г. Томск |
N 07АП-7649/09 |
11 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Бородулиной И.И., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии в заседании: Клименко Н.А., доверенность от 25.07.2009 г.; Брок Л.П., доверенность от 09.11.2009 г.; Стаховской А.О., доверенность от 08.04.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.07.2009г.
по делу N А27-8755/2009 (судья Потапов Н.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка третьи лица:
Деменишина Лидия Семеновна, Общество с ограниченной ответственностью "УК "Грин Хаус"
о признании недействительным решения от 28.05.2009г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов и обязании произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Топаз" в связи с его ликвидацией
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка о признании недействительным решения от 28.05.2009г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов и обязании произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Топаз" в связи с его ликвидацией.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 31.07.2009г. в удовлетворении требований ООО "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания" обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям:
- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права: ст. 21-23 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так как заявителем представлен полный пакет документов, содержащих достоверные сведения; ст. 62-64 НК РФ, так как заявителем выполнены все мероприятия, проведены ликвидационные действия, расчеты с кредиторами завершены.
Более подробно доводы ООО "Кузнецкинвестстрой" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители апеллянта доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель налогового органа возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.07.2009г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, суд должен проверить оспариваемые действия, установить, соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту, а также установить наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органа или лица, совершивших оспариваемые действия. Суд также должен установить, нарушают ли оспариваемые действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Материалами дела установлено, что 29.12.2008г. общим собранием участников Общества принято решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
В трехдневный срок ООО "Кузнецкинвестстрой" направило в Инспекцию уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, о назначении ликвидационной комиссии.
Общество получило свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 42 N 002905747 за государственным регистрационным номером 2094217004572 в внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, свидетельство серия 42 N 002905748 за государственным регистрационным номером 2094217004594 о внесении записи в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, а также свидетельство серии 42 N 002962109 за государственным регистрационным номером 2094217034250 о внесении записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Заявка на сообщение о ликвидации общества и предъявлении требований кредиторов подана в журнал "Вестник государственной регистрации" 30.12.2008г., в соответствии с которой требования кредиторов общества могут быть предъявлены в течение 2-х месяцев с момента публикации соответствующего объявления (опубликовано 28.01.2009г.).
30.03.2009г. в регистрирующий орган представлен промежуточный ликвидационный баланс, а также уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц сделана запись N 2094217034250 от 03.04.2009г.
21.05.2009г. Общество в адрес Инспекции направило заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, с приложением ликвидационного баланса, документа об уплате государственной пошлины, документа, подтверждающего предоставление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
По результатам рассмотрения указанного заявления 28.05.2009г. регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации. Налоговый орган пришел к выводу о том, что заявитель имеет непогашенную задолженность по налогам и сборам перед бюджетом, а также перед Деменишиной Л.С., ООО "УК "Грин Хаус", ликвидационный баланс содержит недостоверные данные, следовательно, по мнению налогового органа, он считается не представленным.
Решение Инспекции от 28.05.2009 б/н является ненормативным актом государственного органа и порождает определенные последствия для ООО "Кузнецкинвестстрой".
Частями 1 и 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), и установить порядок и сроки ликвидации.
Из положений частей 1, 2, 5 статьи 63 гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторам. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержат сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статьей 21 указанного Закона о государственной регистрации N 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который, как правильно указал суд первой инстанции, в силу части 4 статьи 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Так, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
При этом в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Помимо заявления в регистрирующий орган представляются: ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины и документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Подпунктом "а" части 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Из материалов дела усматривается, что Обществом в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации, что подтверждается распиской регистрирующего органа о получении документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица Доводы регистрирующего органа о том, что ликвидационный баланс считает непредставленным, поскольку в нем отражены недостоверные сведения, не может быть принят апелляционным судом.
По мнению налогового органа, в реестр требований кредиторов неправомерно не включены кредиторы Деменишина Л.С. и ООО "УК "Грин Хаус", не учтена задолженность по налогам в бюджет, в связи с чем, общество неправомерно не указало данную задолженность в ликвидационном балансе.
Вместе с тем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в нарушение части первой статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не доказала, что ею своевременно приняты все меры, направленные на взыскание задолженности перед бюджетом в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке, а также заявлены требования в указанный в объявлении о ликвидации Общества срок.
Как правильно установлено судом первой инстанции, налоговому органу было известно о ликвидации ООО "Кузнецкинвестстрой", о чем свидетельствует внесение записей в Единый государственный реестр юридических лиц в декабре 2008 года. В предусмотренный законом срок никто из кредиторов, в том числе Инспекция, с требованием о включении задолженности в реестр требований кредиторов не обращались ни к ООО "Кузнецкинвестстрой". Требование о погашении имеющейся недоимки перед бюджетом налогоплательщику в процессе процедуры ликвидации не предъявлялось, в материалах дела имеется справка налогового органа по состоянию на 07.07.2009г. об отсутствии задолженности по налогам.
На момент сдачи ликвидационного баланса (14.05.2009г.) отсутствовали вступившие в законную силу решения налогового органа о привлечении заявителя к ответственности, доначислении ему налогов и пеней. Акты налогового органа, составленные по результатам налоговых проверок, проведенных в отношении заявителя, не являются основанием для образования задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что Деменишина Л.С. требования о включении задолженности в реестр требований кредиторов не заявляла, решения суда на момент истечения срока принятия претензий кредиторов, Деменишиной Л.С. не предъявлялось. Более того, из материалов дела усматривается, что решение суда по спору о признании законными требований Деменишиной Л.С. к ООО "Кузнецкинвестстрой" на момент окончания формирования требований кредиторов и составления ликвидационного баланса не состоялось.
ООО "УК "Грин Хаус" не обращалось к заявителю с требованием о включении его в реестр кредиторов, не обращалось в суд для получения соответствующего решения.
Из материалов дела усматривается, что спорные счета принимались ООО "Кузнецкинвестстрой" к оплате с частичным отказом от акцепта по каждому спорному счету.
Кроме того, как указано выше, в материалах дела имеются справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.07.2009, согласно которым задолженность перед бюджетом у общества отсутствовала. При этом апелляционный суд учитывает, что ликвидационный баланс составлен и утвержден ООО "Кузнецкинвестстрой" после истечения срока, предусмотренного для заявления требований кредиторов, в установленном пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
В связи с отсутствием надлежащих доказательств кредиторской задолженности Деменишиной Л.С., ООО "УК "Грин Хаус" и задолженности перед бюджетом ООО "Кузнецкинвестстрой" не показало ее в промежуточном и ликвидационном балансе, то есть фактически Общество не признало наличие задолженности перед указанными кредиторами.
В соответствии со статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.
Из материалов дела также следует, что Общество до настоящего времени не признает наличие у него задолженности перед бюджетом, а также перед Деменишиной Л.С. и ООО "УК "Грин Хаус". Принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения налоговым органом порядка взыскания обязательных платежей в соответствии с требованиями главы 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отсутствие доказательств обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать представленный ООО "Кузнецкинвестстрой" ликвидационный баланс недостоверным.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции усматривает неправильное применение судом норм материального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными, что является основанием для отмены решения суда, установленным ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию в пользу Общества с ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка по первой инстанции в сумме 2000 руб., по апелляционной инстанции в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ст. 110, ст. 156, п.2 ст.269, п.1 ч.1 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.07.2009 г. по делу N А27-8755/2009 отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания" удовлетворить.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области от 28.05.2009г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области государственную пошлину в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания" в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8755/2009
Истец: ООО "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания"
Ответчик: ИФНС России по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области
Третье лицо: ООО "УК "ГРИН ХАУС", Деменишина Лидия Семеновна