование поставки инопартнеру в КНР товара: лесоматериалы круглые, неокоренные, бревна сосны, лиственницы, - используя упрощенную систему периодического временного декларирования. Денежные средства в счет предстоящей оплаты таможенных платежей предприниматель осуществлял путем внесения авансовых платежей на счет таможни. Оплата таможенных сборов производилась путем списания авансовых платежей с лицевого счета предпринимателя. В период с 26 октября 2005 года по 27 сентября 2006 года предприниматель подал следующие временные таможенные декларации (далее - ВПД), оплатив соответствующий таможенный сбор:
1. 10612050/261005/0011250-5500,00 руб.,
2. 10612050/011105/0011462 - 5500,00 руб.
3. 10612050/011105/0011654 - 7500,00 руб.,
4. 10612050/141105/0011938 - 5500,00 руб.
5. 10612050/231105/0012279-2000,00 руб.,
6. 10612050/231105/0012283-2000,00 руб.
7. 10612050/011205/0012592 - 7500,00 руб.,
8. 10612050/091205/0013010 - 7500,00 руб.
9. 10612050/191205/0013486 - 7500,00 руб.,
10. 10612050/211205/0013857-5500,00 руб.
11. 10612050/291205/0014065 - 7500,00 руб.,
12. 10612050/100106/0000193 - 5500,00 руб.
13. 10612050/170106/0000464 - 7500,00 руб.,
14. 10612050/230106/0000693 - 5500,00 руб.
15. 10612050/260106/0000796 - 2000,00 руб.,
16. 10612050/260106/0000797- 1000,00 руб.
17. 10612050/300106/0000935 - 2000,00 руб.,
18. 10612050/310106/0000976-7500,00 руб.
19. 10612050/100306/0001320 - 5500,00 руб.,
20. 10612050/150206/0001540 - 5500,00 руб.
21. 10612050/200206/0001758 - 5500,00 руб.,
22. 10612050/210206/0001859 - 2000,00 руб.
23. 10612050/280206/0002124 - 5500,00 руб.,
24. 10612050/060306/0002473 - 7500,00 руб.
25. 10612050/070306/0002517 - 7500,00 руб.,
26. 10612050/250306/0002803 - 7500,00 руб.
27. 10612050/210306/0003058 - 5500,00 руб.,
28. 10612050/240306/0003184-5500,00 руб.
29. 10612050/310306/0003473 - 5500,00 руб.,
30. 10612050/040406/0003627 - 7500,00 руб.
31. 10612050/040406/0003856-7500,00 руб.,
32. 10612050/170406/0004140 - 5500,00 руб.
33. 10612050/210406/0004340 - 5500,00 руб.,
34. 10612050/280406/0004711 - 20000,00 руб.
35. 10612050/050506/0005013 - 7500,00 руб.,
36. 10612050/160506/0005444 - 20000,00 руб.
37. 10612050/310506/0006064 - 5500,00 руб., 38.
10612050/010606/0006090 - 7500,00 руб.
39. 10612050/060606/0006261 - 7500,00 руб., 40.
10612050/130606/0006504 - 2000,00 руб.
41. 10612050/230606/0006923 - 5500,00 руб., 42.
10612050/300606/0007279 - 7500,00 руб.
43. 10612050/100706/0007624 - 7500,00 руб., 44.
10612050/170706/0007927 - 7500,00 руб.
45. 10612050/240706/0008215 - 7500,00 руб., 46.
10612050/280706/0008403 - 2000,00 руб.
47. 10612050/040806/0008694 - 7500,00 руб., 48.
10612050/070806/0008770 - 7500,00 руб.
49. 10612050/180806/0009107 - 7500,00 руб., 50.
10612050/280806/0009401 - 5500,00 руб.
51. 10612050/010906/0009561 - 7500,00 руб., 52.
10612050/120906/0009834 - 7500,00 руб.
53. 10612050/250906/0010181 - 7500,00 руб., 54.
10612050/101006/0010720 - 7500,00 руб.
55. 10612050/161006/0010885 - 5500,00 руб., 56.
10612050/181006/0010950 - 5500,00 руб.
57. 10612050/201006/0011048 - 7500,00 руб.,
58. 10612050/271006/0011241-5500,00 руб.
59. 10612050/311006/0011357-2000,00 руб.,
60. 10612050/290906/0010411 - 7500,00 руб.
61. 10612050/270906/0010284 - 5500,00 руб.
