г. Томск |
Дело N 07АП-8763/09 (А03-8338/2009) |
13 ноября 2009 года |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего И. Н. Мухиной
судей Н. К. Калиниченко, В. М. Сухотиной
при ведении протокола судьей Н.К.Калиниченко
при участии представителя прокуратуры Ярцевой Е.Г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ребрихинского района Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 03 сентября 2009 года
по делу N А03-8338/2009 (судья М. А. Кулик)
по иску Прокуратуры Алтайского края к Администрации Ребрихинского района Алтайского края, муниципальному унитарному предприятию "Ребрихинское автотранспортное предприятие"
о признании недействительным договора
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Алтайского края (далее - Прокуратура АК) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Администрации Ребрихинского района Алтайского края (далее - Администрация), муниципальному унитарному предприятию "Ребрихинское автотранспортное предприятие" (далее - МУП "РАП") о признании недействительным договора на перевозку пассажиров автомобилями маршрутного транспорта общего пользования от 01.01.2008 года, заключенного между ответчиками (л.д.3-9).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены (л.д.124-127).
Не согласившись с решением, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске отказать. По мнению подателя, организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Для решения данного вопроса органы местного самоуправления муниципального района вправе создавать муниципальные предприятия, оказывающие муниципальные услуги или формировать и размещать муниципальный заказ. Администрацией было создано МУП "РАП" и открыты муниципальные маршруты, указанные в договоре. Необходимость открытия новых маршрутов и формирования и размещения муниципального заказа на конкурсной основе в МО Ребрихинского района в настоящее время отсутствует. Следовательно, договор 01.01.2008 года соответствует требованиям действующего законодательства (л.д.130-131).
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу считает ее доводы несостоятельными, а решение арбитражного суда - законным и обоснованным. Организация транспортного обслуживания на муниципальных маршрутах наряду с ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" также регулируется другими федеральными законами и законами Алтайского края, которыми предусмотрено обязательное проведение конкурсного отбора перевозчиков. Оспариваемый договор, как заключенный ответчиками с нарушением этого требования, обоснованно признан судом недействительным. В заседание суда апелляционной инстанции ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, своих представителей не направили.
Представитель истца в судебном заседании с требованиями жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, возражал против отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, выслушав представителя прокурора, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу положений статей 71, 72, 73 Конституции РФ вопросы транспортного обслуживания населения относятся к предмету ведения субъектов РФ.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ от 6.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
В связи с тем, что вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории субъекта РФ находятся в компетенции субъекта РФ, Алтайским краевым Законодательным Собранием правомерно принят Закон Алтайского края N 91- ЗС от 12.09.2007 года "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Алтайского края".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Закона организация транспортного обслуживания населения на маршрутах транспорта общего пользования на территории Алтайского края осуществляется: администрацией муниципального образования - на муниципальных маршрутах; уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере организации транспортного обслуживания населения - на межмуниципальных маршрутах, а также на маршрутах между субъектами РФ (в пределах территории Алтайского края).
Пунктом 4 статьи 5 Закона Алтайского края N 91-ЗС от 12.09.2007 года предусмотрено, что право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с данным Законом маршруту предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством РФ и Алтайского края.
Как следует из материалов дела, Администрация и МУП "РАП" заключили договор на перевозку пассажиров автомобилями маршрутного транспорта общего пользования от 01.01.2008 года, которым определили порядок транспортного обслуживания пассажиров, условия финансирования и предоставления проезда по единому социальному проездному билету на территории Ребрихинского района для категорий граждан, имеющих право на меры по социальной поддержке в соответствии с федеральным законом РФ, и граждан, достигших возраста, дающего право выхода на пенсию по старости. Стороны определили 10 маршрутов, по которым муниципальному унитарному предприятию "Ребрихинское автотранспортное предприятие" предоставлено право осуществлять перевозки пассажиров.
Исследовав договор от 01.01.2008 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данный договор подписан в рамках исполнения органом местного самоуправления своих обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, проживающего на территории муниципального образования, и фактически представляет собой реализацию публичных полномочий соответствующего органа. Как правильно указала первая инстанция, такие решения могут приниматься только в установленном порядке с соблюдением предусмотренных для этого условий, и не должны каким-либо образом нарушать права и законные интересы иных лиц, в частности, создавать преимущества для одних перевозчиков или ограничивать доступ других к осуществлению предпринимательской деятельности на имеющемся рынке. Для соблюдения указанных условий соответствующее решение органа местного самоуправления должно приниматься на конкурсной основе.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 6 ФЗ от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", подпункту 6 пункта 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 6 статьи 5 Устава муниципального образования Ребрихинский район Алтайского края установлено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района и полномочиям администрации района (ст.45 Устава).
Решением Ребрихинского районного Совета народных депутатов от 26.10.2007 года N 73 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Ребрихинского района Алтайского края, регламентирующее порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом общего пользования на территории Ребрихинского района, который включает отбор перевозчиков для работы маршрутной сети, проводимый организатором перевозок на конкурсной основе.
Согласно разделам 4, 5 данного Положения, организатором транспортного обслуживания населения в Ребрихинском районе является администрация района, в функции которой входит, в том числе, заключение договоров с перевозчиками, получившими на основании конкурсного отбора право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах. Право осуществления перевозок по каждому установленному маршруту предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора. Требования указанных разделов соответствуют норме пункта 4 статьи 5 Закона Алтайского края N 91-ЗС от 12.09.2007 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нормативно-правовыми актами предусмотрено проведение конкурса на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом.
Учитывая, что договор от 01.01.2008 года заключен без проведения конкурса, первая инстанция правомерно указала, что это нарушает требования Закона Алтайского края "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Алтайского края", Федерального Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В соответствии со статьей 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку договор от 01.01.2008 года заключен с нарушением требований действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно признал его недействительным согласно статье 168 ГК РФ.
Таким образом, апелляционный суд считает, что Арбитражным судом Алтайского края обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Алтайского края и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 03 сентября 2009 года по делу N А03-8338/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И. Н. Мухина |
Судьи |
Н. К. Калиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8338/2009
Истец: Заместитель прокурора Алтайского края
Ответчик: МУП "Ребрихинское автотранспортное предприятие", Администрация Ребрихинского района Алтайского края
Третье лицо: Прокуратура Томской области
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8763/09