г. Чита |
Дело N А19-15314/09 |
"09" ноября 2009 г. |
N 04АП-4185/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Н.В. Клочковой, Г.Г.Ячменёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2009 года
по делу N А19-15314/09,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области
к индивидуальному предпринимателю Демешко Сергею Владимировичу
о взыскании 257 рублей 60 копеек, принятое судьей Красько Б.В.,
при участии:
от заявителя: не было;
от ответчика: не было
и УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области, обратился с заявлением к индивидуальному предпринимателю Демешко Сергею Владимировичу о взыскании 257 рублей 60 копеек за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 27 августа 2009 года заявителю отказано в удовлетворении требований. Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определение понятий "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" дано в статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Согласно положениям пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика наемных работников, следовательно, ответчик не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Срок представления сведений данной категорией лиц Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен.
Учитывая изложенное, у заявителя не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и следовательно требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Пенсионный фонд, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить. Представитель Пенсионного фонда в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 17071856.
Из апелляционной жалобы Пенсионного фонда следует, что в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ ( в редакции от 01.04.1996 г.) было предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318 " О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".
Пунктом 38 Инструкции ( в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 г. N 422) установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведении об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.
В решении Арбитражного суда указано, что срок представления сведении физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ не установлен, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано.
Как указано заявителем, данный вывод суда является ошибочным, так как хотя срок представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ не определен, он установлен действующим законодательством, а именно Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лиц для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318, и следовательно имеются правовые основания для привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, почтовый конверт N 1707184 возвращён в адрес суда с отметкой "Отсутствие адресата по указанному адресу".
Отзыва на апелляционную жалобу ответчик суду не представил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к выводам, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области , обратилось в Арбитражный суд Иркутской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Демешко Сергея Владимировича о взыскании 257 рублей 60 копеек на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете, Закон) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Предпринимателем в срок до 01 марта 2009 года не были представлены в территориальный орган пенсионного фонда сведения по индивидуальному (персонифицированному) учёту за 2008 год.
Сделав вывод о том, что предпринимателем не представлены в установленный Законом об индивидуальном учете срок (ежегодно до 1 марта) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, фонд составил акт от 13.03.2009 N 3 и вынес решение от 28.04.2009 N 3 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке фонд обратился в арбитражный суд за его принудительным взысканием.
В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 Закона определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя;
при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Закона определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Следовательно, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Однако в настоящем деле названные обстоятельства фондом не доказаны и материалами дела не подтверждены. В связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом об индивидуальном учете, не относится.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона неприменима.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для привлечения предпринимателя как страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ.
Кроме того, согласно доводам заявителя, копия акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании N 3 от 13.03.2009 года направлена ответчику по почте заказным письмом с уведомлением. Как следует из материалов дела (л.д. 7) актом N 3 от 13.03.2009г. ответчику разъяснено, что рассмотрение акта с учётом представленных страхователем документов состоится в 10 00 часов 02 апреля 2009 года. В материалах дела отсутствуют доказательства рассмотрения материалов проверки 02 апреля 2009 года.
Таким образом, в нарушение положений статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации решение фонда от 28.04.2009 N 44 о привлечении предпринимателя к ответственности вынесено без участия предпринимателя и при отсутствии доказательств надлежащего его извещения о времени и месте рассмотрения акта об установлении факта правонарушения, что является нарушением существенных условий процедуры привлечения страхователя к ответственности, поскольку лицо, в отношении которого составлен акт, был лишён возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представлять свои объяснения Нарушение процедуры привлечения страхователя к ответственности является самостоятельным основанием для отказа пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы пенсионного фонда.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Иркутской области от "27" августа 2009 года по делу N А19-15314/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15314/09
Заявитель: УПФР в Нижнеудинском районе
Ответчик: Демешко Сергей Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4185/09