Всего предприниматель при подаче указанных ВПД уплатил 382500,00 рублей.
В установленном пунктом 2 статьи 138 Таможенного кодекса РФ порядке после вывоза заявленных на экспорт товаров в период с 27.01.2006 года по 11.12.2006 года предприниматель подал соответствующие указанным ВПД следующие полные таможенные декларации (ППД), оплатив соответствующий таможенный сбор:
1. 10612050/270106/0000842 - 2000,00 руб.,
2. 10612050/080206/0001262 - 5500,00 руб.
3. 10612050/100206/0001328 - 7500,00 руб.,
4. 10612050/080206/0001250 - 5500,00 руб.
5. 10612050/080206/0001237 - 2000,00 руб.,
6. 10612050/080206/0001240 - 2000,00 руб.
7. 10612050/270306/0003271 - 7500,00 руб.,
8. 10612050/270306/0003259 - 7500,00 руб.
9. 10612050/270306/0003265 - 7500,00 руб.,
10. 10612050/270306/0003277 - 5500,00 руб.
11. 10612050/260406/0004579 - 7500,00 руб.,
12. 10612050/250406/0004547 - 5500,00 руб.
13. 10612050/250406/0004545 - 7500,00 руб.,
14. 10612050/250406/0004537 - 5500,00 руб.
15. 10612050/250406/0004533 - 2000,00 руб.,
16. 10612050/250406/0004523 - 1000,00 руб.
17. 10612050/250406/0004529 - 2000,00 руб.,
18. 10612050/260506/0005867 - 7500,00 руб.
19. 10612050/290506/0005961 - 5500,00 руб.,
20. 10612050/290506/0005956 - 5500,00 руб.
21. 10612050/290506/0005983 - 5500,00 руб.,
22. 10612050/290506/0005959 - 2000,00 руб.
23. 10612050/130606/0006510 - 5500,00 руб.,
24. 10612050/300606/0006488 - 5500,00 руб.
25. 10612050/300606/0006488 - 5500,00 руб.,
26. 10612050/080606/0006361 - 5500,00 руб.
27. 10612050/030606/0006480 - 5500,00 руб.,
28. 10612050/080606/0006359 - 5500,00 руб.
29. 10612050/270706/0008349 - 2000,00 руб.,
30. 10612050/270706/0008354 - 7500,00 руб.
31. 10612050/280706/0008382 - 7500,00 руб.,
32. 10612050/270706/0008355 - 5500,00 руб.
33. 10612050/270706/0008346 - 2000,00 руб.,
34. 10612050/250806/0009333 -20000,00 руб.
35. 10612050/280806/0009433 - 7500,00 руб.,
36. 10612050/280806/0009445 - 7500,00 руб.
37. 10612050/130906/0009883 - 5500,00 руб.,
38. 10612050/130906/0009888 - 7500,00 руб.
39. 10612050/130906/0009869 - 7500,00 руб.,
40. 10612050/130906/0009874 - 2000,00 руб.
41. 10612050/260906/0010229 - 2000,00 руб.,
42. 10612050/250906/0010195 - 5500,00 руб.
43. 10612050/121006/0010818 - 7500,00 руб.,
44. 10612050/051006/0010600 - 7500,00 руб.
45. 10612050/091006/0010674 - 7500,00 руб.,
46. 10612050/011006/0010740 - 2000,00 руб.
47. 10612050/081106/0011660-7500,00 руб.,
48. 10612050/081106/0011680-5500,00 руб.
49. 10612050/081106/0011664-7500,00 руб.,
50. 10612050/221106/0012187-5500,00 руб.
51. 10612050/061206/0012772-7500,00 руб.,
52. 10612050/241106/0012251 -7500,00 руб.
53. 10612050/061206/0012767 -7500,00 руб.,
54. 10612050/211206/0013380 -7500,00 руб.
55. 10612050/201206/0013350 -7500,00 руб.,
56. 10612050/201206/0013342 -7500,00 руб.
57. 10612050/181206/0013251-20000,00 руб.,
58. 10612050/151206/0013151 -1000,00 руб.
59. 10612050/151206/0013158-5500,00 руб.,
60. 10612050/111206/0012955 -7500,00 руб.
60. 10612050/111206/0012942 -5500,00 руб.
Всего предприниматель при подаче указанных ППД уплатил 367000,00 рублей.
