г. Томск |
Дело N 07АП-8778/09 (А02-697/2009) |
12.11.2009г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В. В. Кресса
судей: Е. В. Кудряшевой Л. Е. Лобановой
при ведении протокола судебного заседания судьей В. В. Крессом
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен) от ответчика: не явился (извещен)
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009г.
по делу N А02-697/2009
(судья Е. Ф. Кириченко) по иску ОАО "Алтайэнергосбыт" в лице филиала "Горно-Алтайский"
к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай третьи лица: Министерство финансов Республики Алтай; Отдел социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район"
о взыскании 316 710 руб. 70 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" в лице филиала "Горно-Алтайский" (далее - ОАО "Алтайэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай к отделу социального развития администрации Муниципального образования "Шебалинский район" (далее - ОСР МО "Шебалинский район") с иском о взыскании 12500 руб.
Определением суда первой инстанции от 27.05.2009г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Алтай (далее - Минфин РФ) (л. д. 1-2).
В процессе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял сумму иска, в итоге просил взыскать 316 710 руб. 70 коп. (л. д. 38). Истец также заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - ОСР МО "Шебалинский район" на Минфин РФ и привлечении ОСР МО "Шебалинский район" к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Судом указанное ходатайство было удовлетворено (л. д. 33-37).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009г. (резолютивная часть решения объявлена 17.09.2009г.) по делу N А02-697/2009 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 268 398 руб. 90 коп. убытков. В остальной части иска отказано (л. д. 114-123).
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Минфин РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, отказать в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральное законодательство безусловно сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам РФ передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Надлежащим ответчиком по спору выступает Минфин РА. Финансирование расходов на предоставление льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета. Кроме того, изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств осуществляется до 25 декабря текущего года (л. д.126-129).
Минфин РА в отзыве на апелляционную жалобу считает ее не подлежащей удовлетворению. Третье лицо указало, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки. Следовательно, ее предоставление населению является расходным обязательством РФ. Ответчик не доказал выполнение федеральными органами государственной власти обязательств по выделению денежных средств на указанные расходы в бюджет ни на 2008 г., ни на 2009 г.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, письменные отзывы на апелляционную жалобу ОАО "Алтайэнергосбыт" и ОСР МО "Шебалинский район" не представили.
Дело по апелляционной жалобе рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон и третьих лиц на основании ч. ч. 3 и 5 ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009г., суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.12.2008г. между ОАО "Алтайэнергосбыт" и ОСР МО "Шебалинский район" был заключен договор N 4-е, регулирующий отношения сторон договора по снабжению населения Шебалинского района электрической энергией на условиях льготной оплаты, согласно условиям которого ОАО "Алтайэнергосбыт" обязалось обеспечивать снабжение населения Шебалинского района, пользующегося льготами, электрической энергией в пределах нормативов потребления для лиц, пользующихся льготами и в пределах фактического объема потребления, ОСР МО "Шебалинский район" обязался ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчетным, возмещать расходы ОАО "Алтайэнергосбыт" (л. д. 7-9).
В соответствии с п. 4.1. срок действия договора N 4-е от 30.12.2008г. установлен с 01.01.2009г. до 01.07.2009г.
В связи с невозмещением понесенных расходов в добровольном порядке за период с января 2009 г. по май 2009 г. в сумме 316 710 руб. 70 коп. за предоставленные льготы согласно Федеральному закону от 10.07.1992г. "Об образовании" и Закона Республики Алтай N 43-РЗ от 07.06.2005г. "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай", ОАО "Алтайэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности заявленных истцом требований, вместе с тем размер убытков, определен истцом с учетом НДС, начисленного на стоимость предоставленных льгот. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма убытков без учета НДС.
Апелляционный суд, оценив имеющиеся в материалах дела документы в установленном ст. 71 АПК РФ порядке, считает, что судом первой инстанции сделаны верные выводы по существу заявленного требования.
В качестве доказательства предоставления льгот истцом представлены счета-фактуры N 312301090004Л от 23.01.2009г., N 132402090004Л от 24.02.2009г., N 132603090004Л от 26.03.2009г., N 132704090004Л от 27.04.2009г., N 132605090004Л от 26.05.2009г. на общую сумму 316 710 руб. 70 коп. (с НДС), в которых отдельной строкой выделены педагогические работники (л. д. 10-12, 21, 39).
Согласно п. 5 ст. 55 Федерального закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства РФ N 377 от 27.06.2003г. утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Судом первой инстанции установлен факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом РФ и муниципальным образованием денежных средств не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.11.2005г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, производится органом, уполномоченным администрацией Алтайского края, на основании заключенных с организациями договоров за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Довод Минфина РФ о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, не может быть принят судом апелляционной инстанции. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления федеральным законом льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судом установлено недофинансирование со стороны Минфина РФ, вследствие чего с ответчика правомерно взысканы убытки на основании ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Ссылка подателя жалобы на то, что ответчиком по настоящему спору должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, апелляционным судом отклоняется. Решение вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
По данному вопросу свою позицию изложил Конституционный суд РФ в определении N 322-О-П от 08.02.2007г., указав на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, со стороны Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное ОАО "Алтайэнергосбыт" требование в части взыскания убытков без учета налога на добавленную стоимость, начисленного на стоимость предоставленных льгот.
Ссылка подателя жалобы на то, что до 25 декабря текущего года возможно изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств, не является основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
ОАО "Алтайэнергосбыт" заявило требование о возмещении убытков, составляющих расходы, фактически понесенные предприятием на момент обращения в суд. Следовательно, истец, с учетом установленных обстоятельств, в любом случае обладает правом на получение с ответчика взыскиваемых денежных средств, как сторона, надлежащим образом исполнившая принятые на себя обязательства.
Вместе с тем как установлено судом первой инстанции и не оспорено ответчиком, на момент обращения ОАО "Алтайэнергосбыт" в суд с настоящим требованием денежные средства на возмещение расходов, фактически понесенных предприятием, в необходимом объеме выделены не были. Доказательств предоставления достаточного финансирования ответчиком не представлено, в том числе и в суд апелляционной инстанции. При этом суд принимает во внимание, что до 25 декабря текущего года осталось чуть более месяца.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009г.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009г. по делу N А02-697/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В. В. Кресс |
Судьи |
Е. В. Кудряшева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-697/2009
Истец: ОАО "Алтайэнергосбыт" в лице филиала "Горно-Алтайский"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерство финансов (УФК по Республике Алтай)
Третье лицо: Отдел социального развития администрации МО "Шебалинский район", Министерсто финансов Республики Алтай