В период с 02.11.2006 года по 21.09.2007 года предприниматель подал следующие ВПД, оплатив соответствующий таможенный сбор:
1. 10612050/021106/0011502 - 7500,00 руб.,
2. 10612050/071106/0011628 - 7500,00 руб.
3. 10612050/161106/0011956-7500,00 руб.,
4. 10612050/201106/0012091 - 7500,00 руб.
5. 10612050/241106/0012273 - 5500,00 руб.,
6. 10612050/011206/0012594 - 7500,00 руб.
7. 10612050/061206/0012791 - 7500,00 руб.,
8. 10612050/141206/0013117- 7500,00 руб.
9. 10612050/181206/0013247 - 7500,00 руб.,
10. 10612050/121206/0013438 - 7500,00 руб.
11. 10612050/221206/0013439 - 2000,00 руб.,
12. 10612050/281206/0013822 - 20000,00 руб.
13. 10612050/281206/0013829 - 7500,00 руб.,
14. 10612050/160107/0000333 - 7500,00 руб.
15. 10612050/230107/0000527 - 20000,00 руб.,
16. 10612050/310107/0000937-7500,00 руб.
17. 10612050/060207/0001253 - 7500,00 руб.,
18. 10612050/080207/0001354 - 5500,00 руб.
19. 10612050/090207/0001410 - 7500,00 руб.,
20. 10612050/140207/0001571 - 7500,00 руб.
21. 10612050/210207/0001901 - 7500,00 руб.,
22. 10612050/270207/0002142 - 7500,00 руб.
23. 10612050/060307/0002538 - 7500,00 руб.,
24. 10612050/090307/0002679 - 5500,00 руб.
25. 10612050/090307/0002680 - 7500,00 руб.,
26. 10612050/130307/0002834 - 7500,00 руб.
27. 10612050/190307/0003127 - 5500,00 руб.,
28. 10612050/230307/0003310-5500,00 руб.
29. 10612050/290307/0003608 - 7500,00 руб.,
30. 10612050/020407/0003860 - 5500,00 руб.
31. 10612050/030407/0003927 - 7500,00 руб.,
32. 10612050/060407/0004050 - 7500,00 руб.
33. 10612050/130407/0004383- 20000,00 руб.,
34. 10612050/170407/0004535 - 2000,00 руб.
35. 10612050/270407/0005027 - 7500,00 руб.,
36. 10612050/020507/0005263 - 7500,00 руб.
37. 10612050/080507/0005583 - 7500,00 руб.,
38. 10612050/110507/0005665 - 2000,00 руб.
39. 10612050/150507/0005845 - 7500,00 руб.,
40. 10612050/210507/0006134 - 7500,00 руб.
41. 10612050/310507/0006606-7500,00 руб.,
42. 10612050/310507/0006603 - 2000,00 руб.
43. 10612050/190607/0007430 - 7500,00 руб.,
44. 10612050/270607/0007781 - 2000,00 руб.
45. 10612050/060707/0008211 - 5500,00 руб.,
46. 10612050/120707/0008456 - 7500,00 руб.
47. 10612050/180707/0008667 - 5500,00 руб.,
48. 10612050/070807/0009519 - 7500,00 руб.
49. 10612050/070807/0009488 - 7500,00 руб.,
50. 10612050/160807/0009824 - 2000,00 руб.
51. 10612050/170807/0009878 - 7500,00 руб.,
52. 10612050/130807/0009714 - 5500,00 руб.
53. 10612050/140807/0009756 - 7500,00 руб.,
54. 10612050/230807/0010097 - 7500,00 руб.
55.10612050/030907/0010537 - 20000,00руб.
56. 10612050/140907/0010943- 20000,00 руб.
57. 10612050/180907/0011087 - 5500,00 руб.
58. 10612050/210907/0011172 - 20000,00 руб.
Всего предприниматель при подаче указанных ВПД уплатил 466000,00 рублей.
В установленном пунктом 2 статьи 138 Таможенного кодекса РФ порядке после вывоза заявленных на экспорт товаров в период с 09.02.2007 года по 21.11.2007 года предприниматель подал соответствующие указанным ВПД следующие ППД, оплатив соответствующий таможенный сбор:
1. 10612050/090207/0001427 -7500,00 руб.,
2. 10612050/190207/0001819 -7500,00 руб.
3. 10612050/090207/0001390 -7500,00 руб.,
4. 10612050/090207/0001396 -7500,00 руб.
5. 10612050/080207/0001385 -7500,00 руб.,
6. 10612050/050307/0002512 -7500,00 руб.
7. 10612050/030307/0002518 -7500,00 руб.,
8. 10612050/050307/0002511 -7500,00 руб.
9. 10612050/050307/0002507 -7500,00 руб.,
10. 10612050/250307/0003424 -7500,00 руб.
11.10612050/230307/0003304-2000,00 руб.,
12.10612050/160407/0004505 - 20000,00 руб.
13.10612050/070407/0004081 - 7500,00 руб.,
14.10612050/210407/0004743 - 7500,00 руб.
15.10612050/220407/0004751-20000,00 руб.,
16. 10612050/050507/0005436 - 7500,00 руб.
17. 10612050/120507/0005731 -7500,00 руб.,
18. 10612050/100507/0005629-5500,00 руб.
19. 10612050/090507/0005602 - 7500,00 руб.,
20.10612050/090507/0005603- 20000,00 руб.
21. 10612050/120507/0005546 - 7500,00 руб.,
22. 10612050/100607/0007086 - 7500,00 руб.
23. 10612050/120607/0007145- 7500,00 руб.,
24. 10612050/120607/0007895- 5500,00 руб.
25. 10612050/100607/0007082- 7500,00 руб.,
26. 10612050/100607/0007079- 7500,00 руб.
27. 10612050/100607/0007088- 5500,00 руб.,
28. 10612050/080607/0006973- 5500,00 руб.
29. 10612050/280707/0009055- 7500,00 руб.,
30. 10612050/280707/0009052- 5500,00 руб.
31. 10612050/280707/0009046- 7500,00 руб.,
32. 10612050/280707/0009050- 7500,00 руб.
33. 10612050/280707/0009057- 20000,00 руб.,
34. 10612050/280707/0009085 -2000,00 руб.
35. 10612050/290807/0010309 - 7500,00 руб.,
36. 10612050/280707/0010285 - 7500,00 руб.
37. 10612050/290807/0010357 - 7500,00 руб.,
38. 10612050/280807/0010273 - 5500,00 руб.
39. 10612050/290807/0010377 - 7500,00 руб.,
40. 10612050/280807/0010269 - 7500,00 руб.
41. 10612050/220907/0011233 -7500,00 руб.,
42. 10612050/270907/0011443 - 2000,00 руб.
43. 10612050/280907/0011536 - 7500,00 руб.,
44. 10612050/280907/0011515 -5500,00 руб.
45. 10612050/211007/0012477 - 7500,00 руб.,
46. 10612050/211007/0012508 - 5500,00 руб.
47. 10612050/211007/0012507 - 5500,00 руб.,
48. 10612050/281107/0014137-7500,00 руб.
49. 10612050/281107/0014118-7500,00 руб.,
50. 10612050/291107/0014159 - 2000,00 руб.
51. 10612050/281107/0014124-7500,00 руб.,
52. 10612050/281107/0014114 - 5500,00 руб.
53. 10612050/291107/0014213-7500,00 руб.,
54. 10612050/291107/0014174 - 7500,00 руб.
55. 10612050/211207/0015357-20000,00 руб.,
56. 10612050/261207/0019912 -20000,00 руб.
57. 10612050/201207/0015260 - 5500,00 руб.,
58. 10612050/211207/0015347 - 7500,00 руб.
Всего предприниматель при подаче указанных ППД уплатил 449500,00 рублей.
В период с 03.09.2007 года по 29.02.2008 года предприниматель подал следующие ВПД, оплатив соответствующий таможенный сбор:
1. 10612050/030907/0010542 - 20000,00 руб.,
2. 10612050/051007/0011898-20000,00 руб.
3. 10612050/161007/0012280 - 5500,00 руб.,
4. 10612050/201007/0012432 - 20000,00 руб.
5. 10612050/241001/0012613 - 20000,00 руб.,
6. 10612050/121107/0013438-20000,00 руб.
7. 10612050/161107/0013615-2000,00 руб.,
8. 10612050/201107/0013736-20000,00 руб.
9. 10612050/201207/0015227 - 20000,00 руб.,
10. 10612050/031207/0014408- 20000,00 руб.
11. 10612050/071207/0014648-5500,00 руб.,
12. 10612 050/111207/0014808 - 7500,00 руб.
13. 10612050/111207/0014805-2000,00 руб.,
14. 10612050/210108/0000567 - 7500,00 руб.
15. 10612050/220108/0000626 - 7500,00 руб.,
16. 10612050/250108/0000744 - 7500,00 руб.
17. 10612050/080208/0001306 - 20000,00 руб.,
18. 10612050/120208/0001449 - 20000,00 руб.
19. 10612050/220208/0001899 - 7500,00 руб.,
20. 10612050/290208/0002183 - 7500,00 руб.
Всего предприниматель при подаче указанных ВПД уплатил 260000,00 рублей.
В установленном Таможенным кодексом РФ порядке предприниматель в период с 11.02.2008 года по 01.06.2008 года подал соответствующие указанным ВПД следующие ППД, оплатив соответствующий таможенный сбор:
1. 10612050/110208/0001371- 7500,00 руб.,
2. 10612050/280108/0000837- 20000,00 руб.
3. 10612050/280108/0000935 -5500,00 руб.,
4. 10612050/290108/0000903 - 20000,00 руб.
5. 10612050/290108/0000930 - 20000,00 руб.,
6. 10612050/110208/0001374 - 20000,00 руб.
7. 10612050/250208/0002149 - 2000,00 руб.,
8. 10612050/110208/0001379 - 20000,00 руб.
9. 10612050/170308/0002868 - 20000,00 руб.,
10. 10612050/300108/0003525 -20000,00 руб.
11. 10612050/170308/0002875 -5500,00 руб.,
12. 10612050/170308/0002871 -20000,00 руб.
13. 10612050/170308/0002867 - 2000,00 руб.,
14. 10612050/230408/0004519 - 7500,00 руб.
15. 10612050/220408/0004481 - 7500,00 руб.,
16. 10612050/270408/0004736 - 7500,00 руб.
17. 10612050/290508/0005941 -20000,00 руб.,
18. 10612050/250508/0005787 - 20000,00 руб.
19. 10612050/270508/0005661 - 7500,00 руб.,
20. 10612050/010608/0006072 - 7500,00 руб.
Всего предприниматель при подаче указанных ППД уплатил 260000,00 рублей.
Предприниматель 02 апреля 2009 года обратился в Читинскую таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных сборов при предоставлении полных таможенных деклараций за 2006 год в сумме 367000 рублей, за 2007 года в сумме 466 000 рублей и за 2008 года в сумме 260 000 рублей.
10.04.2009 таможенный орган направил предпринимателю ответы исх.N 17-01-16/03898 об отказе в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных в 2006 году, исх.N 17-01-16/03896 об отказе в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных в 2007 году, и исх.N 17-01-16/03897 об отказе в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных в 2008 году, указав, что подача полной таможенной декларации сопровождается уплатой сборов за таможенное оформление, несмотря на их уплату при подаче временных таможенных деклараций. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя в суд с настоящим заявлением.
Отказ таможенного органа в возврате предпринимателю денежных средств в виде излишне уплаченных таможенных сборов является незаконным, а выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права в силу следующего.
Согласно подпункту 1 статьи 357.1 Таможенного кодекса РФ одним из видов таможенного сбора является таможенный сбор за таможенное оформление. В соответствии с пунктом 1 статьи 357.5 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы.
Пунктом 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно установленного статьей 357.7 Таможенного кодекса РФ порядка уплаты, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров. Статьей 357.10 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таможенное оформление является одним из видов таможенных процедур (подраздел 1 раздела II Таможенного кодекса РФ). Из вышеназванных норм следует однозначный вывод, что таможенным сбором оплачивается таможенное оформление в целом как таможенная процедура.
Как установлено статьей 60 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление товаров при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Понятие таможенной операции дано в подпункте 20 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ как отдельного действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемого лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Таким образом, представление таможенной декларации является не таможенным оформлением, а одной из таможенных операций, совершаемых при таможенном оформлении. В соответствии со статьей 137 Таможенного кодекса РФ периодическое временное декларирование российских товаров, установленное статьей 138 Кодекса, является одним из видов упрощенного порядка декларирования.
Пунктами 1 и 4 статьи 138 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Согласно пункту 2 этой же статьи, после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации, декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. Пунктом 2 статьи 137 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 132 Таможенного кодекса РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Исходя из системного анализа вышеназванных положений статей 137, 138, 124 и 132 Таможенного кодекса РФ при периодическом временном декларировании российских товаров документом, содержащим сведения, имеющие юридическое значение, в частности для целей исчисления и взимания таможенных сборов как одного из видов таможенных платежей (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ) является полная таможенная декларация, и принятием таможенной декларации как предусмотренного статьей 132 Таможенного кодекса РФ юридически значимого акта является принятие полной таможенной декларации.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 07 ноября 2008 года N 631-О указал, что по смыслу статьи 60 Таможенного кодекса РФ в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2008 N 4574/08 указал, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации являются оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. Таким образом, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, и уплата таможенных сборов дважды: как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, в спорный период противоречит положениям Таможенного кодекса РФ.
Пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учётом данного вывода установленная пунктом 7 постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Пунктом 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса РФ установлено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2004 года N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" установлены различные размеры ставок таможенных сборов за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров, в зависимости от таможенной стоимости этих товаров.
Следовательно, размер ставки таможенного сбора за таможенное оформление предпринимателем товаров, перемещавшихся по спорным ВПД и ППД, должен был определяться исходя их таможенной стоимости товаров, указанной в ППД. Всего в 2006 году предприниматель при таможенном оформлении товара по представленным ВПД и ППД должен был уплатить таможенный сбор в сумме 367 000 рублей, а уплатил 749 500 рублей (367000руб.+382500руб.). В 2007 году предприниматель при таможенном оформлении товара по представленным ВПД и ППД должен был уплатить таможенный сбор в сумме 449 500 рублей, а уплатил 915 500 рублей 466000руб.+449500руб.). В 2008 году предприниматель при таможенном оформлении товара по представленным ВПД и ППД должен был уплатить таможенный сбор в сумме 260 000 рублей, а уплатил 520 000 рублей (260000руб.+260000руб.).
В силу пунктов 1, 2 статьи 355 Таможенного кодекса излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 4 этой статьи установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Излишняя уплата таможенного сбора в 2006 году составила 382 500 рублей, в 2007 году - 466 000 рублей, а в 2008 году - 260 000 рублей на возврат или зачет которых в соответствии с пунктом 1 статьи 357.8 и пунктом 2 статьи 355 Таможенного кодекса РФ предприниматель имел право на момент обращения с заявлением в таможенный орган, однако за 2006 год предприниматель просит взыскать только 367 000 рублей и суд не может выйти за пределы заявленных требований.
Таким образом, отказы Читинской таможни в возврате предпринимателю излишне уплаченных таможенных сборов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания их незаконными с возложением на таможенный орган обязанности в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения.
Ссылка суда на положения пункта 7.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863, введенного в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 и вступившего в силу с 25 марта 2009 года, не может быть принята во внимание, поскольку данная норма не действовала на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, суд при вынесении решения неправильно применил (истолковал) закон, что в соответствии с пунктом 3 части 2 и пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда и удовлетворении заявленных требований.
Согласно статьи 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам, распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, происходит в порядке, установленном статьей 110 АПК РФ, частью 1 которой установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требований предпринимателя в его пользу с Читинской таможни подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 350 рублей (300 рублей, уплаченные по квитанции N 462107398 от 08.05.2009г. при подаче заявления в суд первой инстанции, и 50 рублей подлежащих уплате на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы на решение суда и уплаченные по квитанции N 537412870 от 02.09.2009г). Государственная пошлина в размере 100 рублей, уплаченная при подаче апелляционной жалобы на решение суда по квитанции N 537412870 от 02.09.2009г., является излишне уплаченной и подлежит на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ возврату предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 августа 2009 года по делу N А78-2863/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования индивидуального предпринимателя Гладких Любовь Александровны удовлетворить.
Признать незаконными отказы Читинской таможни: N 17-01 -16/03898 от 10 апреля 2009 года в возврате излишне уплаченных в 2006 году таможенных сборов в сумме 367 000 рублей, N 17-01-16/03896 от 10 апреля 2009 года в возврате излишне уплаченных в 2007 году таможенных сборов в сумме 466000 рублей, N 17-01-16/03897 от 10 апреля 2009 года в возврате излишне уплаченных в 2008 году таможенных сборов в сумме 260 000 рублей, - как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации. Обязать Читинскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Гладких Любовь Александровны.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Гладких Любовь Александровне излишне уплаченную государственную пошлину из Федерального бюджета в сумме 100 рублей. Выдать справку о возврате госпошлины.
Взыскать с Читинской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Гладких Любовь Александровны судебные расходы в сумме 350 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2863/09
Заявитель: Гладких Любовь Александровна
Ответчик: Читинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3779/09